Цели: формировать у учащихся понятия «устная речь» и «письменная речь», «звук», «знак вопроса»; развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух, первичные навыки самостоятельной учебной деятельности; познакомить с учебником «Азбука» В.Г. Горецкого и др., прописями В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой, прописями Т.П. Ворониной, пособиями «Как хорошо уметь читать!», «Тренажёр по чистописанию: добукварный и букварный периоды»; прививать интерес к изучаемым предметам — чтению и письму.
Формируемые УУД: ориентироваться на страницах учебника, прописей, тренажёра; называть элементы учебника и определять его содержание (обложка, титульный лист, условные обозначения); оценивать деятельность одноклассников; выполнять самооценку.
Учителю на заметку. Авторы рекомендуют ежедневно интегрировать два урока (обучение чтению и письму): на каждом уроке дети 5 минут пишут, 5 минут с ними ведём беседы, работаем устно по учебнику и пособию «Как хорошо уметь читать!». Рука ребёнка после 5 минут писания устаёт, особенно у тех детей, которые пришли в 1-й класс в неполные 7 лет. При таком подходе ежедневно в первой четверти дети 30 минут будут писать и 30 минут говорить, читать; успеют написать в прописях и тренажёре. Учитель сам разбивает материал на пятиминутки.
I. Включение в учебную деятельность
— Отгадайте загадку и скажите, как называется здание, в котором мы находимся.
Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (Школа.)
А. Кочергина
— Как называется комната, в которой мы начинаем наш урок? (Классная комната.)
— В каком городе (селе) находится наша школа?
— Как называется страна, в которой мы живём?
— Как люди называют страну, где они родились и живут? (Родина, Отчизна.)
— Что вы можете рассказать о своей Родине?
— На занятиях в школе вы много интересного узнаете о нашей Родине. Как называются школьные занятия? (Уроки.)
II. Актуализация знаний
— Если вам нравится что-то, с помощью какого слова вы выражаете восторг? («Отлично», «прекрасно», «замечательно» и т. п.)
— Как вам кажется, будете ли вы применять эти слова, оценивая наши уроки?
— У вас на столе лежит очень важная для вас книга. Какие цвета выбрал художник для оформления обложки?
— Что вам напоминают эти цвета? (Солнышко и травку, сад, песок, радугу, небо, море, вишню и т. д.)
— Какое настроение вызвали у вас эти цвета?
— Кто из вас знает, что это за знаки на обложке? (Это буквы.)
— Кто может назвать эти буквы?
— Кто может прочитать слово, составленное из этих букв? (Азбука.)
— Кто знает, что такое азбука?
— Чему вы будете учиться по этой книге?
(Затем учитель объясняет: чтобы хорошо говорить и читать, нужно уметь правильно дышать и правильно произносить звуки.)
III. Развитие речевого аппарата
Начинать урок обучения грамоте мы с вами всегда будем с дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки.
1. Дыхательная гимнастика
— Начнём учиться правильному дыханию. Выполним упражнение «Дует ветер».
«Дует ветер» (исходное положение: выполняется стоя или сидя). Ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч; с закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь, и задержаться в конечном положении на 1—2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение. Повторить 2-3 раза.
2. Артикуляционная разминка
(Работа с пособием «Как хорошо уметь читать!».)
— Что нарисовано на обложке этой книги?
— Какая буква изображена на воздушном змее?
— Какую букву напоминает облако?
— Выполним задание 2 (с. 5).
Артикуляционная разминка нам нужна для того, чтобы мы правильно произносили звуки, слова и предложения.
3. Работа над дикцией
— Послушайте скороговорку.
У ежа ежата, у ужа ужата.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Показывает иллюстрацию, передающую содержание скороговорки. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
IV. Работа по теме урока
1. Понятия «устная речь» и «письменная речь»
— Мы живём в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете?
— Знаки мы видим. А можем ли мы видеть звуки? Как мы их воспринимаем?
— Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Если, к примеру, один человек напишет письмо другому человеку, то какая это будет речь?
Всё, что мы говорим, — это речь. Речь называется устной, потому что мы пользуемся устами (то есть ртом, губами), произносим звуки при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Месяц по небу гулял,
Звёзды яркие считал.
