Конкурсы

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Откуда берется и куда девается мусор. Плешаков

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда берется и куда девается мусор?». Школа России

Цели: формировать представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, на природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения чистоты.

Оборудование: коробка из-под шоколадных конфет, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная, пластмассовая), портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся — упаковки от продуктов, принесенные из дома, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какую кормушку вы сделали? Почему вы выбрали именно такую кормушку?

(Выставка кормушек, сделанных учащимися.)

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесим на сучок.

Насыплем вам мы корма —

Клюйте веселей.

Над домиком дощатым

С утра немолчный гам.

Как весело пернатым,

Порхающим гостям!

(Можно использовать КП Мы (тест 23, с. 36).)

III. Самоопределение к деятельности

Муравьишка угостил своих друзей шоколадными конфетами.

— Ребята, а что останется после того, как муравьи съедят конфеты? (Пустая коробка.)

(Учитель демонстрирует пустую коробку из-под конфет, показывает ее части: наружную пленку, пластиковую подложку, мягкую бумагу внутри. Появляется Злючка-Грязючка (учитель вывешивает рисунок на доску).)

— Ребята, а почему появилась Злючка-Грязючка? Где она появляется? (Там, где грязно, где мусор.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О мусоре.)

— Прочитайте тему урока на с. 78 учебника. (Откуда берется и куда девается мусор?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Вспомните, какой бывает мусор.

— А от чего он появляется? (Ответы детей.)

— Рассмотрите верхний рисунок на с. 78. Что на нем изображено? (Продукты.)

— Какой мусор образуется после использования этих продуктов? (Ответы детей.)

(Учитель читает текст от лица Злючки-Грязючки.)

Посмотрите, ребята, Злючка-Грязючка совсем не любит конфеты, лучший подарок для нее — это мусор. «Какой прекрасный мусор!» - вскрикивает Грязючка, когда видит его. А появиться он может везде: и в лесу, и в доме, и на улице.

— Откуда же берется мусор? (Ответы детей.)

— В каждом доме каждый день появляется много мусора. Приведите примеры таких ситуаций. (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.

(Учитель читает стихотворение, а учащиеся изображают некоторые действия детей из стихотворения.)

Прогулка

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки,

И, как будто нам назло.

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли —

Тоже пили, тоже, если,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

— Эй, ребята! — крикнул Дима —

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки —

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

С. Михалков

— Ребята, почему люди не нашли другого места?

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок на с. 79. Куда лучше вывезти мусор? (На завод по переработке мусора.)

— Почему надо отправить машину на завод по переработке мусора? (Из него сделают новые упаковки для продуктов.)

2. Практическая работа в группах

Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его — мусор из разного материала собирают в разные контейнеры.

— А для чего они это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе.)

Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах.

— Давайте и мы рассортируем свои упаковки.

(Учитель выкладывает для каждой группы бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические упаковки, банки (в разные кучки), а учащиеся раскладывают по этим кучкам упаковки, принесенные из дома. Затем выполняют задание в рабочей тетради (с. 54—55), каждая группа сообщает о результатах своей работы.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (с. 55).

— Рассмотрите рисунок. Выполните задание. Обоснуйте свой ответ.

№3 (с. 55).

— Рассмотрите рисунок. Что обозначает знак, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик?

— Нарисуйте свой знак.

4. Творческая работа

— Ребята, а как сделать так, чтобы мусор стал полезным?

(Учащиеся могут предложить разные варианты использования ненужных предметов: из коробок можно сделать кормушки для птиц, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, в металлических коробочках из-под чая можно хранить мелочь и т. д.)

- Превратите во что-нибудь полезное эти предметы: пакет из-под молока, пластиковую бутылку, фантики, пластиковые стаканчики из-под йогурта и т. д.

(Работа в группах.)

- Рассмотрите рисунок на с. 79. Придумайте свою историю о том, что произошло однажды около муравейника, где жил наш Муравьишка Вопросик, из-за того, что некоторые люди бросают мусор, где попало, не убирают его за собой.

5. Вывод правил

Давайте договоримся, что не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, мусорные ведра, контейнеры.

- Как сделать так, чтобы мусора было меньше?

(Учащиеся работают в группах и предлагают свои варианты решения этой задачи. Затем идет обмен мнениями. В уходе выполнения задания вырабатывается свод правил.)

1. Не бери лишних бумажных и целлофановых пакетов в магазине, если собираешься их сразу выбросить.

2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.

3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.

4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.

5. Не покупай больше, чем может понадобиться.

6. Одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся.

7. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 79, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Докажите, что за обычным мусором скрывается большая проблема. (Ответы детей.)

- Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы? (Не бросать мусор где попало, выбрасывать его в урну, мусорное ведро или контейнер.)

Рекомендации для занятий дома

1. Изготовить различные поделки из предметов, которые обычно выбрасывают.

2. Придумать и нарисовать знак «Не мусорить!».

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!