Урок окружающий мир, 1 класс. Что окружает нас дома?

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Что окружает нас дома?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомить с правилами безопасного обращения с некоторыми предметами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Оборудование: карточки для игры «Третий лишний», картинки с изображением различных предметов, игрушки (кукла, мяч, плюшевый мишка, кубики, матрешка, юла) или картинки с их изображением; у учащихся — ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Кто дома узнал о каком-либо животном и хочет поделиться своими знаниями? (Ответы детей.)

— Кто прочитал странички для любознательных и хочет что-то рассказать о зоопарках? (Ответы детей.)

2. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

• У всех птиц есть перья. (Да.)

• Все птицы умеют летать. (Нет.)

• Если животное большое, это — зверь. (Нет.)

• Летучая мышь — это птица. (Нет.)

• Кит — это большая рыба. (Нет.)

• Тело зверей покрыто шерстью. (Да.)

• Пингвин не относится к птицам, потому что он не умеет летать. (Нет.)

• Кошка и мышь относятся к одной группе животных. Это звери. (Да.)

• Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе животных, потому что они умеют летать. (Нет.)

• Страусы - это птица, которая не умеет летать (Да)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)

3. Работа над загадками

— Отгадайте загадки.

В одежде богатой.

Да сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот.)

 

Не дерево, а суковат. (Олень.)

 

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

А ус во рту прячет. (Кит.)

4. Игра «Третий лишний»

(Учитель готовит карточки для каждого ученика.)

— Я буду зачитывать названия трех животных, одно из которых лишнее, а вы должны раскрасить тот кружок, который по счету соответствует названию «лишнего» животного.

1. Жук, корова, жираф.

2. Кузнечик, бабочка, синица.

3. Окунь, пингвин, щука.

4. Летучая мышь, ласточка, сова.

5. Утка, пингвин, кит.

(Можно использовать КИМы (тест И, с. 17—18).)

III. Самоопределение к деятельности

— Наш любознательный Муравьишка, как всегда, приготовил для вас интересные вопросы. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.

• Отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками. (Комната.)

• Многозначное слово из семи букв: первое значение — вещь, второе — особая учебная дисциплина. (Предмет.)

— Объедините по смыслу два угаданных слова, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (О предметах в комнате.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(Учащиеся стараются сами определить учебные задачи, затем читают первый абзац текста на с. 42 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Закройте глаза и мысленно представьте свою комнату. Назовите предметы, которые окружают вас дома. Вспомните их назначение. Для чего они служат? (Ответы детей.)

- Мудрая Черепаха решила навестить Муравьишку. Ребята, а вы хотите побывать в домике у Муравьишки? Кто из вас отправится вместе с Черепахой к нему в гости?

(Дети поднимают руки.)

Замечательно! Мы все вместе заглянем в домик к Муравьишке.

— Рассмотрите домик Муравьишки на с. 42. Что вы может сказать? (В домике беспорядок.)

— Давайте поможем Муравьишке навести порядок. С чего мы начнем? (Нужно все предметы разложить по группам: одежду к одежде, посуду к посуде и т.д.)

— На этом рисунке пять предметов мебели. Найдите их и назовите. (Шкаф для одежды (шифоньер), стул, стол, кресло, шкаф для посуды.)

— Найдите и назовите пять электроприборов. (Утюг, телевизор, магнитофон, электрический чайник, люстра.)

— Найдите и назовите семь предметов одежды и обуви. (Шуба, пальто, брюки, шапка, носок, сапог, халат.)

— Найдите и назовите шесть предметов посуды. (Чайник, кувшин, тарелка, сковорода, кружка, самовар.)

— Сколько всего групп предметов? (Четыре.)

— Назовите каждую группу. (Мебель, электроприборы, одежда, посуда.)

2. Работа над загадками

— Мудрая Черепаха подготовила загадки о вещах. Отгадайте загадки и определите, к какой группе относятся эти вещи.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями предметов-отгадок.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник — посуда.)

 

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

 

Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник — бытовая техника.)

 

Построен хлевец

На пятеро овец. (Рукавички — одежда.)

 

Утка — в воде,

А хвост — на горе. (Ковш — посуда.)

 

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор — бытовая техника.)

 

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, а без головы. (Стул — мебель.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Найдите в рабочей тетради на с. 63 картинки с предметами домашней обстановки, аккуратно их вырежьте.

— Заполните этими картинками таблицу нас. 43 учебника, расположив предметы по группам.

(Работа в парах. Коллективная проверка. Учащиеся перечисляют картинки, которые положили в каждую группу.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 2 (с. 30).

(Соревнование по группам.)

№3 (с.30).

