Цель: познакомить с назначением, видами и устройством самолетов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение самолетов.
Оборудование: модели самолетов (можно фотографии или картинки); у учащихся — цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Зачем нужны корабли?
— Какие виды морских судов вы запомнили?
— Расскажите, как устроен корабль.
(Можно использовать КИМы (тест 50, с. 76).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой...
Сам рисует, сам поет,
Кто же это? (Самолет.)
— Ребята, а как вы думаете, зачем нужны самолеты? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О самолетах.)
— Прочитайте тему урока на с. 66 учебника. (Зачем строят самолеты?)
— Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
— Муравьишка сегодня приглашает нас в воздушное путешествие. Вспомните, какие самолеты вы знаете и для чего они предназначены. (Ответы детей.)
— Отгадайте загадки.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (вертолет).
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет.)
— Чем похожи самолет и вертолет? (Это воздушный транспорт.)
— А чем они отличаются? (Самолет может перевезти больше людей или грузов. Самолетам нужна площадка для разбега.)
— Рассмотрите рисунки на с. 66 учебника. Прочитайте названия этих самолетов. Расскажите об их назначении. (Ответы детей.)
Пассажирские самолеты Ан-24, Як-40 летают на небольшие расстояния, Ту-134 — на средние. Дальние рейсы совершают самолеты Ил-86, Ту-154. Сегодня в воздухе новые самолеты — лайнеры Ту-204, Ил-96—300, Ил-114, супергигант Ан-225 и другие. Они за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку Земли. Самолеты Военно-воздушных сил РФ охраняют небо над нашей страной. Скорость истребителя 3,5 тыс. км/ч.
V. Физкультминутка
— Отгадайте загадку.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
Сейчас мы «построим» свои самолеты.
(Учащиеся повторяют слова стихотворения за учителем и выполняют движения.)
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз
И на место все садись!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Веками мечтали люди подняться в воздух и полететь над землей. Их фантазия, опережая время, создала сказочный ковер-самолет. С развитием техники эта мечта осуществилась. Первые самолеты появились в небе в начале XX в. Самолеты строились по двум схемам — с одним крылом (монопланы) или с двумя крыльями (бипланы). Со временем первая схема взяла верх, и сейчас только легкие, главным образом учебные, самолеты выпускают по второй схеме. Крыло у моноплана (крылья у биплана) — главная часть самолета. Благодаря крылу самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. А крыло у самолета устроено так, что этот поток как бы подныривает под него, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе. Мощные реактивные двигатели поднимают самолет на высоту до 20—25 км и сообщают ему огромную скорость.
— Кому из вас уже приходилось летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях. (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунок-схему на с. 67. Познакомьтесь с устройством самолета.
(Учащиеся рассматривают самолет и называют его части.)
— Теперь откройте с. 92 и назовите друг другу части самолета, которые вы запомнили.
(Работа в парах.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 46).
(Работа в парах.)
— Какие виды транспорта вы знаете?
— Сравните особенности их передвижения.
— Обсудите с товарищем и выполните задание.
№2 (с. 46).
— Рассмотрите рисунки. Сравните все самолеты. Чем они похожи? Чем отличаются?
— Какие из этих самолетов можно встретить в наше время? А какие уже не увидишь?
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Что на уроке вам больше всего понравилось?
Самолет
Многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц, приделывали к рукам крылья и так пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь не на силу своих мышц, а на силу своего разума.
В 1885 г. по проекту русского морского офицера А.Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крыло, оперение, шасси, управление, моторная установка.
Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 32 м. Первый полет человека на самолете продолжался 59 с. Но это уже был настоящий полет со взлетом и приземлением. Так родилась авиация (от латинского слова «авис» — птица).
В 1913 г. в России инженер И.И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет «Русский витязь», а затем первый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», получивший мировую славу. Самолеты тогда строили без научных расчетов, и поэтому было много аварий.
26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, построенный целиком из металла, — АНТ-2 конструкции А.Н. Туполева. Летом 1924 г. на воздушной линии Москва — Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет Ан -1.
В 1947 г. был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. В том же году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М.Л. Миля.
Авиация продолжает развиваться. Конструкторы стараются создать Машины, которые тратят мало топлива, могут летать в любую погоду, с меньшим шумом и не загрязнять атмосферу выхлопными газами.
На смену первым сверхзвуковым пассажирским самолетам типа Ту-144 придут более совершенные и экономичные. Они будут летать в два-три раза быстрее скорости звука. А гиперзвуковые пассажирские лайнеры превысят скорость звука в пять-десять раз.
Вертолет
Удивительная машина — вертолет. Он перевозит грузы и людей. Как тонкие спички, обхватывает огромные трубы и несет их туда, где прокладывают газопровод. Загорелся лес или где-то далеко от города тяжело заболел человек - вертолет спешит туда, как пожарная машина или скорая помощь. На поиски пропавших геологов или терпящих крушение кораблей тоже посылают вертолеты-спасатели.
Много профессий у труженика-вертолета. Он может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Если люди попали в беду на воде или в горах, где невозможно даже ноги поставить, и тут вертолет придет на помощь. Он сбросит веревочную лестницу и поднимет спасенных людей на борт.
Удерживает вертолет в воздухе огромный винт с лопастями. Когда винт начинает вращаться, вертолет без разбега поднимается в воздух. Вертолетный винт вращается так быстро, что похож на прозрачные стрекозиные крылья.
На длинном хвосте у вертолета еще один, маленький, винт — пропеллер. Он служит рулем — удерживает корпус вертолета и не дает ему кружиться вместе с лопастями большого винта.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!