Урок окружающего мира в 1 классе. Когда придет суббота

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Когда придет суббота?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: формировать представление о времени, его составляющих — настоящем, прошлом и будущем; систематизировать знания о днях недели и об их последовательности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в определенном порядке.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Давайте вспомним, что такое класс.

— Какое оснащение класса помогает учебе?

— Как вы помогаете друг другу учиться?

— Какие стихи, загадки о школе вы нашли?

(Учащиеся читают стихи, загадывают загадки.)

В руке отличника я очень быстро таю,

А к двоечнику я попасть мечтаю,

Ведь у него я весь урок останусь цел.

Узнал меня? Я хрупкий школьный... (мел).

 

Я гордилась весь урок:

Ведь и вдоль, и поперек

Исчертил меня мелок

Лучшего ученика.

Я же школьная... (доска).

 

Очень хочется гулять,

Только — вот морока! —

Сочинение писать

Надо для урока.

Солнышко вдруг просияло

И ушло за тучку.

Я достану из пенала

Гелевую... (ручку).

 

Пишут буковки с наклоном

Паша, Лиза и Алена,

На косые строчки глядя.

На столе у них... (тетради).

 

В сентябре кленовый лист

Покраснел, как будто мак.

Школьник, школьник, ты турист?

За спиной твоей... (рюкзак).

 

Все на карте укажу —

Полюс, тундру и Аляску.

Я с учителем дружу.

Угадали? Я — ... (указка).

(Выставка рисунков «Наш класс».)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку Муравьишки.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

- А есть ли у времени секреты? (Ответы детей.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О времени.)

- Прочитайте тему урока на с. 8 учебника. (Когда придет суббота?)

- О чем еще мы будем говорить? (О днях недели.)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

- Отгадайте загадку на с. 8. (Время.)

- Прочитайте, откуда и куда бежит время. (Из прошлого в будущее.)

- Как вы понимаете, что такое прошлое, будущее, настоящее? (Ответы детей.)

А Мудрая Черепаха, объясняя Муравишке Вопросику, что такое прошлое, настоящее и будущее, прочитала такое стихотворение.

Прошедшее время —

То, что было, прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время

Приходит теперь:

Мы пишем имя,

Бегает зверь.

Будущее время

Еще не пришло:

После уроков

Пойдем мы в кино.

- Рассмотрите рисунки на с. 8 и прочитайте текст над ними.

- Определите, на каком рисунке показано прошлое, на каком — настоящее, на каком — будущее. Объясните свой выбор. (Ответы детей.)

— Какими вы были раньше? (Маленькими.)

- Когда это было? (В прошлом.)

- Какими вы будете потом? (Взрослыми.)

- Когда это будет? (В будущем.)

- А сегодняшний день — это какое время? (Настоящее.)

Ребята, Муравьишка Вопросик однажды пришел в класс и сказал, что вчера он потерял время.

- Как же такое могло произойти? Придумайте сказочную историю по рисунку на с. 9. (Муравьи работали, а Муравьишка Вопросик лежал, грелся на солнышке, он ничего не делал. Вот он и потерял время.)

Об этом узнала Мудрая Черепаха, рассердилась на Муравьишку. Стыдно стало Вопросику, и он дал честное слово, что больше никогда не будет терять время. Понравилось это Мудрой Черепахе, и она сказала, что в субботу сходит с Муравьишкой Вопросиком в кино.

«А когда придет эта суббота?» — спросил Муравьишка у Мудрой Черепахи.

«Всему свое время», — ответила Черепаха и загадала загадку. Что за птицы прилетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели.)

V. Физкультминутка

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье —

Целый день я отдыхал.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Вырежьте из приложения в рабочей тетради на с. 55 карточки с названиями дней недели и расположите их в правильной последовательности на с. 9 учебника.

(Проверка в парах.)

— Какой сегодня день недели? Поднимите нужную карточку.

— Какой день был вчера? Поднимите нужную карточку.

— Какой день будет завтра? Поднимите нужную карточку. |

— Назовите по порядку все дни недели.

— Итак, ребята, если сегодня... (учитель называет день недели), то скажите Муравьишке, когда же придет суббота? А воскресенье?

— А есть и ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 6).

— Рассмотрите рисунки. Чем похожи все эти предметы?

— Найдите школьные принадлежности, которыми пользовались в прошлом. Назовите их.

— Выполните задание.

- А теперь пофантазируем и попробуем заглянуть в будущее. Нарисуйте школьные принадлежности, которыми будут пользоваться ученики в будущем.

№ 2 (с. 7).

- Прочитайте названия дней недели. Что вы заметили? Вы

полните задание.

(Проверка в парах.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 9, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вернемся к учебной задаче урока. Дополните предложения.

• Настоящее время — это... (сейчас).

• Прошлое — это... (то, что было).

• Будущее — это... (то, что будет).

— Хором назовите по порядку все дни недели.

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 7—8).

2. Запомнить по порядку названия дней недели.

Дополнительный материал

Вспомним названия дней недели

Первый день недели — понедельник. Его так назвали потому, что он шел сразу после недели, а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.

Дальше идет вторник — это второй день недели.

Среда — середина недели.

Четверг — очень просто, это четвертый день.

Пятница-опрятница — пятый день недели: в этот день хорошо навести порядок в своем доме, помыться, приготовиться к выходным дням.

Суббота — это слово пришло к нам из далекой страны, день отдыха у еврейского народа приходился не на воскресенье, а на субботу. Такой День по-еврейски назывался «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.

Последний день недели — раньше его называли неделей, а теперь — воскресеньем. Как сказано в Библии, в этот день недели воскрес из мертвых Иисус Христос.

Семь пятниц на неделе

Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о тех, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т. е. о людях, на которых нельзя положиться которым нельзя доверять.

По какой причине выбрана именно «пятница»? Дело в том, что пятница раньше была у многих народов свободным, базарным днем, т. е днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день (т. е. в пятницу следующей недели) отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.

Вполне возможно и другое происхождение этой поговорки — под влиянием сближения в народе слов «пятница» и «пятиться», отступать от своего слова, идти на попятную. Отсюда и существование поговорки «семь раз на неделе пятится».

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!