Цели: познакомить со случаями, когда ударение не ставится; развивать фонематический слух.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные слоги в словах; работать со словарями; выполнять творческие задания.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
(На доске записаны предложения.)
1) В парке я видел белок.
2) В яйце есть белок и желток.
3) Варилась уха.
4) У зайца два уха.
— Прочитайте предложения.
— Расставьте ударения в словах. Прочитайте, выделяя ударные слоги.
— Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)
— Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение.)
— Объясните значение данных слов.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 27).)
III. Самоопределение к деятельности
Почему Жук прогнал Паука?
Полз Жук. Глядь — зверь не зверь...
— Ты кто?
— Паук.
— Паук? Кыш!
— Как так — кыш?!
— А вот так: кыш, и всё тут.
Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..
Ну, друг, в чём тут суть?
В чём соль, а?
— Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово паук состоит из двух слогов.)
— А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? Почему? (Нет. В этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)
— В каких ещё словах не ставится ударение?
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, в которых не ставится ударение.)
IV. Работа по теме урока
1. Повторение
(На доске записаны предложения.)
1) У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
2) У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!
— Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)
— Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)
— Поставьте знак ударения над каждым словом.
(Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак ударения.)
2. Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 42)
— Откройте толковый словарь. Прочитайте значение слов.
— Выполните задание.
Упр. 9 (с. 43)
— Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.
— Объясните смысл скороговорки.
— Найдите в скороговорке слова, которые одинаково написаны. Объясните значение этих слов.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
3. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 57).)
— Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
— Что вы знаете об этой птице?
Сорока — птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.
— Объясните значение следующих выражений.
• Трещит как сорока. (Говорит быстро и громко.)
• Сорока на хвосте принесла. (О неизвестно откуда полученных сведениях.)
— Запишите в тетрадь слово сорока. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-.
— Придумайте предложение с этим словом.
4. Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 43)
— Прочитайте.
— Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — третий слог.)
— Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — первый слог.)
— Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)
— Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.)
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы должны луну достать.
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять —
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь —
Чтоб луна светила всем.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 11 (с. 44)
— Прочитайте. О чём говорится в начале сказки?
— А в конце сказки?
— Кто знает эту сказку? Расскажите соседу по парте.
— Кто не знает этой сказки, придумайте сами часть о том, как встретились собака и человек, и расскажите своему товарищу.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 57).)
— С каким словом из словаря мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)
— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.
• Вот где собака зарыта! (Вот в чём суть дела.)
• Собака лает, ветер носит. (Пусть говорят, не нужно обращать внимания.)
• С собаками не сыщешь. (Очень трудно найти.)
— Прочитайте слово собака с ударением.
— Сколько слогов в этом слове?
— На какой слог падает ударение?
— Найдите опасное место в этом слове.
— Составьте предложение с этим словом.
— Запишите слово собака в тетрадь. Запомните его написание.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 4 (с. 21)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 5 (с. 22)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Откройте учебник с. 43. Проверьте. (Комментарий для учителя. Слово туфля проверить по орфоэпическому словарю нас. 136 учебника.)
Упр. 6 (с. 22)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Прочитайте скороговорку, которая у вас получилась.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4-6 нас. 18, 19; СУ, задания на с. 21).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 44). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Когда в словах не ставится ударение?
— Какой слог всегда ударный?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!