Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

Урок русского языка для 1 класса на тему «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»

Цель: формировать умение писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать проверочные слова; оценивать свою работу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Запись под диктовку

Прошла гроза. На траве блестят капли воды. Над рекой повисла радуга.

— В словах гроза, трава, воды, рекой обозначьте ударение и подчеркните безударные гласные.

— Подберите к ним проверочные слова.

— Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

2. Проверочная работа

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 42—45).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

М..сты, п..тух, за..ц, в..лна.

— Чем похожи все слова? (Все слова с безударными гласными звуками.)

— Разделите слова на две группы. (М..сты, в..лна. П..тух, за..ц.)

— Чем похожи слова первого столбика? (К этим словам можно подобрать проверочные слова.)

— Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

— Чем похожи слова второго столбика? (К ним нельзя подобрать проверочные слова.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с непроверяемыми безударными гласными.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 17 (с. 71)

— Прочитайте. Изданных частей составьте пословицы.

— Прочитайте первую пословицу. Объясните её смысл.

— Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание. Получилось ли у вас подобрать проверочные слова к словам корова, молоко?

— Это слова с непроверяемым написанием. Написание таких слов нужно запоминать. В каком словаре можно посмотреть правописание таких слов? (В орфографическом словаре.)

— Прочитайте вторую пословицу. Объясните её смысл.

— Найдите слово с выделенными буквами. Что можно сказать о слове сорока? (Слово с непроверяемым написанием.)

— Прочитайте третью пословицу. Объясните её смысл.

— Найдите слово с выделенными буквами. Что можно сказать о слове ворона? (Слово с непроверяемым написанием.)

— Запишите пословицу, которая вам больше понравилась. Поставьте ударение в словах, подчеркните буквосочетания.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 31,38).)

— Отгадайте загадку.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт,

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Корова.)

— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

• Как корова языком слизнула. (О том, что куда-то пропало, неизвестно где находится.)

• Как корове седло идёт. (Совершенно не идёт, не к лицу.)

— Запишите в тетрадь слова корова, молоко. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. Запомните в этих словах сочетания -ОРО-, -ОЛО-.

— Придумайте предложение с этими словами.

3. Работа по учебнику

Упр. 18 (с. 71)

— Прочитайте слова в каждой группе.

— Сравните слова каждой группы. Чем похожи слова в каждой группе? (В первой группе безударный гласный звук обозначен буквой Е, во второй - буквой А, в третьей — буквой О.)

— Чем похожи слова всех трёх групп? (Слова с непроверяемым написанием.)

— Выполните задание.

Упр. 19 (с. 72)

— Откройте орфографический словарь на с. 137 учебника.

— Выполните задания.

— Из выписанных вами слов прочитайте те, в которых безударный гласный звук обозначен буквами А, О, Е, Я.

— Прочитайте предложения, которые вы записали.

V. Физкультминутка

Мы тоже можем так!

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так!

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла.

Мы тоже можем так!

(Руки в стороны, плавно поднять и опустить.)

Пастух в лесу трубит в рожок —

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок...

Мы тоже можем так!

(Сесть на корточки, приставить руки к голове — показать ушки, прыжки.)

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах.

Мы тоже можем так!

(Покачивания влево и вправо.)

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

Поесть, попить — и снова в путь.

Мы тоже можем так!

(Разливают чай, пьют, маршируют.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 20 (с. 72, 73)

— Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено? Обоснуйте свой ответ.

— Вместе с соседом по парте составьте по рисунку рассказ, используя слова, данные в учебнике.

— Запишите три предложения со словом грач из рассказа, который вы составили.

Материал для учителя

Грач — одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя — личинку жука-щелкуна.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 15 (с. 38)

— Прочитайте.

— Чем похожи эти слова? (Слова с непроверяемыми безударными гласными.)

— Какие буквы пропущены? Назовите проверочные слова.

— Выполните задание.

— По какому словарю вы проверили написание этих слов? (По орфографическому словарю.)

Упр. 16 (с. 38)

— Прочитайте.

— Прочитайте медленно скороговорку, которая у вас получилась. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

— Выполните задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задание 9 на с. 32; СУ, задания на с. 35).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 73). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Кто легко справился с заданием?

— Кто испытывал затруднения?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня учились?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!