Цели: закрепить знания о звуке [а], букве А, а; развивать умения выделять в слове звук [а], читать слова с буквой А, а.
I. Сообщение темы, целей урока.
Учитель. Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свою мысль. «Хромое слово - кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы ваша речь была красивой - надо знать много слов. Мы и попытаемся выяснить сегодня, сколько слов вы уже знаете. Но чтобы сосчитать все известные вам слова, понадобилось бы не одно занятие.
В особых книгах-словарях (учитель показывает образцы) слова располагаются по порядку букв в алфавите. Какая буква в алфавите стоит на первом месте? (Буква А.)
В ходе конкурса мы вспомним, что знаем о звуке [а], будем читать слова, в которых встречается буква А. Расскажите, что вы знаете о звуке [а]. (Гласный, не смягчает согласные звуки.)
II. Конкурсная программа.
1. Конкурс «Капитаны, вперед!».
Класс учащихся разбивается на две команды. Название первой команды «А», второй - «Я». У каждого участника игры - эмблема с изображением той буквы, название которой носит команда.
Задание капитанам.
Учитель. Собрать в коробки как можно больше предметов, в названии которых встречается буква А.
Предметы для 1-й команды: ручка, резинка, краски, альбом, тетрадь, пластилин, ножницы, пенал, клей, мел, циркуль.
Предметы для 2-й команды: карандаш, линейка, кисточка, расчёска, тетрадь, гуашь, ножницы, пенал, клей, мел, дневник.
Задание командам.
Учитель. Пока работают капитаны, решите кроссворд. Отгадайте слово, найдите его место и запишите в клеточки кроссворда.
1. Вы подумайте о чуде!
Сколько букв - сестёр родных!
Тридцать три!
А сколько люди могут слов сложить из них! (Алфавит.)
2. Этот дом не деревянный, не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный, нету номера на нём.
И жильцы в нём не простые, не простые - золотые.
Эти самые жильцы - знаменитые пловцы. (Аквариум.)
3. В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч –
Сладкий он и как кумач. (Арбуз.)
4. Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома.
Длинноносый, длинноногий,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
Учитель. Все слова разошлись по своим местам. Осталась свободной одна строка. Назовите слово, которое бы подошло к этой строке. (Август, апрель, артист.)
Осуществляется проверка задания, выполненного капитанами.
Дополнительное задание: найти многозначные слова и назвать значения. Например: ручка - дверная, пишущая, человеческая.
2. Конкурс «Назови слова».
Заранее подготовленные ученики читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Задание: запомнить слова, которые начинаются с буквы А. Побеждает та команда, которая запомнит больше слов.
1. Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы А.
2. Пары разводит паровоз,
Зажёг два фонаря
И мчится с грохотом колёс
По строчкам букваря.
3. Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - А.
4. Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
А у ворот автобус ждёт.
5. У буквы А мы постоим
Не меньше трёх минут.
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.
6. В мешке у нас продукты
На девять дней пути,
Но хорошо бы фрукты
В дорогу припасти.
7. Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
8. Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова –
И все на букву А!
3. Конкурс «Скажи правильно».
Игра с командами.
Учитель. От слов, обозначающих предметы, образуйте слова, обозначающие слова-признаки. Например: школа - школьный.
Автобус - (автобусный), аптека - (аптечный), апрель - (апрельский), арбуз - (арбузный), апельсин - (апельсиновый), автомобиль - (автомобильный).
- Вот сколько мы узнали о букве А. Но она, оказывается, бывает ещё и словом. Вот что написано о союзе а в словаре: «Союз а употребляется, чтобы противопоставить слова предложения, когда хотят добавить, объяснить что-либо, например: Вечером он собрался, а утром уехал». Часто союз а употребляется в пословицах.
Учащиеся читают пословицы, представленные на классной доске.
• Золото испытывают огнём, а человека - трудом.
• Руки поборют одного, а знания - тысячу.
• Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
4. Конкурс «Собери пословицу».
Задание командам.
Учитель. Из «рассыпавшихся» слов составьте пословицу.
Первая команда: «Землю красит солнце, а человека славит труд».
Вторая команда: «Делу время, а потехе час».
III. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы.
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!