Цели: формировать начальные представления о звуках и их разнообразии в окружающем мире; рассказать о возникновении звука; показать необходимость бережного отношения к ушам.
Предполагаемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к органу слуха.
Оборудование: резинка, барабан с палочками.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Учитель читает рассказ, на вопросы мальчика просит сначала ответить учеников и лишь затем читает ответы мамы.)
Дождь
Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.
— Мама! — позвал Вася.
Мама пришла из кухни. От мамы пахло луком, в руке она держала нож.
— Откуда дождь падает?
— Из тучи, ты ведь сам знаешь.
— А куда?
— На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! — сказала мама, начиная сердиться.
— А откуда тучи? — не унимается Вася.
— Вода испаряется с земли!
— Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?
— Можно сказать и так.
— Значит, дождь идет все время! — сказал Вася.
— А вот этого сказать нельзя!
И мама улыбнулась.
— Ребята, а почему нельзя сказать, что дождь идет все время? (Когда вода испаряется, она становится прозрачным невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше.)
— Мама, мама, отгадай загадку! — не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному. — Без рук, без ног, а ворота открывает.
— Это ветер! — ответила мама.
Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.
— А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: почему дует ветер? Вася это знал и с радостью рассказал маме.
- Ребята, какое объяснение услышала мама? (Земля по-разному нагревается от солнечных лучей в разных местах. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Воздух движется, и получается ветер.)
— А что такое туча? (Темное, густое облако.)
— Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)
— Какие эти капельки воды? (Тяжелые.)
— Почему они падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, так как тяжелые, поэтому и падают на землю.)
— Какие бывают дожди? (Ливень, косой, ситничек.)
(Можно использовать КИМы (тест 38, с. 58).)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, давайте послушаем тишину в классе.
(Дети минуту сидят тихо.)
— Что вы услышали? (Тиканье часов, шум в школьном коридоре, за окном на улице.)
— А как одним словом все это можно назвать? (Звуки.)
— Каким образом, находясь в классе, мы слышим звуки на улице?
(Учащиеся высказывают свои предположения, но научного объяснения дать не могут.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О звуках.)
— Прочитайте тему урока на с. 38 учебника. (Почему звенит звонок?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Когда какой звук мы слышим?»
— Какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаем новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаем об опасности (например, сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.)
— Я буду называть звуки, а вы должны догадаться, когда их можно услышать.
• А-а-а. (Когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло.)
• Аа-ааа-ааа. (Когда девочка укачивает куклу.)
• Ох-ох. (Охают больные.)
• Пи-пи-пи. (Пищит мышка.)
• Уа-уа. (Плачет малыш.)
• Ау-ау. (Кричат, когда заблудятся в лесу.)
• Ха-ха-ха. (Смеются.)
• Цып-цып-цып. (Подзывают цыплят.)
• Но-но-но. (Подгоняют лошадь.)
2. Игра «Узнай по звуку»
— Рассмотрите рисунки на с. 38 учебника. Попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и было всем все понятно, мы с вами немного поиграем.
(Учитель вызывает желающего ученика, на ушко говорит ему, какой рисунок ему надо «оживить» голосом. Ученик изображает, класс отгадывает. Затем выходит другой ученик.)
3. Практическая работа в парах
(Выполняется по заданиям в рабочей тетради (с. 25, № 1).)
4. Беседа, работа по учебнику
— Отгадайте загадку.
Кулик невелик,
Целой сотне велит.
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Школьный звонок.)
— Когда мы слышим школьный звонок? (Когда начинается или заканчивается урок.)
Муравьишка напоминает вопрос урока: почему звенит звонок? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Обсудите его с соседом по парте.
(Учащиеся несколько минут работают в парах, затем высказывают свои предположения и читают вывод на с. 39 учебника.)
— Ребята, как художник показал, что предметы, изображенные на с. 38, издают звуки? (Он нарисовал дуги.)
V. Физкультминутка
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га.
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.
Ветер ветки раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Муравьишка принес вам старинную загадку. Попробуйте ее отгадать. Отгадка связана с нашим уроком.
Плосконька досочка:
По краям обшивочка,
А в середке — дырочка. (Ухо.)
— Почему я сказала, что отгадка связана с темой урока? (Наши уши улавливают звуки.)
— Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)
— Как надо относиться к ушам? (Бережно.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь уши? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 39.
— Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Что же нас встречает? Живет без тела.
Говорит без языка;
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо.)
— Как же образуется эхо? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 88.
