Цели: формировать представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, на природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения чистоты.
Оборудование: коробка из-под шоколадных конфет, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная, пластмассовая), портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся — упаковки от продуктов, принесенные из дома, цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Какую кормушку вы сделали? Почему вы выбрали именно такую кормушку?
(Выставка кормушек, сделанных учащимися.)
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Насыплем вам мы корма —
Клюйте веселей.
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам.
Как весело пернатым,
Порхающим гостям!
(Можно использовать КП Мы (тест 23, с. 36).)
III. Самоопределение к деятельности
Муравьишка угостил своих друзей шоколадными конфетами.
— Ребята, а что останется после того, как муравьи съедят конфеты? (Пустая коробка.)
(Учитель демонстрирует пустую коробку из-под конфет, показывает ее части: наружную пленку, пластиковую подложку, мягкую бумагу внутри. Появляется Злючка-Грязючка (учитель вывешивает рисунок на доску).)
— Ребята, а почему появилась Злючка-Грязючка? Где она появляется? (Там, где грязно, где мусор.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О мусоре.)
— Прочитайте тему урока на с. 78 учебника. (Откуда берется и куда девается мусор?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Вспомните, какой бывает мусор.
— А от чего он появляется? (Ответы детей.)
— Рассмотрите верхний рисунок на с. 78. Что на нем изображено? (Продукты.)
— Какой мусор образуется после использования этих продуктов? (Ответы детей.)
(Учитель читает текст от лица Злючки-Грязючки.)
Посмотрите, ребята, Злючка-Грязючка совсем не любит конфеты, лучший подарок для нее — это мусор. «Какой прекрасный мусор!» - вскрикивает Грязючка, когда видит его. А появиться он может везде: и в лесу, и в доме, и на улице.
— Откуда же берется мусор? (Ответы детей.)
— В каждом доме каждый день появляется много мусора. Приведите примеры таких ситуаций. (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся изображают некоторые действия детей из стихотворения.)
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там — пустые банки,
И, как будто нам назло.
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли —
Тоже пили, тоже, если,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
— Эй, ребята! — крикнул Дима —
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли —
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
С. Михалков
— Ребята, почему люди не нашли другого места?
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 79. Куда лучше вывезти мусор? (На завод по переработке мусора.)
— Почему надо отправить машину на завод по переработке мусора? (Из него сделают новые упаковки для продуктов.)
2. Практическая работа в группах
Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его — мусор из разного материала собирают в разные контейнеры.
— А для чего они это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе.)
Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах.
— Давайте и мы рассортируем свои упаковки.
(Учитель выкладывает для каждой группы бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические упаковки, банки (в разные кучки), а учащиеся раскладывают по этим кучкам упаковки, принесенные из дома. Затем выполняют задание в рабочей тетради (с. 54—55), каждая группа сообщает о результатах своей работы.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (с. 55).
— Рассмотрите рисунок. Выполните задание. Обоснуйте свой ответ.
№3 (с. 55).
— Рассмотрите рисунок. Что обозначает знак, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик?
— Нарисуйте свой знак.
4. Творческая работа
— Ребята, а как сделать так, чтобы мусор стал полезным?
(Учащиеся могут предложить разные варианты использования ненужных предметов: из коробок можно сделать кормушки для птиц, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, в металлических коробочках из-под чая можно хранить мелочь и т. д.)
- Превратите во что-нибудь полезное эти предметы: пакет из-под молока, пластиковую бутылку, фантики, пластиковые стаканчики из-под йогурта и т. д.
(Работа в группах.)
- Рассмотрите рисунок на с. 79. Придумайте свою историю о том, что произошло однажды около муравейника, где жил наш Муравьишка Вопросик, из-за того, что некоторые люди бросают мусор, где попало, не убирают его за собой.
5. Вывод правил
Давайте договоримся, что не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, мусорные ведра, контейнеры.
- Как сделать так, чтобы мусора было меньше?
(Учащиеся работают в группах и предлагают свои варианты решения этой задачи. Затем идет обмен мнениями. В уходе выполнения задания вырабатывается свод правил.)
1. Не бери лишних бумажных и целлофановых пакетов в магазине, если собираешься их сразу выбросить.
2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.
3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.
4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.
5. Не покупай больше, чем может понадобиться.
6. Одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся.
7. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 79, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вернемся к учебной задаче урока. Докажите, что за обычным мусором скрывается большая проблема. (Ответы детей.)
- Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы? (Не бросать мусор где попало, выбрасывать его в урну, мусорное ведро или контейнер.)
Рекомендации для занятий дома
1. Изготовить различные поделки из предметов, которые обычно выбрасывают.
2. Придумать и нарисовать знак «Не мусорить!».
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!