Конспект урока - путешествия по математике для учащихся 1 класса

Автор: Гилязетдинова Гульнара Наилевна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №11, г. Альметьевск, республика Татарстан

Описание материала: Представленный конспект урока может пригодиться для учителей работающих по программе «Общеобразовательная система 2100» в 1 классе. Урок проведён в форме игры - путешествия, главная героиня которой является Машенька. Урок построен с учётом ФГОС.

Тема урока: Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник

Цели и задачи:

Основные предметные цели:

Помочь детям уяснить:

– понятие ломаной линии, дав определение ломаной;

– понятие треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена – стороны треугольника;

– состав чисел 2 и 3, написание цифр 1, 2 и 3.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Карточки с геометрическими фигурами;

Числовые модели, счётные палочки, слайды с  фигурками сказочных героев, волшебная иголочка.

Нетбуки

Проектор

Ход урока:

Организационный момент.

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

Повторить 4—5 раз.

«Петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Повторить 5—6 раз.

Актуализация знаний.

1.Вводная беседа

- Ребята вы любите сказки?

А вот сегодня на уроке мы с вами побываем в одной сказке. Итак слушайте. Жила – была девочка Машенька. Была у неё волшебная иголочка которая творила чудеса: одевала и кормила свою хозяйку: то платье сошьёт, то скатерть – самобранку. Выверите? Сейчас проверим её волшебную силу.

- Соедините рисунок  с нужной карточкой (дети иголочкой показывают )

2. Фронтальная работа

И вот однажды иголочка пропала. Машенька с ног сбилась никак на может найти. Собралась она в путь  дороженьку за иголочкой, а дорога дальняя, трудная, со счётом. А Машенька и в школе никогда  не училась. Ребята, вы хотите ей помочь в пути?

(Дети читают пословицы на слайде)

«Нет друга ищи, анашёл береги»

«Друг познаётся в беде»

- Давайте проверим настоящие ли мы помощники. Отгадайте загадки. (на слайдах)

1. Сидят три белки на ветках, против каждой белки по белке. Сколько всего белок?

2. Сколько крыльев у котенка,

3. Какое количество дней в неделе?

- И вот подошла Машенька к лесу в котором живёт злой волшебник Числоед. Он заточил в заколдованном замке некоторых жителей этой страны и лишил памяти. Если мы их найдём и поможем им вспомнить их имена, они снова будут свободны.

– К вершине горы, где стоит замок, ведут ступени.

 – Посмотрите на них и скажите, можно ли по ним подняться. (Нет. Ступени перепутаны.)

– Найдите ошибку и исправьте. Объясните своё решение. (После числа 1 стоит число 2, после числа 2 стоит число 3, оно последующее для двух.)

– Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

– Как получить предыдущее число?

– Пройдите по ступеням вперёд и назад (прямой и обратный счёт).

– Сосчитайте от 2 до 8, от 10 до 3.

– Назовите соседей числа 3.

– Какое из них предыдущее число, а какое – последующее? Почему?

– Какое число стоит между 8 и 9, справа от 6, слева от 7? Как их можно назвать? (Последующее и предыдущее.)

– Молодцы. Ворота замка открываются. Перед нами несчастные узники:

1 + 1 + 1 =

– А на какие части можно разбить эти кривые? (На замкнутые и незамкнутые.)

– Сколько замкнутых? (2) А незамкнутых кривых? (1)

– А всего кривых? (3). Запишем это:

2 + 1 =

– А если вначале мы посчитаем незамкнутые кривые, сколько их?(1) А замкнутых? (2) Запишем это:

1+     =

II. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

1) – Слышите, из ворот замка доносится тихий плач. Наверное, мы нашли не все фигуры.

– Кто там, выходи! (Учитель извлекает из ворот ещё одну фигуру)

– Кто знает, как её зовут? (В классе могут найтись дети, которые знают ответ – это ломаная)

- Обратиться к учебнику и проверьте свои предположения с помощью учебника.

2) Задание № 1 учебника на с. 36. (Обсуждение в парах)

– Что мы видим на рисунке? (Отрезки, фигуры из отрезков.)

– Какие из этих фигур похожи на ту, что вышла к ним из замка последней? (Первая, вторая и третья.)

– Чем они похожи? Чем эти фигуры отличаются от других? (Состоят из нескольких отрезков, отрезки не лежат на одной прямой, расположены под углом и т.д.)

3) Задание № 2 учебника на с. 36.Совместная работа в парах.

- Неожиданно Машенька увидела  иголочку, схватила её и укололась. Кто это? ( Появляется на слайде ёж).

Попросила Машенька иголочку, и ёжик согласился, если поможет ему найти на рисунке Пети «лишнюю» фигуру. (Дети определяют  «лишнюю» фигуру, разбивая все фигуры на группы по цвету. Под руководством учителя дети выделяют «лишнюю» фигуру – ломаную)

- Что вы можете рассказать об этой фигуре Машеньке и Ёжику, которые ещё не учатся в школе?

_ Прочитайте , что пишут авторы учебника про эту фигуру. (Это- ломаная линия. Отрезки – звенья ломаной. Концы отрезков – вершины ломаной.)

- Сколько звеньев у ломаной на картинке?

- Сколько вершин в данной ломаной?

- Сложите из палочек ломаную.

- Сколько звеньев в вашей ломаной?

- Положите столько кружочков , сколько вершин в вашей ломаной.

Физминутка

Взяла Машенька иголочку, а она обыкновенная. Побежала она дальше. Что здесь спряталось? Она зашифрована.  Выполним физминутку и угадаем тайну леса.

С О С Н А

4) Выполняем задание № 4 на с. 37 учебника.

Просит Машенька у неё иголочку , а сосна в ответ выполни задание № 4 тогда и дам иголочку.