Он Медведицу увидел
И за тучку убежал.
О. Жиренко
(Учитель читает стихотворение, дети его повторяют несколько раз хором.)
— О какой Медведице идёт речь в стихотворении? (О созвездии Большая Медведица.)
— Названия каких звёзд вы знаете?
То, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь. Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, афишах, она написана, обозначена буквами. Мы её читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму. Пишем мы карандашом, мелом, ручкой.
— Как вы думаете, с чего мы начнём обучение письму?
— Посмотрите внимательно на обложку тетради прописи (Пр. 1), часть 1, и скажите, что на ней изображено. (Ответ. Название тетради — прописи, фамилии авторов, цифра 1, которая обозначает 1 -й класс, и указание на то, что это часть 1-я.)
— Откройте страничку прописей, на которой внизу изображена вот такая цифра - 3. Каждая страница имеет свой номер.
(Учитель пишет цифру 3 на доске.)
— Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они написаны? (Красиво, аккуратно, чётко.)
— Обведите зелёным карандашом те буквы, названия которых вы знаете.
— Те буквы, написание которых вам нравится больше всего, обведите синим карандашом.
— Так же красиво и вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Азбуку» и освоим прописи. Вы хотите научиться писать?
— Отгадайте загадки.
1. Человечки сели в ряд,
Обо всём нам говорят. (Буквы.)
2. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт. (Карандаш.)
3. Камешек в руке держу,
На уроке с ним дружу.
На доске писать он может.
Кто его назвать поможет? (Мел.)
2. Как сидеть за партой
— Переверните страницу прописей. Чем занят мальчик? Что делает девочка? Как они сидят за партой?
(Дети усваивают правила посадки, обращения с ручкой, карандашом. На доске висит плакат «Правильно сиди при письме».)
— А теперь посмотрите на плакат, который все четыре года вашего обучения в начальной школе будет напоминать вам, как нужно сидеть за партой, для того чтобы сохранить здоровье (осанку и зрение). Почему это важно? Объясните.
3. Предметы для письма
(Учитель обращает внимание детей на то, что мальчика на картинке в прописях окружают принадлежности для письма, которыми пользовались в старину, а вокруг девочки размещены средства для письма последних десятилетий. При работе с Пр. 2: с. 4—7 тетради 1.)
— Что изображено перед мальчиком? А что изображено слева от мальчика? Кто изображён справа от девочки? А что расположено внизу страницы?
— А теперь сравните: что вы видите в правой части страницы, на которой изображена девочка? Что расположено по отношению к вам в левой части страницы?
(Дети делают вывод: то, что у девочки находится слева, по отношению к ним будет справа, и наоборот.)
— Ещё двадцать лет назад все документы печатали на пишущей машинке, а теперь тексты набирают на компьютере. Кто из вас уже пользуется компьютером? Что вы умеете с его помощью делать? Какие операции может выполнять компьютер?
— Переверните страницу. Что изображено на с. 6?
— Обведите шариковой ручкой контуры рисунков. Заштрихуйте рисунки цветными карандашами.
— Посмотрите прописи у своих соседей по парте. Обратите внимание: задание было одно, а расцветка штриховки у вас разная. Почему так получилось?
(Дети объясняют, что выбрали любимый цвет, а он у всех разный.)
— Выполним письмо овалов и полуовалов, палочек с наклоном.
(Учитель знакомит детей с понятиями «широкая строка» и «узкая строка». Также объясняет: чтобы писать было удобнее, нужно тетрадь держать с наклоном в левую сторону всем, кто пишет правой рукой, сидеть прямо.)
4. Знакомство с учебником
(Учитель показывает детям учебник, называет его авторов.)
— Первые буквы древнерусского алфавита назывались «аз» и «буки». Какое слово это вам напоминает? (Азбука.)
— В давние времена родилась пословица «Сперва аз да буки, а там и науки». Как вы её объясните?
— Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите иллюстрацию и составьте по ней рассказ.
(Учащиеся выполняют задание. Учителю следует обратить внимание детей на то, что иллюстрация напоминает окно, в которое смотрят ребята. Перед ними открывается мир нового, неизведанного, светлого и прекрасного.)
