Цели: познакомить с правилами поведения на лугу и в лесу; дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей на лугу и в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.
Оборудование: картинки с изображением цветущего луга, леса или видеофрагменты; у учащихся — цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Почему мы любим своих домашних питомцев?
- Какие предметы, необходимые для ухода за кошкой, вы можете назвать?
— Какие предметы, необходимые для ухода за собакой, вы можете назвать?
— Как называется врач, который лечит кошек и собак?
— Какие правила гигиены нужно соблюдать при общении с животными? (После общения с животными помыть руки.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает картинку с изображением цветущего луга или короткий видеофрагмент.)
— Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу? (Жужжание насекомых, пение птиц...)
— А что бы мы увидели? (Цветы, бабочек, травы...)
— А что бы мы почувствовали? (Запах цветов, легкий ветерок...)
— Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ — как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
(Учитель показывает картинку с изображением леса или короткий видеофрагмент.)
— Что бы мы услышали, если бы оказались в лесу? (Пение птиц, шум деревьев...)
— А что бы увидели? (Деревья, лесных животных...)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О луге и лесе.)
— Прочитайте тему урока на с. 46, 48 учебника. (Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- Ребята, какие вы знаете цветы? Назовите их. (Ромашка, колокольчик, одуванчик, василек...)
— Каких вы знаете бабочек? Назовите. (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз...)
— Где вы их встречали в природе? (Ответы детей.)
- Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте, какие могут быть у них названия. (Ответы детей.)
— А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя.
(Работа в парах. Самопроверка по учебнику (с. 88).)
— Отгадайте загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)
— Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.
(Класс делится на две группы. Первая группа описывает рисунок слева, вторая — рисунок справа.)
Примерные рассказы детей
1. На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
2. На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» — сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.
— Сделайте выводы. (Ответы детей.)
— Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем?
(Учащиеся или учитель читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что...» (с. 47).)
— Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. (Ответы детей.)
— Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)
— Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47.
— Придумайте сказочную историю по рисунку над этим текстом. (Заслушиваются две-три истории.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 30-31).
(Работа в группах.)
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте задание. Обсудите его с товарищами.
- Выполните задание.
(Проверка.)
— Названия каких цветов вы знали? Названия каких цветов вы узнали с помощью атласа-определителя?
— Какие цветы вы видели в природе?
№2 (с. 31).
(Работа в группах.)
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте задание.
— Выполните задание, посоветовавшись с друзьями. (Проверка.)
— Названия каких бабочек вы знали? Названия каких бабочек вы узнали с помощью атласа-определителя?
— Каких бабочек вы видели в природе?
№3 (с.32).
— Рассмотрите изображение луга. Раскрасьте рисунок так, чтобы луг стал нарядным, красивым.
№4 (с. 33).
— Рассмотрите рисунки. Попробуйте оценить эти поступки. (Ответы детей.)
— К чему они могут привести?
V. Физкультминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Игра «Озвучь картинку»
А теперь мы очутились в лесу. Прислушайтесь. Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.
- Рассмотрите рисунок на с. 48 учебника. Попробуйте озвучить, оживить ее.
(Несколько учеников озвучивают шелест листвы (они произносят: ш-ш-ш). Другая группа детей голосом передает пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, фью-фью-фью и т. д.). Кто-то из ребят жужжит, как насекомые (ж-ж-ж).)
2. Беседа, работа по учебнику
- Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу? (Ответы детей.)
— Послушайте стихотворение.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину — сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех — сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе, довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Г. Ладонникова
— Правильно ли вел себя в лесу человек? Чего он не знает? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунок на с. 49. Давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
— К каким последствиям может привести шум в лесу?
(Работа в парах. Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что...» и высказывают свои предположения. Самопроверка по учебнику (с. 89).)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 34).
— Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Как ведут себя ребята?
- Какое правило забыли дети?
— Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
№2 (с. 34).
— Рассмотрите рисунок.
— Что обозначает знак, который сделал Муравьишка Вопросик?
— А какой знак придумали бы вы? Нарисуйте его. Объясните, что он обозначает.
VII. Рефлексия
(Класс делится на две группы. Первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе - в лесу, с частицей «не»: не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите; не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте Деревья и т. д.)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.)
— Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Чтобы не нарушать жизнь его обитателей.)
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 33).
2. Придумать стихотворение или загадку о цветке, бабочке или о лесе.
3. Придумать знак «Не шуми в лесу!», «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!».
4. Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 50—51).
Как один художник рисовал лес
— Что такое лес? — размышлял художник. — Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
— Это не лес! — послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. — Без цветов, без трав — не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
— А насекомых нарисовал? — опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
— Нужны птицы, а еще — кусты и ягоды, — не унимался старичок- Лесовичок.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
— Нарисуй жабу и ящерицу!
- Нет, — сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
— Вот это лес! — сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.
* * *
Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!