Цели: формировать представление о времени, его составляющих — настоящем, прошлом и будущем; систематизировать знания о днях недели и об их последовательности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в определенном порядке.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, ножницы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Давайте вспомним, что такое класс.
— Какое оснащение класса помогает учебе?
— Как вы помогаете друг другу учиться?
— Какие стихи, загадки о школе вы нашли?
(Учащиеся читают стихи, загадывают загадки.)
В руке отличника я очень быстро таю,
А к двоечнику я попасть мечтаю,
Ведь у него я весь урок останусь цел.
Узнал меня? Я хрупкий школьный... (мел).
Я гордилась весь урок:
Ведь и вдоль, и поперек
Исчертил меня мелок
Лучшего ученика.
Я же школьная... (доска).
Очень хочется гулять,
Только — вот морока! —
Сочинение писать
Надо для урока.
Солнышко вдруг просияло
И ушло за тучку.
Я достану из пенала
Гелевую... (ручку).
Пишут буковки с наклоном
Паша, Лиза и Алена,
На косые строчки глядя.
На столе у них... (тетради).
В сентябре кленовый лист
Покраснел, как будто мак.
Школьник, школьник, ты турист?
За спиной твоей... (рюкзак).
Все на карте укажу —
Полюс, тундру и Аляску.
Я с учителем дружу.
Угадали? Я — ... (указка).
(Выставка рисунков «Наш класс».)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку Муравьишки.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время.)
- А есть ли у времени секреты? (Ответы детей.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О времени.)
- Прочитайте тему урока на с. 8 учебника. (Когда придет суббота?)
- О чем еще мы будем говорить? (О днях недели.)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
- Отгадайте загадку на с. 8. (Время.)
- Прочитайте, откуда и куда бежит время. (Из прошлого в будущее.)
- Как вы понимаете, что такое прошлое, будущее, настоящее? (Ответы детей.)
А Мудрая Черепаха, объясняя Муравишке Вопросику, что такое прошлое, настоящее и будущее, прочитала такое стихотворение.
Прошедшее время —
То, что было, прошло:
Вчера мы писали,
Солнце ушло.
Настоящее время
Приходит теперь:
Мы пишем имя,
Бегает зверь.
Будущее время
Еще не пришло:
После уроков
Пойдем мы в кино.
- Рассмотрите рисунки на с. 8 и прочитайте текст над ними.
- Определите, на каком рисунке показано прошлое, на каком — настоящее, на каком — будущее. Объясните свой выбор. (Ответы детей.)
— Какими вы были раньше? (Маленькими.)
- Когда это было? (В прошлом.)
- Какими вы будете потом? (Взрослыми.)
- Когда это будет? (В будущем.)
- А сегодняшний день — это какое время? (Настоящее.)
Ребята, Муравьишка Вопросик однажды пришел в класс и сказал, что вчера он потерял время.
- Как же такое могло произойти? Придумайте сказочную историю по рисунку на с. 9. (Муравьи работали, а Муравьишка Вопросик лежал, грелся на солнышке, он ничего не делал. Вот он и потерял время.)
Об этом узнала Мудрая Черепаха, рассердилась на Муравьишку. Стыдно стало Вопросику, и он дал честное слово, что больше никогда не будет терять время. Понравилось это Мудрой Черепахе, и она сказала, что в субботу сходит с Муравьишкой Вопросиком в кино.
«А когда придет эта суббота?» — спросил Муравьишка у Мудрой Черепахи.
«Всему свое время», — ответила Черепаха и загадала загадку. Что за птицы прилетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели.)
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник — рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье —
Целый день я отдыхал.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Вырежьте из приложения в рабочей тетради на с. 55 карточки с названиями дней недели и расположите их в правильной последовательности на с. 9 учебника.
(Проверка в парах.)
— Какой сегодня день недели? Поднимите нужную карточку.
— Какой день был вчера? Поднимите нужную карточку.
— Какой день будет завтра? Поднимите нужную карточку. |
— Назовите по порядку все дни недели.
— Итак, ребята, если сегодня... (учитель называет день недели), то скажите Муравьишке, когда же придет суббота? А воскресенье?
— А есть и ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 6).
— Рассмотрите рисунки. Чем похожи все эти предметы?
— Найдите школьные принадлежности, которыми пользовались в прошлом. Назовите их.
— Выполните задание.
- А теперь пофантазируем и попробуем заглянуть в будущее. Нарисуйте школьные принадлежности, которыми будут пользоваться ученики в будущем.
№ 2 (с. 7).
- Прочитайте названия дней недели. Что вы заметили? Вы
полните задание.
(Проверка в парах.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 9, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Дополните предложения.
• Настоящее время — это... (сейчас).
• Прошлое — это... (то, что было).
• Будущее — это... (то, что будет).
— Хором назовите по порядку все дни недели.
Рекомендации для занятий дома
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 7—8).
2. Запомнить по порядку названия дней недели.
Вспомним названия дней недели
Первый день недели — понедельник. Его так назвали потому, что он шел сразу после недели, а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.
Дальше идет вторник — это второй день недели.
Среда — середина недели.
Четверг — очень просто, это четвертый день.
Пятница-опрятница — пятый день недели: в этот день хорошо навести порядок в своем доме, помыться, приготовиться к выходным дням.
Суббота — это слово пришло к нам из далекой страны, день отдыха у еврейского народа приходился не на воскресенье, а на субботу. Такой День по-еврейски назывался «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
Последний день недели — раньше его называли неделей, а теперь — воскресеньем. Как сказано в Библии, в этот день недели воскрес из мертвых Иисус Христос.
Семь пятниц на неделе
Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о тех, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, т. е. о людях, на которых нельзя положиться которым нельзя доверять.
По какой причине выбрана именно «пятница»? Дело в том, что пятница раньше была у многих народов свободным, базарным днем, т. е днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день (т. е. в пятницу следующей недели) отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.
Вполне возможно и другое происхождение этой поговорки — под влиянием сближения в народе слов «пятница» и «пятиться», отступать от своего слова, идти на попятную. Отсюда и существование поговорки «семь раз на неделе пятится».
Автор: Максимова Т. Н.
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!