Цели: формировать представление о годовом цикле — временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.
Оборудование: таблички с названиями дней недели, конверт с загадками; у учащихся — цветные карандаши, ножницы, клей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели.)
— Назовите по порядку все дни недели.
(Работа в парах.)
2. Игра «Какой день недели?»
(Учитель называет день недели, затем задает вопросы.)
— Через сколько дней придет суббота? воскресенье?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет послезавтра?
3. Игра «Неделька, стройся!»
(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!» дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назовет учитель.)
III. Самоопределение к деятельности
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
— А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
- А ещё какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О временах года.)
- Прочитайте тему урока на с. 10 учебника. (Когда наступит лето?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все-таки наступит лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
- Ребята, кто догадался, о чем загадка? (О временах года.)
- А какое сейчас время года? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунок-схему на с. 10. Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их? Назовите. (Зима, весна, лето, осень.)
- Мудрая Черепаха приготовила конверт с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(К доске выходит один ученик, достает загадку, читает классу. Дети отгадывают и показывают это время года на схеме.)
Птица-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
Пришла, улыбнулась — утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» (Весна.)
Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай,
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето.)
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень.)
— Кто-нибудь уже догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.)
— Скажите еще раз, какое сейчас время года. Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него. А какое будет после?
— А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит тогда, когда закончится весна.)
— Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло? («Двенадцать месяцев».)
(Если есть возможность, учитель может показать фрагмент из этой сказки.)
— Отгадайте загадку.
Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются. (Месяцы года.)
— Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (Двенадцать.)
— Прочитайте их названия.
— Сколько месяцев в каждом времени года? (Три.)
— Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние осенние.
— В каком месяце вы отмечаете свой день рождения? Найдите этот месяц на картинке.
— В какое время года это бывает?
V. Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потянуться, руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны туловища вперед и назад.)
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания.)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
(Сесть за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение заданий на с. 11.)
- Расскажите о своем любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунки Муравишки нас. 11. Найдите ошибки, которые он допустил.
(Работа в парах. Коллективная проверка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 9).
— Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в правильном порядке.
- Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?
- Выполните задание.
(Проверка в парах.)
№2 (с. 9).
(Работа в парах.)
— Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
№3 (с. 10).
(Работа в группах.)
- Прочитайте названия первых трех месяцев. К какому времени года они относятся?
- Придумайте значок, обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.)
№4 (с. 10).
— Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?
— С какого месяца начинается год? (С января.)
— Поставьте в кружок рядом с январем цифру 1.
— Продолжите нумерацию в правильном порядке. (Проверка в парах.)
VII. Рефлексия
- Посмотрите на доску и продолжите цепочки.
(На доске запись, которую учитель готовит заранее.)
• Дни недели: понедельник...
• Времена года: весна...
• Весенние месяцы: март...
• Летние месяцы: июнь...
• Осенние месяцы: сентябрь...
• Зимние месяцы: декабрь...
— Назовите времена года.
— Сколько месяцев в каждом времени года?
— А в каком месяце вы родились?
— А какое это время года?
— Какое время года наступает после весны?
— А за летом?
— А что приходит после осени?
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали, как сменяются времена года. Как это происходит? (В определенной последовательности, друг за другом.)
— Вы узнали, что каждому времени года соответствуют свои месяцы. Назовите их.
Рекомендации для занятий дома
Запомнить названия месяцев в определенном порядке.
Старик-годовик
(Сказка-за гадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
(В. Даль)
Загадки
Ветки белой краской разукрашу.
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима.)
Назовите-ка, ребятки.
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи?
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
Вспомним названия 12 месяцев
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как это придумали в Древнем Риме. Римляне придумали эти названия не сразу, а постепенно. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий, а считать начинали с марта. Только они считали на своем языке, на латыни. И получалось у них примерно так: примидилис, дуодилис, тридилис, квартидилис, квинтилис, секстилис, октобер, новембер децембер.
Слышишь что-то очень знакомое? А потом римляне некоторые месяцы переименовывали в честь своих богов и героев, в честь своих праздников. И вот что получилось в конце концов.
Первый месяц года — январь. Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога времени, покровителя путешественников и моряков - Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник: День очищения от всех грехов и плохих поступков. Этот праздник они назвали «Диес Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по-русски — февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны Марса.
Апрель. На латинском языке «априкус» значит «согретый солнцем», а «априре» — открывать, расцветать. Правда, подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия Майи.
Июнь. Он назван римлянам юниусом в честь богини Юноны, жены владыки неба Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора — Октавиана Августа.
Сентябрь. Септембер — по латыни значит «седьмой». Помни, что римляне начинали считать месяцы не с января, как это делаем мы, а с марта. Потому номера месяцев у них были не такие, как у нас.
Октябрь. Октобер по латыни — «восьмой».
Ноябрь. Новембер значит «девятый».
Декабрь. Децембер значит «десятый».
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!