Конкурсы

Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью. Школа России

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?». УМК А. А. Плешаков

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде; познакомить с созвездием Льва.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на небе созвездие Льва.

Оборудование: кроссворд; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки, темно-синие или черные круги, клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Кроссворд

По горизонтали:

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела (Астроном.) 5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать. (Страус.) 8. Часть велосипеда. (Рама.) 9. Животные, которые вымерли очень-очень давно. (Динозавры.) 10. Время года, которое наступает после осени. (Зима.) 11. Основная работа этого человека — печь хлеб. (Пекарь.) 12. В нее одевались первобытные люди. (Шкура.)

По вертикали:

1. Первый месяц весны. (Март.) 3. Излюбленная пища белых медведей. (Рыба.) 4. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да стоять не велит». (Мороз.) 5. Крупное животное — житель жарких стран. (Слон.) 6. Часть велосипеда. (Педаль.) 7. Третий день недели. (Среда.) 8. Часть велосипеда. (Руль.)

(Можно использовать КИМы (тест 35, с. 55).)

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте на с. 31 название следующего раздела. (Почему и зачем ?)

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

— Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос. Давайте прочитаем его.

(Вопрос записан на доске: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? Учащиеся пробуют ответить на него, исходя из имеющихся у них представлений о дне и ночи, Солнце и звездах.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Солнце и звездах.)

— Прочитайте, на с. 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Отгадайте загадки.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится —

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

 

Лишь солнце погасло,

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое?

Не знаю...

Добавлю одно,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звезды.)

— Как эти два понятия могут быть связаны между собой? (Ответы детей.)

Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днем, оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.

(Учитель может использовать дополнительный материал к уроку.)

В старину люди думали, что звезды — это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.

— Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей.)

На самом деле звезды — огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.

— А почему же тогда они нам кажутся маленькими? (Они расположены далеко от Земли.)

— Рассмотрите рисунок на с. 32. Что можно рассказать о звездах? (Звезды отличаются по размерам и цвету.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 21).

— Рассмотрите рисунок.

— Как вы думаете, какая из этих звезд — Солнце? Обоснуйте свой ответ.

— Выполните задание.

№2 (с. 21).

— Какое у вас сейчас настроение? От чего оно зависит?

— Выполните задание.

3. Моделирование

(Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает пить их из пластилина. Пока дети лепят, учитель рассказывает о звездах (см. дополнительный материал к уроку). Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

(Учитель читает загадку, учащиеся выполняют движения.)

Кто-то утром не спеша

(Ходьба на месте.)

Надувает красный шар,

(Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустит из рук —

(Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот.)

Что это за шар? (Солнце.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)

— Что создает нам Солнце? (День.)

- Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звезд незаметен.)

— Кто изучает звезды? (Астрономы.)

— Кто знает, как раньше называли астрономов? (Звездочетами.)

— С помощью чего астроном изучает звезды? (С помощью телескопа.)

Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

— Рассмотрите рисунок на с. 33. Как называется это созвездие? Почему? (Это созвездие Льва, потому что напоминает льва.)

(Учитель может рассказать миф о созвездии Льва.) Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немей. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него три стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия — Регул, что значит «царь».

— По какой фигуре можно найти его на небе? Проверьте свой ответ с помощью атласа-определителя.

— Итак, из чего состоят созвездия? (Из звезд.)

— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№3 (с. 22).

— Рассмотрите рисунок.

— Вспомните, как выглядит созвездие Льва.

— Выполните задание.

(Проверка в парах.)

3. Моделирование

(Учащиеся изготавливают модель созвездия Льва.)

4. Творческая работа

(Учащиеся изготавливают панно «Звездное небо» (можно по группам). На круг темно-синего или черного цвета наклеивают желтые горошины из пластилина. Их можно расположить в форме известных детям созвездий: Большой Медведицы (ковш) и Льва, а также любых других созвездий.)

5. Беседа

— Ребята, задумайтесь: а что будет, если погаснет Солнце? (Ответы детей.)

При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутых к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце дает нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в скрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, дает нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки — нас тоже согревают солнечные лучи, «спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце — на Земле исчезнет жизнь.

VII. Рефлексия

— Кто теперь может ответить на вопрос урока: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? (Ответы детей.)

(Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)

— Получились у вас модели звезд? Покажите.

— Какое созвездие вы учились находить? (Созвездие Льва.)

Рекомендации для занятий дома

Вместе с родителями найти на небе созвездие Льва.

Дополнительный материал

Солнце

Солнце — это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца — 20 млн градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце — шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.

От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце — это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля — одна из девяти планет солнечной системы.

Звезды

Звезды — громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды — очень-очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!