Конкурсы

Урок окружающего мира, 1 класс. Где живут слоны? Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Где живут слоны?». УМК А. А. Плешакова

Цели: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с понятием «экватор» и с жаркими районами Земли, с животным миром этих районов; учить приемам работы с глобусом. ,

Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Оборудование: картинки с изображением животных саванны и тропического леса, глобус, аудиозапись «Песни Красной Шапочки» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима); у учащихся -пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?

- Чем они похожи?

— Где живут белые медведи?

— Где живут пингвины?

— Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?

— Что такое Антарктида? (Огромный участок суши, расположенный на Южном полюсе.)

— Назовите жителей Северного полюса.

— Назовите жителей Южного полюса.

- О каких животных вы узнали дома? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 29, с. 48).)

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка сегодня принес загадки девочкам и мальчикам. Отгадайте их.

Загадка для девочек

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос. (Слон.)

Загадка для мальчиков

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя — маленький хвост,

Спереди зверя — хвост большой.

Кто же это? Кто он такой? (Слон.)

— Две загадки, а одна отгадка. Ребята, а кто знает, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных, живущих в жарких районах Земли.)

(Учитель вывешивает картинки с изображением животных саванны и тропического леса.)

- Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Где живут слоны?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Где находятся холодные районы Земли? Покажите эти районы на глобусе.

— Кто уже знает про линию на глобусе, которая называется экватором? Покажите эту линию.

(Учащиеся или учитель показывают экватор, далее читают текст на с. 14 учебника.)

— Где располагаются жаркие районы Земли? (По обе стороны от экватора.)

— Что вы уже можете рассказать о них? (Ответы детей.)

— Проверьте свои ответы. Прочитайте текст на с. 84 учебника.

(Учитель или кто-то из учеников читают о жарких районах Земли. После чтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.)

— Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны.)

— Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические леса.)

2. Работа по учебнику

На прошлом уроке мы путешествовали в холодные районы Земли. Сегодня мы вновь разделимся на две группы и отправимся в экспедицию в саванну и тропический лес.

— Что теперь нужно взять с собой в дорогу? (Ответы детей.)

(Далее учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая группа — по рисунку на с. 14, вторая - на с. 15. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.)

План

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

(Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки или фотографии птиц и животных.)

— Чем похожи эти районы? {Здесь жарко, есть растительность.)

— Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? {Могут встречаться как одинаковые животные, так и разные.)

V. Физкультминутка

(Звучат первый куплет и припев «Песни Красной Шапочки», учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом. Если такой песни нет, то можно провести другую физкультминутку.) Раз, два, три — вперед наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

(Наклоны вперед и назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

(Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

- Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, тропическом лесу. (Ответы детей.)

(Учитель сообщает краткие сведения о животных жарких районов (см. дополнительный материал к уроку). С сообщением об этих животных могут выступить и учащиеся, предварительно подготовившиеся дома. Если есть возможность, после рассказов демонстрируются видеофрагменты.)

— Кто теперь сможет ответить на вопрос урока: где живут слоны? (В жарких странах: саванне и тропическом лесу.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 12).

— Рассмотрите рисунки. Чем отличается африканский слон от индийского? (У африканского слона уши больше и более округлые, у индийского — меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского — выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее.)

— Выполните задание.

№2 (с. 13).

— Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных.

— Укажите стрелками, где они живут.

№ 3 (с. 13).

(Работа в парах.)

— Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.

(Проверка.)

— Каких животных вам удалось отыскать? (Павлина, змею, крокодила, слона, обезьяну.)

3. Творческая работа

(Учащимся предлагается вылепить из пластилина слоника. После выполнения проводится выставка поделок.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 15, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Ответ на какой вопрос мы должны были найти на уроке?

— Ответили мы на вопрос?

— Что сегодня на уроке вам показалось самым интересным?

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 13).

2. Найти дополнительные сведения о жизни животных жарких районов.

Дополнительный материал

Слоны

Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные — гиганты высотой 2—3 м. Самое удивительное у слона — хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.

Живут слоны семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10—15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходится пройти слону за день, чтобы найти 150—180 кг пищи.

Живут они в лесах вблизи водоемов. За день слону нужно выпить не менее 10 ведер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.

Слоны любят купаться. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая ее хоботом.

Спят слоны мало, стоя. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.

Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.

Страусы

Самые крупные птицы в мире — страусы. Их высота 2,5 м, а вес 50 кг. Живут страусы в Африке и в Австралии.

У страусов длинная шея, покрытая пухом, и маленькая голова, красивое черное или серое оперение, а крылья и хвост белоснежные. Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Во время бега они делают 4—5-метровые шаги.

Страусы — птицы сильные и задиристые. У них отличное зрение. Они сразу замечают подозрительного зверя и сами бросаются ему навстречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади. Рядом со страусами всегда пасутся антилопы, зебры и газели. Увидев опасность, страус подает сигнал, и животные убегают.

Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. Гнездо устраивает страус-отец. Он делает в песке большую, но неглубокую ямку, а страусиха откладывает яйца. Птенцов высиживают оба: ночью сидит страус, днем — страусиха. С вылупившимися страусятами нянчится отец. Он охраняет их, учит защищаться от врагов и, растопырив крылья, прикрывает малышей от палящего солнца.

Страусов легко приручить, и люди обучают их пасти стада овец и возить тележки с человеком и поклажей.

***

И петь не поет,

И летать не летает...

За что же народ

Его птицей считает?

Павлины

Обыкновенный павлин - это крупная птица отряда куриных. У него довольно длинная шея, маленькая головка, увенчанная хохлом- короной из тонких перьев. Ноги высокие, крылья короткие. У самки хвост средней длины. А хвост самца необыкновенно красив. Он распускает его огромным веером. Верхние перья переливаются синими, зелеными, рыжими тонами. Они и создали павлину славу самой красивой птицы.

Поселяется он в местах, где растут высокие деревья, удобные для ночлега. Свое гнездо павлин устраивает на земле в виде небольшого углубления в почве, выстланного сухой травой и листьями. В кладке обычно четыре-семь округлых серовато-охристых яиц. Насиживают яйца около месяца, после чего появляются птенцы, покрытые густым пухом.

Павлин — преимущественно растительноядная птица. Он кормится зернами хлебных злаков, семенами, плодами. В некотором количестве употребляет в пищу также мелких животных.

За дикими павлинами местное население охотится ради вкусного мяса.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!