Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Школа России

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». УМК А. А. Плешаков

Цели: довести до понимания необходимость гигиенических процедур — чистки зубов и мытья рук; учить приемам чистки зубов и мытья рук.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук; научатся отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.

Оборудование: письмо от Мойдодыра, грязный листок с домашней работой, фотография взрослого или ребенка, у которого выпали зубы; у учащихся — зубная щетка, детская зубная паста, детское мыло, полотенце, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Кто больше?»

(Класс делится на две команды. Одни называют только овощи, другие — фрукты. Учитель следит за тем, чтобы не было ошибок и повторов.)

2. Конкурс поэтов

— Какие стихи про овощи и фрукты у вас получились? Кто хочет прочитать?

(Можно использовать КИМы (тест 46, с. 72).)

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, посмотрите, какой красивый конверт принес нам Муравьишка. Прочитайте на конверте, от кого это письмо. (От Мойдодыра.)

(Учитель читает письмо.)

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водой:

Кипяченой, ключевой,

Из реки или колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем —

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите — не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чище —

Я грязнуль не выношу!

Ю. Тувим

- Почему надо мыть руки и лицо? (Чтобы они были чистыми.)

К сожалению, не все дети выполняют это правило. Посмотрите, в конверте находится листок с домашней работой. Он весь в пятнах. Этот ученик, конечно, не из нашего класса и не знает, почему надо мыть руки.

(Учитель достает из конверта грязный листок с домашней работой и фотографию взрослого или ребенка, у которого выпали зубы.)

— Приятно ли смотреть на это лицо? Почему?

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Почему нужно чистить зубы и мыть руки?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Ребята, порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 90.

— Что образуется на зубах? (Налет из микробов и остатков пищи.)

— Что появляется на руках? (Грязь и микробы.)

— Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза - утром и вечером.)

— Рассмотрите предметы на с. 56 учебника. Какие из них нужны для чистки зубов? (Зубная паста и зубная щетка.)

— А какие предметы нужны для мытья рук? (Мыло, полотенце.)

— Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.)

— А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определенных случаях.)

(Можно проговорить все моменты, когда человек должен помыть руки. Получится более 10—15 раз в день.)

V. Физкультминутка

Я грибочек сыроежка,

(Руки на грудь и в стороны.)

Я малюсенький.

{Упор присев.)

Меня дети очень любят,

(Встать, повороты туловища вправо и влево, руки в стороны, затем вниз.)

Я вкусненький.

(Полуприсед, погладить живот.)

Я грибочек-невеличка,

(Полуприсед с наклоном вправо, руки перед собой.)

А зовут меня лисичка.

(Повторить в другую сторону.)

Я грибочек мухомор,

(Ходьба на месте (тяжелая).)

Пятнышки на шляпке.

(Полуприсед, пятки вместе, носки врозь, руки перед грудью.)

Почему не любите

(Правая нога на пятку, руки в стороны.)

Вы меня, ребятки?

(То же с другой ноги.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

— А теперь отгадайте загадки.

Хвостик из кости,

А на спинке — щетинки. (Зубная щетка.)

 

Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)

 

Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю. (Зубной порошок.)

— Чем мы чистим зубы? (Зубной щеткой.)

Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная).

— А как правильно чистить зубы? Посмотрите на с. 57. (Учащиеся рассматривают рисунок и обсуждают, как правильно чистить зубы. Учитель читает стихотворение.)

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри...

— Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.)

— Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху — круговыми движениями.)

(Учащиеся показывают движения.)

— А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубной пастой.)

(Учитель показывает детскую зубную пасту.)

— Отгадайте еще одну загадку.

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было... (мыло).

— Чем мы моем руки? (Мылом.)

— Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой. Если вода еще грязная, то процедуру повторить.)

(Один ученик у раковины моет руки правильно, вытирает одноразовым полотенцем или носовым платком. Учитель напоминает о том, что полотенце должно быть индивидуальное у каждого человека. Далее дети читают это правило в учебнике.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 38).

— Рассмотрите рисунок.

— Вспомните, как правильно чистить зубы.

— Выполните задание.

(Проверка в парах.)

№2 (с. 39).

— А сейчас вам предстоит побывать в роли художников-дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла.

(Конкурс на лучшую упаковку.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 57, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Кто сегодня вечером правильно почистит зубы?

— Сколько раз в день нужно мыть руки? (Много раз, около 10—15раз и более.)

Рекомендации для занятий дома

Рассказать родителям о том, как правильно чистить зубы.

Дополнительный материал

Мыло

Ты, конечно, не раз выдувал радужные мыльные пузыри. Они срывались с палочки, медленно плавали в воздухе и вскоре лопались. Когда ты намыливаешь руки, образуются точно такие же мыльные пузырьки, только очень мелкие. Каждый в отдельности и не разглядишь. Все вместе они создают слой легкой пены. У этих мелких пузырьков большая сила. Они отрывают от кожи частички грязи и уносят с собой. Вода смывает мыльную пену вместе с грязью и микробами — и руки чистые. Именно мыльные пузыри поработали над твоими руками.

Варить мыло люди научились еще в глубокой древности — 4 тыс. лет назад. Конечно, первое мыло было мало похоже на душистые разноцветные кусочки в красивой упаковке, которые мы покупаем сегодня.

Это был скверно пахнущий мыльный раствор, сваренный из козьего жира и золы деревьев.

Первые мыловаренные заводы построили во Франции в IX в., т. е. 1100 лет назад. В России мыловаренные заводы стали строить при Петре I. Мылом пользовалась только знать. Крестьяне еще долго стирали и мылись щелоком — древесной золой, прокипяченной с водой.

Сейчас каждый человек за год расходует около 10 кг мыла, шампуня, стирального порошка.

Зубная щетка

Каждый ли день ты чистишь зубы, дружок? Часто ли встречаешься с зубной щеткой? Послушай, какой указ издал французский король для своих подданных, которые служили при его дворе: «Повелеваю мыть руки каждый день, а лицо — почти так же часто, держать в чистоте волосы, глаза, зубы и даже ноги, особенно летом...»

Может быть, сегодня вечером ты вспомнишь рекомендации французского короля и особенно старательно вымоешь лицо, руки и вычистишь зубы?

Давно, когда зубной щетки еще и в помине не было, люди все же чистили зубы. Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жженого оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой. Десны после чистки зубов смазывали специальными мазями.

У народов Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щетку. Называлось это приспособление «зубной веник».

В европейских странах — во Франции, Англии, в России и других — зубная щетка появилась более 300 лет назад, в XVII в. Тогда-то французский король и обязал своих придворных чистить зубы каждый день.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!