- Попробуйте  разбить ломаные на группы. Объясните свой выбор. (Дети разбивают все ломаные по цвету)

_Расскажите Машеньке, как можно назвать синие фигуры?

- Прочитайте выводы учёных. (Это – замкнутые ломаные)

- Какую форму имеет крыша сказочного замка? (Форму ломаной).

IV. Первичное закрепление. (Работают в  нетбуках)

Фронтальная работа

-Взяла иголочку Машенька , а она не волшебная. Совсем было отчаялась , но вдруг поднялся сильный ветер, разметал по дороге листочки, необходимо заселить их  в»окошки».

Увидел Машеньку Жук- Шелкопряд, дал её клубочек и сказал : «Беги за ним!»

Работа в паре.

Прибежала к избушке Бабы- Яги, а дом охраняет Сова – умная голова, дверь на 3-х замках , а  пока бежит мы работаем,  выложите на парте треугольник из палочек. Сравните свою работу с работой соседа по парте. Покажите друг другу звенья треугольников и вершины. (убирается 1-ый замок)

V. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

1) Задание № 6 учебника и задание № 1 рабочей тетради (ур. 18, с. 19).

- Много приключений происходит в сказочном лесу! Но Машенька очень проголодалась. Угостите её фруктами. (убирается 2-ой замок)

2) Задание № 2 рабочей тетради 9 (убирается 3-ий замок)

VI. Итог урока.

Двери отворились. Вошла Машеньку в избушку и увидела свою иголочку. Вышила она ковёр – самолёт и полетела, пока Бабы- Яги дома не было. Летит, а сосенка кричит: «С какими новыми фигурами вы встретились? «

А Ёжик просит: «На какие группы можно разделить все ломаные?»

И Жук - Шелкопряд не остался в стороне спрашивает у вас: «Чем отличается треугольник от остальных замкнутых ломаных?»

Машенька прилетела домой и очень вам благодарна. А за что?

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса

Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Мила Кузьмина # 29 сентября 2013 в 23:19 +1
Урок построен с учётом ФГОС, вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность. Хочется отметить в уроке открытие новых  знаний и формулирование темы детьми. В  содержание урока включены задания  творческого характера.Спасибо!
Казанцева Ирина Павловна # 6 октября 2013 в 15:06 +1
Спасибо за такие разработки уроков. Урок построен с учетом требований новых стандартов. Каждый ребенок имеет нетбуки и по уроку видно, что умеет с ним работать. Класс! Современный урок!
Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 16:24 0
Суперурок! Дети имеют возможность использовать современное компьютерное оборудование. Это так современно. Молодцы!
Лилия Мазитовна Юмагулова # 1 марта 2014 в 14:14 0
Очень интересный, познавательный урок. Построен с учетом требований ФГОС. А что ребята уже в этом возрасте умеют пользоваться нетбуками - это очень здорово. Возьму себе на заметку. Спасибо!
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 15:35 0
Во-первых урок своей формой игры- путешествия интересен и полезен для детей, позволяет добиться поставленных целей, прослеживается решение всех задач поставленных учителем. Используются различные виды деятельности и работа в парах и фронтальная работа.Во вторых урок может пригодиться для учителей работающих по программе «Общеобразовательная система 2100» в 1 классе
Ирина Николаевна Чакмина # 27 декабря 2014 в 17:43 +1
Хороший урок.Учитель учит детей ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного,добывать новые знания,делать выводы в результате совместной работы.Спасибо за урок!
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 21:07 +1
С удовольствием прочла ваш конспект урока. В плане прослеживается межпредметная связь с уроками чтения. урок направлен не только на развитие математических навыков, но и на развитие речи обучающихся.
Олеся Викторовна Андреева # 19 августа 2015 в 12:28 0
Замечательный урок. Всегда сложно создать проблемную ситуацию на уроке в 1 классе, направить ребят в нужное русло. Вы раскрыли межпредметные связи, я бы добавила еще работу с многозначным словом "иголка". Спасибо.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:06 0
Урок интересный, много увлекательных заданий. Спасибо
Лариса Юрьевна Астанович # 17 декабря 2015 в 12:18 0
Урок соответствует стандартам образования, построен методически верно. Хорошо показана работа по различным этапам урока, которые имеют логическую связь. Отлично показаны игровые технологии, которые помогают прививать интерес к изучении математики. Показана работа над новыми понятиями, которые ранее для учащихся были неизвестны, что обогащает словарный запас ребенка. Урок заслуживает высокой оценки по использованию материала на уроках математики. Спасибо
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:44 0
Урок очень интересный. Много замечательных заданий. Здорово!
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 17:16 0
Спасибо за урок! Все этапы урока чётко продуманы.Урок проходит в соответствии с требованиями ФГОС. Интересный материал!Подробный конспект урока! Творческих успехов Вам!
Елена Сергеевна Паздникова # 11 июня 2017 в 19:00 0
Урок соответствует возрасту и построен методически правильно. Все этапы урока соблюдены и логически связаны.Выбрана интересная форма. Уроки-путешествия дети очень любят. Спасибо за прекрасную идею!
Светлана Германовна Бочарова # 15 июня 2017 в 17:39 0
Добрый день! Считаю, что данный урок способствовал расширению общекультурного кругозора,
помог обучающимся в ценностно - смысловом самоопределении, обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем, педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией, использовал современные технологии (в частности игровые).
Ольга Николаевна Барынина # 26 сентября 2018 в 19:14 0
Здравствуйте.Нестандартные уроки всегда интересны,увлекательны. Считаю,что этот урок соответствует требованиям ФГОС, все этапы взаимосвязаны, четко продуманы. Учитель творчески подошел к составлению конспекта урока. Спасибо!