Цели: познакомить с целями и задачами раздела; формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде; познакомить с созвездием Льва.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на небе созвездие Льва.
Оборудование: кроссворд; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки, темно-синие или черные круги, клей, ножницы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кроссворд
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела (Астроном.) 5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать. (Страус.) 8. Часть велосипеда. (Рама.) 9. Животные, которые вымерли очень-очень давно. (Динозавры.) 10. Время года, которое наступает после осени. (Зима.) 11. Основная работа этого человека — печь хлеб. (Пекарь.) 12. В нее одевались первобытные люди. (Шкура.)
По вертикали:
1. Первый месяц весны. (Март.) 3. Излюбленная пища белых медведей. (Рыба.) 4. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да стоять не велит». (Мороз.) 5. Крупное животное — житель жарких стран. (Слон.) 6. Часть велосипеда. (Педаль.) 7. Третий день недели. (Среда.) 8. Часть велосипеда. (Руль.)
(Можно использовать КИМы (тест 35, с. 55).)
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте на с. 31 название следующего раздела. (Почему и зачем ?)
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос. Давайте прочитаем его.
(Вопрос записан на доске: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? Учащиеся пробуют ответить на него, исходя из имеющихся у них представлений о дне и ночи, Солнце и звездах.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Солнце и звездах.)
— Прочитайте, на с. 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Отгадайте загадки.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится —
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
Лишь солнце погасло,
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно.
Какое?
Не знаю...
Добавлю одно,
Что было блестящим
И ярким оно. (Звезды.)
— Как эти два понятия могут быть связаны между собой? (Ответы детей.)
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днем, оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.
(Учитель может использовать дополнительный материал к уроку.)
В старину люди думали, что звезды — это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так.
— Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей.)
На самом деле звезды — огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.
— А почему же тогда они нам кажутся маленькими? (Они расположены далеко от Земли.)
— Рассмотрите рисунок на с. 32. Что можно рассказать о звездах? (Звезды отличаются по размерам и цвету.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 21).
— Рассмотрите рисунок.
— Как вы думаете, какая из этих звезд — Солнце? Обоснуйте свой ответ.
— Выполните задание.
№2 (с. 21).
— Какое у вас сейчас настроение? От чего оно зависит?
— Выполните задание.
3. Моделирование
(Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает пить их из пластилина. Пока дети лепят, учитель рассказывает о звездах (см. дополнительный материал к уроку). Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
(Учитель читает загадку, учащиеся выполняют движения.)
Кто-то утром не спеша
(Ходьба на месте.)
Надувает красный шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустит из рук —
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг.
(Поворот.)
Что это за шар? (Солнце.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)
— Что создает нам Солнце? (День.)
- Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звезд незаметен.)
— Кто изучает звезды? (Астрономы.)
— Кто знает, как раньше называли астрономов? (Звездочетами.)
— С помощью чего астроном изучает звезды? (С помощью телескопа.)
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
— Рассмотрите рисунок на с. 33. Как называется это созвездие? Почему? (Это созвездие Льва, потому что напоминает льва.)
(Учитель может рассказать миф о созвездии Льва.) Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немей. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него три стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия — Регул, что значит «царь».
— По какой фигуре можно найти его на небе? Проверьте свой ответ с помощью атласа-определителя.
— Итак, из чего состоят созвездия? (Из звезд.)
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№3 (с. 22).
— Рассмотрите рисунок.
— Вспомните, как выглядит созвездие Льва.
— Выполните задание.
(Проверка в парах.)
3. Моделирование
(Учащиеся изготавливают модель созвездия Льва.)
4. Творческая работа
(Учащиеся изготавливают панно «Звездное небо» (можно по группам). На круг темно-синего или черного цвета наклеивают желтые горошины из пластилина. Их можно расположить в форме известных детям созвездий: Большой Медведицы (ковш) и Льва, а также любых других созвездий.)
5. Беседа
— Ребята, задумайтесь: а что будет, если погаснет Солнце? (Ответы детей.)
При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутых к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце дает нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в скрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, дает нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки — нас тоже согревают солнечные лучи, «спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце — на Земле исчезнет жизнь.
VII. Рефлексия
— Кто теперь может ответить на вопрос урока: почему Солнце светит днем, а звезды — ночью? (Ответы детей.)
(Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
— Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда.)
— Получились у вас модели звезд? Покажите.
— Какое созвездие вы учились находить? (Созвездие Льва.)
Рекомендации для занятий дома
Вместе с родителями найти на небе созвездие Льва.
Солнце
Солнце — это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца — 20 млн градусов. На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце — шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.
От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля — одна из девяти планет солнечной системы.
Звезды
Звезды — громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.
Белые и голубые звезды — очень-очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.
По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
Автор: Максимова Т. Н.
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!