Цели: довести до понимания необходимость гигиенических процедур — чистки зубов и мытья рук; учить приемам чистки зубов и мытья рук.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук; научатся отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.
Оборудование: письмо от Мойдодыра, грязный листок с домашней работой, фотография взрослого или ребенка, у которого выпали зубы; у учащихся — зубная щетка, детская зубная паста, детское мыло, полотенце, цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто больше?»
(Класс делится на две команды. Одни называют только овощи, другие — фрукты. Учитель следит за тем, чтобы не было ошибок и повторов.)
2. Конкурс поэтов
— Какие стихи про овощи и фрукты у вас получились? Кто хочет прочитать?
(Можно использовать КИМы (тест 46, с. 72).)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, посмотрите, какой красивый конверт принес нам Муравьишка. Прочитайте на конверте, от кого это письмо. (От Мойдодыра.)
(Учитель читает письмо.)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водой:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем —
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище —
Я грязнуль не выношу!
Ю. Тувим
- Почему надо мыть руки и лицо? (Чтобы они были чистыми.)
К сожалению, не все дети выполняют это правило. Посмотрите, в конверте находится листок с домашней работой. Он весь в пятнах. Этот ученик, конечно, не из нашего класса и не знает, почему надо мыть руки.
(Учитель достает из конверта грязный листок с домашней работой и фотографию взрослого или ребенка, у которого выпали зубы.)
— Приятно ли смотреть на это лицо? Почему?
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Почему нужно чистить зубы и мыть руки?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Ребята, порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 90.
— Что образуется на зубах? (Налет из микробов и остатков пищи.)
— Что появляется на руках? (Грязь и микробы.)
— Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза - утром и вечером.)
— Рассмотрите предметы на с. 56 учебника. Какие из них нужны для чистки зубов? (Зубная паста и зубная щетка.)
— А какие предметы нужны для мытья рук? (Мыло, полотенце.)
— Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.)
— А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определенных случаях.)
(Можно проговорить все моменты, когда человек должен помыть руки. Получится более 10—15 раз в день.)
V. Физкультминутка
Я грибочек сыроежка,
(Руки на грудь и в стороны.)
Я малюсенький.
{Упор присев.)
Меня дети очень любят,
(Встать, повороты туловища вправо и влево, руки в стороны, затем вниз.)
Я вкусненький.
(Полуприсед, погладить живот.)
Я грибочек-невеличка,
(Полуприсед с наклоном вправо, руки перед собой.)
А зовут меня лисичка.
(Повторить в другую сторону.)
Я грибочек мухомор,
(Ходьба на месте (тяжелая).)
Пятнышки на шляпке.
(Полуприсед, пятки вместе, носки врозь, руки перед грудью.)
Почему не любите
(Правая нога на пятку, руки в стороны.)
Вы меня, ребятки?
(То же с другой ноги.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
— А теперь отгадайте загадки.
Хвостик из кости,
А на спинке — щетинки. (Зубная щетка.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)
Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок.)
— Чем мы чистим зубы? (Зубной щеткой.)
Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная).
— А как правильно чистить зубы? Посмотрите на с. 57. (Учащиеся рассматривают рисунок и обсуждают, как правильно чистить зубы. Учитель читает стихотворение.)
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри...
— Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.)
— Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху — круговыми движениями.)
(Учащиеся показывают движения.)
— А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубной пастой.)
(Учитель показывает детскую зубную пасту.)
— Отгадайте еще одну загадку.
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было... (мыло).
— Чем мы моем руки? (Мылом.)
— Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой. Если вода еще грязная, то процедуру повторить.)
(Один ученик у раковины моет руки правильно, вытирает одноразовым полотенцем или носовым платком. Учитель напоминает о том, что полотенце должно быть индивидуальное у каждого человека. Далее дети читают это правило в учебнике.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 38).
— Рассмотрите рисунок.
— Вспомните, как правильно чистить зубы.
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 39).
— А сейчас вам предстоит побывать в роли художников-дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла.
(Конкурс на лучшую упаковку.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 57, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Кто сегодня вечером правильно почистит зубы?
— Сколько раз в день нужно мыть руки? (Много раз, около 10—15раз и более.)
Рекомендации для занятий дома
Рассказать родителям о том, как правильно чистить зубы.
Мыло
Ты, конечно, не раз выдувал радужные мыльные пузыри. Они срывались с палочки, медленно плавали в воздухе и вскоре лопались. Когда ты намыливаешь руки, образуются точно такие же мыльные пузырьки, только очень мелкие. Каждый в отдельности и не разглядишь. Все вместе они создают слой легкой пены. У этих мелких пузырьков большая сила. Они отрывают от кожи частички грязи и уносят с собой. Вода смывает мыльную пену вместе с грязью и микробами — и руки чистые. Именно мыльные пузыри поработали над твоими руками.
Варить мыло люди научились еще в глубокой древности — 4 тыс. лет назад. Конечно, первое мыло было мало похоже на душистые разноцветные кусочки в красивой упаковке, которые мы покупаем сегодня.
Это был скверно пахнущий мыльный раствор, сваренный из козьего жира и золы деревьев.
Первые мыловаренные заводы построили во Франции в IX в., т. е. 1100 лет назад. В России мыловаренные заводы стали строить при Петре I. Мылом пользовалась только знать. Крестьяне еще долго стирали и мылись щелоком — древесной золой, прокипяченной с водой.
Сейчас каждый человек за год расходует около 10 кг мыла, шампуня, стирального порошка.
Зубная щетка
Каждый ли день ты чистишь зубы, дружок? Часто ли встречаешься с зубной щеткой? Послушай, какой указ издал французский король для своих подданных, которые служили при его дворе: «Повелеваю мыть руки каждый день, а лицо — почти так же часто, держать в чистоте волосы, глаза, зубы и даже ноги, особенно летом...»
Может быть, сегодня вечером ты вспомнишь рекомендации французского короля и особенно старательно вымоешь лицо, руки и вычистишь зубы?
Давно, когда зубной щетки еще и в помине не было, люди все же чистили зубы. Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жженого оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой. Десны после чистки зубов смазывали специальными мазями.
У народов Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щетку. Называлось это приспособление «зубной веник».
В европейских странах — во Франции, Англии, в России и других — зубная щетка появилась более 300 лет назад, в XVII в. Тогда-то французский король и обязал своих придворных чистить зубы каждый день.
Автор: Максимова Т. Н.
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!