Конкурсы

Конспект урока «Тематические группы слов», 1 класс. Школа России

Урок в 1 классе на тему «Тематические группы слов»

Цель: учить умению объединять слова в группы по темам.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

Слова объединяются в группы, которые можно назвать тематическими.

Тематическими являются группы слов, обозначающие названия предметов, названия признаков, название действий.

2. Игровые задания.

Учитель называет несколько слов одной тематической группы. Например: дуб, ольха, ива; корова, коза, свинья и т. д.

Ученики должны дополнить эти ряды названиями деревьев, животных и сказать, в какие тематические группы можно объединить эти слова (например, «Деревья», «Домашние животные» и т. д.). Желательно игру проводить с показом таблиц, плакатов.

Группы бывают маленькие и большие. Например, возьмем стихотворение А. Дружининой (можно записать текст на плакате, выделив нужную группу слов).

Собирайтесь быстро, братцы,

В чет и нечет посчитаться.

Вот Январь, а вот Февраль

Выгнать их из круга жаль.

 

Братец Март и ты, Апрель,

Заиграйте-ка в свирель.

Братцу Маю да Июню

Спеть овсяночкой певучей.

 

А Июлю, Августу

Растить зерна трав густых,

Чтобы ждали мы не зря

Сентября и Октября.

Ноябрю - повеять вьюгой,

Декабрю - уйти из круга.

- В какую тематическую группу можно объединить выделенные слова? (Тематическая группа «Год».)

Это стихотворение-считалку дети используют в играх.

- Какие еще слова могут составить тематическую группу «Год»? (Зима, весна, лето, осень.)

- Как можно было бы назвать эту малую тематическую группу другими словами? (Времена года.)

На сцену под музыку вальса выходит хоровод. Дети, одетые в костюмы цветов, танцуют, затем останавливаются.

Учитель предлагает назвать цветы. (Ромашка, колокольчик, василек, одуванчик, мак, ландыш.)

Дети, изображающие цветы, говорят:

Мы - украшение земли,

Одним нас словом назови.

Дети называют цветы и объединяют их в тематическую группу «Цветы».

В тематические группы можно объединить не только слова, отвечающие на вопросы кто? что?, но и слова, отвечающие на вопросы что делает? какой? какая? какое?

На сцене из картона большой кузовок. Это лесная поляна. Кузовок начинает кликать ягоды.

Девицы ягоды,

Где вы спрятаны?

Себя назовите,

Ко мне вы придите.

Ягоды (отвечают, становятся хороводом).

Кузовок, к тебе спешим,

Но с условием одним –

Пусть ребята отгадают,

Какие ягоды бывают?

Кузовок (обращается к детям).

Дети, есть карман

У меня на-ика.

Побыстрее названия впиши-ка

Чтобы получились...

Земляника, брусника, черника,

Ежевика, голубика, костяника.

Дети вписывают в таблицу названия ягод.

- Какие ягоды мы еще знаем?

- Почему они не могут попасть в кузовок?

- Каким словом можно объединить слова, записанные в таблице?

Слова можно объединить в тематическую группу под названием «Ягоды».

Предложить детям аналогичную работу под названием «Грибы».

Показ иллюстраций с изображением ягод. Зарисовка детьми по памяти ягод и ответ на вопрос:

— Ягоды какие? (Ягоды вкусные, полезные, душистые, разнообразные.) Это группа слов по признакам:

- Ягоды что делают? (Ягоды спеют, наливаются, краснеют, чернеют, пахнут.) Это группа слов по действиям.

3. Учим стихотворение.

Заучить стихотворение, определить группы слов.

Что растет на нашей грядке?

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут

Тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дети определяют группы слов, делают зарисовки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Деление слов на слоги. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!