Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; переносить слова с мягким знаком.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Выборочный диктант
— Запишите только те слова, на конце которых пишется мягкий знак.
(Учитель диктует слова парами.)
Вес — весь, стол — сталь, пень — пел, дым — день, лось — лес, рысь — сын.
— Посчитайте в каждом слове количество букв и звуков. Что вы заметили?
— Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак звука не обозначает.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Лейка, чайник, репейник, сойка.
— Разделите слова для переноса.
— А как бы вы разделили для переноса слово пальто?
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О переносе слов с мягким знаком.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 89)
— Прочитайте.
— Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак? Обоснуйте свой ответ.
— Выполните задание.
2. Грамматическая сказка
Мягкий знак дружит с разными буквами
В словах коньки, деньки, пеньки — с буквой Н, в словах капельки, петельки, угольки — с буквой Л. А вот с буквой К — почему-то нет.
Буква К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. Мягкий знак примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами — Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай нас с К, пожалуйста!»
— А как по-другому?
— У-гольки, — попросил мягкий знак.
— Так нельзя. Не могу. Правила строгие не разрешают.
— Тогда угол-ьки, — снова просит мягкий знак.
— Так тоже нельзя, не по правилам.
— Тогда угольк-и.
— Что ты? Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса!
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.
— Какое новое правило переноса вы узнали из этой сказки? (Мягкий знак при переносе остаётся на строке.)
— Какая буква так же, как и мягкий знак, при переносе остаётся на строке? (Й.)
3. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 89)
— Прочитайте слова. Обратите внимание, как они разделены для переноса.
— Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с мягким знаком?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
V. Физкультминутка
Раз, два — наклонились мы слегка.
Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.
Пять, шесть — на лесенку залезть.
Семь, восемь — пробежаться вас попросим.
Девять, десять — вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 6 (с. 89)
— Прочитайте.
— Назовите главную мысль стихотворения.
— Выполните задание.
— Назовите слово, в котором все согласные мягкие. (Не ленись.)
Упр. 8 (с. 90).
— Прочитайте отрывок из сказки.
— О чём говорится в этом отрывке? Как вы понимаете выделенное выражение?
— Вспомните сказку. Расскажите, чем она закончилась. За что поплатились медвежата? (За свою жадность.)
— Найдите слова с мягким знаком в середине. Как разделить их для переноса? Что нужно помнить при переносе слов с мягким знаком?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 46)
— Прочитайте.
— Прочитайте загадку, которая у вас получилась. (На веревке пальцы держат одеяльце. Прищепки.)
— Выполните задание.
Упр. 4 (с. 46)
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
— Назовите слова, которые вы составили.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 нас. 43,44; СУ, задания нас. 46; Тр., задания нас. 50, 51).)
VII. Рефлексия
Игра «Занимательные квадраты»
— Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.
|
|
|
Ь |
М |
О |
|
|
|
Ь |
Т |
О |
|
|
|
Ь |
Ц |
О |
|
|
|
Ь |
М |
А |
|
|
|
Ь |
К |
И |
|
|
|
Ь |
К |
И |
|
|
|
Ь |
К |
И |
|
|
|
Ь |
К |
И |
1) письмо, пальто, кольцо, пальма;
2) коньки, пеньки, деньки, мальки.
— Разделите слова для переноса.
— Как переносятся слова с мягким знаком?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вам понравилось на уроке?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!