— Что изображено в центре рисунка? (Лес и пригорки, над которыми плывут облака. Одно облако пролилось дождём.)
— Что изображено в верхнем левом углу? (Растущий месяц, к которому летит космическая ракета. Тёмное ночное небо усыпано звёздами.)
— Почему вы решили, что это ночное время суток?
— Кто из вас знает, как звали первого космонавта? Он был первым человеком в мире, который полетел в космос. (Юрий Алексеевич Гагарин.)
— Что изображено в верхнем правом углу страницы? (Солнышко.)
— Что изображено в нижнем левом углу? А в нижнем правом
— Почему человек должен бережно относиться к природе? Почему нужно экономно расходовать воду?
— Что изображено на заднем плане картины, за лесом? (Церковь.)
— Как называется летательный аппарат, который находится над елями? (Вертолёт.)
— Что изображено внизу на переднем плане по центру? (Каравай.)
— Кого по старому русскому обычаю издавна встречают караваем и солонкой на рушнике? (Почётных гостей и молодожёнов.)
— Как вы думаете, что на рисунке сказочное, а что — реальное? (Примерный ответ. Сказочное — месяц и солнце, они улыбаются, имеют глаза, нос и рот. Реальное — лес, река, ракета, вертолёт, церковь, грибы, растения, птицы, каравай на полотенце, снопы пшеницы.)
— Какие чувства вызывает эта иллюстрация? (Радость, счастье, удивление.)
— Закройте глаза и постарайтесь представить лес, реку, в которой вы купались с родителями, небо над головой, поляну, усыпанную цветами, деревенскую церковь, родник... Какое настроение у вас вызвали эти воспоминания?
— Научившись читать, вы сможете узнать всё, что вас интересует, разгадать многие тайны окружающего мира. Как называется всё то, что мы произносили? (Устная речь.)
— Когда мы пользуемся устной речью?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Письмо в тренажёре
— Что изображено в тренажёре на с. 4? (Бордюры, флажки, ёлочки, волнистые линии.)
— Мы будем работать на широкой строке. По образцу обведите линии и выполните штриховку. Линии проводите простым карандашом.
(Учителю на заметку. Авторы рекомендуют всё первое полугодие писать простым карандашом. У детей появляется чувство уверенности и стабильности при написании элементов букв и самих букв.)
2. Творческая работа
— Составьте рассказ о том, каким вы запомнили свой первый школьный праздник — 1 сентября.
(Дети составляют рассказ.)
3. Мир звуков и знаков
— Как плачет ребёнок? Как он удивляется?
— Как стучит дятел? Как лает собака? Какие звуки издают шмель и комар?
(Учащиеся воспроизводят звуки. На доске записаны буквы в алфавитном порядке.)
— Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. Что сейчас перед вами? (Алфавит.)
Алфавит — это буквы, расположенные в определённом порядке.
— Отгадайте загадку.
В азбуке на каждой строчке —
Завиточки и крючочки.
Если выучусь читать,
То смогу их разгадать. (Буквы.)
А. Кочергина
— Как вы думаете, буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи? (Письменной.)
— Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. Прежде чем учиться писать буквы, мы научимся писать элементы букв. Откройте прописи (Пр. 1) на с. 6. Напишите по образцу элементы букв на узких строках под рисунками.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4-7 тетради 1.)
VII. Подведение итогов урока
— Помогите мне закончить фразы.
• Всё, что мы говорим, — это ... (речь).
• Речь бывает ... (устной и письменной).
• Букву мы можем увидеть, но мы не можем видеть ... (звук).
• На письме звук обозначается ... (буквой).
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Сделать вашу речь правильной и богатой вам помогут книги. Надо дружить с книгами. Что за книги стоят в нашем классном шкафу? (Словари, энциклопедии.)
(Желательно на этом уроке подарить каждому ребёнку книгу; книги заранее купит родительский комитет. Воспитание любви к книге начинается с первых уроков.)
— В завершение урока выполним задание 4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 5. Хором несколько раз произнесём стихотворение А. Барто «Я выросла» («Мне теперь не до игрушек...»).
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
Нет комментариев. Ваш будет первым!