- Рассмотрите рисунки. Выполните задание.

(Проверка в парах.)

— Назовите самый маленький предмет на рисунке.

- Назовите самый большой предмет.

3. Знакомство с новой группой предметов

- Ребята, Муравьишка Вопросик принес нам еще несколько предметов. Отгадайте загадки, и вы узнаете названия этих предметов.

(По мере отгадывания учитель выставляет предметы или картинки с их изображениями.)

Лежу, забившись в уголок,

Пока сидишь ты с книгою.

Когда же кончится урок,

И я с тобою прыгаю.

Я разноцветен и упруг,

Хоть не живой, но все же друг. (Мяч.)

 

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (Плюшевый медведь.)

 

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу — жужжу, жужжу — кружу. (Юла.)

 

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

 

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все сначала начинаю (Кубики.)

 

Бочку за бочкой

Тянут из мешочка. (Лото.)

 

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла.)

— Муравьишка задумался над тем, к какой группе отнести эти предметы. Помогите ему. (Это игрушки.)

— А вы какими игрушками любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

4. Беседа о безопасности

Опасности подстерегают нас повсюду: на улице, в городе, в лесу, на берегу водоема и даже дома.

— Подумайте, что же опасного может быть дома. (Ответы детей.)

— Ребята, я буду называть вещи и предметы, а вы поднимайте | руку вверх, когда услышите название опасного предмета.

(Учитель называет предметы: электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, кран с горячей водой, батарея парового отопления, дверь, лифт, бутылка с ацетоном, стиральная машина, кресло, пылесос, стол, канализация, мусоропровод, электрочайник, нож, ложка, вилка, тарелка и т. д.)

— Отгадайте загадки Муравьишки и скажите, когда эти предметы могут быть опасными.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы.)

(Беседа о правилах обращения с ножницами.)

Барыня — княгиня

Весь мир нарядила,

А сама нагая ходит. (Игла.)

(Беседа о правилах обращения с иголкой.)

Без рук, без ног,

А хлеб режет. (Нож.)

 

Четыре хворостинки

на одной палочке сидят. (Вилка.)

(Беседа о правилах обращения с ножом и вилкой.)

Все эти вещи относятся к категории острых, колющих и режущих предметов.

Многих опасностей можно избежать, если помнить, что чистота — залог здоровья. Люди всегда не любили нерях. Не только потому, что неряшливость некрасива, но и потому, что очень опасна.

— Подумайте и расскажите, чем для Муравьишки может быть опасна его неряшливость. (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

Игра-соревнование

(Класс делится на три команды. Каждая команда получает 10—15 карточек-рисунков с предметами: одежда, посуда, мебель, электроприборы. Необходимо разделить карточки на четыре группы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее всех и без ошибок.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. На какие группы можно разделить предметы домашней обстановки? (Мебель, электроприборы, одежда, посуда, игрушки и т. д.)

— Приведите примеры для каждой группы. (Ответы детей.)

Рекомендации для занятий дома

Нарисовать свою комнату. Найти и назвать в ней предметы мебели, электроприборы, одежду, посуду.

Дополнительный материал

Викторина

1. Почему нужно убирать в доме?

2. Какие опасные острые предметы вы знаете?

3. Что произошло страшное в одной сказке после того, как кто-то укололся острым предметом? Что это за сказка и что это за предмет?

4. Какие еще книги, фильмы, мультфильмы вы знаете, где острые предметы угрожали жизни человека?

Об электроприборах

Если всю квартиру

Мама вдруг надумает убрать:

Вымыть стены, пол и рамы —

Я ей буду помогать.

Каждой вещи — свое место:

Все игрушки приберу,

Со стола, с дивана, кресла

Влажной тряпкой пыль сотру.

Но к телевизору, розеткам

Близко я не подойду:

Это место не для деток —

Зарубите на носу!

В каждой комнатной розетке

Есть невидимый огонь.

У него характер вредный —

Ты рукой его не тронь.

Шуток он совсем не терпит,

С ним, ребята, не шути:

Если он рассвирепеет —

Все сжигает на пути.

Тот огонь, давно известно,

Электричеством зовут.

Он таит в себе опасность —

От него подальше будь.

С ним домашние приборы

Заключили договор:

Только им огонь покорный.

Так ведется с давних пор.

А приборы служат людям —

Это значит, нам с тобой,

Помогать огонь нам будет —

Он в приборах деловой:

В холодильнике продукты

Помогает нам хранить,

Помогает маме в кухне

На плите обед варить.

Всю квартиру освещает,

Если вечер за окном,

Пыль в квартире убирает,

Крутит нам магнитофон.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России

Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!