— Ребята, Муравьишка не очень хорошо понял, как образуется эхо. Давайте поможем ему.
(Учащиеся еще раз повторяют текст.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 26).
— Рассмотрите рисунок. Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.
— Выполните задание.
(Проверка.)
— Что мы услышим, если крикнем «рыбак»? (Бак.)
— А если крикнем «машина»? {Шина.)
3. Игра «Эхо»
— Какой цветок получил чемпион? (Пион — пион — пион.)
— Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка - речка — речка.)
— Какое блюдо приготовила стряпуха? (Уха — уха — уха.)
4. Творческая работа
— Рассмотрите на с. 39 Ушастика, которого нарисовал Муравьишка Вопросик. Сочините о нем сказку.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
— Кто дома родителям сможет рассказать, как возникает и распространяется звук?
Рекомендации для занятий дома
Узнать у взрослых, есть ли звуки на Луне. Если есть, то какие, если нет, то почему?
Звуки
Задумывались ли вы хоть раз, сколько разных звуков вокруг? Шорох листвы, щебет птиц, журчание и плеск воды. Шум моторов, скрип колес, гудки, звонки. Голоса людей, шаги, звон посуды. Наконец, музыка. В самый тихий час и в самом безлюдном месте ухо всегда улавливает какие-то звуки. И все потому, что везде хоть что-нибудь да движется, колеблется.
Колеблется струна и толкает частицы воздуха, а частицы воздуха толкают друг друга. Все дальше передаются по воздуху колебания струны, и мы слышим, как она поет.
Дойдут колебания воздуха до препятствия, ударятся о него, как мячик, отразятся и идут обратно. Получается эхо.
А вот на Луне космонавты не могут разговаривать, как на Земле. Даже мощные взрывы будут там совершенно беззвучными. И неудивительно: на Луне нет воздуха, по которому передаются звуковые волны.
Скорость звука в воздухе в обычных условиях — около 330 м/с.
Ультразвук
Человек слышит низкие звуки гудков пароходов, высокие звуки соловьиной песни. Но мы слышим далеко не все низкие и не все высокие звуки. Самый высокий звук, который слышит человек, — это писк комара. А еще более высокий звук (более 20 тыс. колебаний в секунду) человек уже не слышит — это и есть ультразвук. «Ультра» в переводе с латинского означает «сверх, за пределами».
Ультразвуки воспринимают дельфины, летучие мыши, различные Насекомые. Человек тоже может «услышать» ультразвуки, но... только с помощью приборов.
Эхо
...Жила-была прекрасная нимфа Эхо. Она резвилась, пела и танцевала со своими подругами у лесного озера. Однажды она увидела красивого юношу Нарцисса и полюбила его. Но Нарцисс никого не любил, кроме себя. Он, не отрываясь, глядел в воду и любовался своим отражением, а на бедную Эхо не обращал внимания. Несчастная нимфа высохла от горя. От нее остался лишь голос, который мог повторять только окончания произнесенных кем-нибудь слов.
Эту сказку придумали древние греки. Что же происходит на самом деле, а не в сказке? Звук твоего голоса долетает до деревьев, стоящих плотной стеной на опушке, отталкивается, как мячик от стены, и возвращается к тебе эхом.
В горах или в старинном замке можно услышать двойное и даже тройное эхо, потому что звук голоса отражается от каждой стоящей поблизости скалы или стены и возвращается назад.
Но эхо возникает не всегда. Если препятствие — стена, скала или берег — очень близко или очень далеко, эха не слышно. Не слышно его и в жаркий солнечный день.
Иногда кажется, что эхо откликается откуда-то сверху. Оно то громче, то тише; то звонче, то глуше, то веселее, то печальнее. Это зависит от погоды, от расстояния, от места и даже от времени. Самое звонкое эхо слышится прохладным вечером на реке с высокими берегами.
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо:
— Замолчишь ты?
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
- Ишь ты, ишь ты!
Значит, понимает речь мою.
Я сказала:
— Ты поешь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
— Ладно, ладно!
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь — и все звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
И не скучно, потому что эхо...
Е. Благинина
Наши уши
Слышим мы ушами. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетел звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Через него звук проникает внутрь уха и попадает в... тупик. Дальше его не пускает тоненькая и гибкая барабанная перепонка. Звук ее колеблет, и она передает эти колебания среднему уху. Но и оно еще ничего не слышит. В нем только колеблются от звука три крохотные косточки — молоточек, наковальня и стремечко. Свои колебания они передают жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Вот оно-то и воспринимает всякий звук и передает сигнал в мозг.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!