Цели: познакомить со случаями сложения и вычитания, основанными на знании разрядного состава чисел; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи и сравнивать именованные числа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5; слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра-соревнование
(Класс делится на три команды — по рядам)
Первый раунд. «Сосчитай-ка»
(По одной цепочке для каждой команды)
Второй раунд. «Проверяй-ка»
— Найдите ошибки.
(По одному столбику примеров для каждой команды)
15 – 9 = 7 18 – 9 = 9 12 – 4 = 7
12 – 5 = 7 13 – 6 = 8 16 – 9 = 8
8 + 6 = 14 7 + 5 = 13 8 + 5 = 13
7 + 7 =15 14 – 8 = 6 11 – 6 = 5
Третий раунд. «Заменяй-ка»
(По одному столбику для каждой команды)
1 м = □ дм 1 дм = □ см 1 см = □ мм
1 м = □ см 1 дм = □ мм 0 мм = □ см
1 м 2 см = □ см 4 см 5 мм = □ мм 4 м = □ дм
Четвертый раунд. «Поразмысли-ка»
(Учитель читает задачи. Ученик, первым назвавший правильный ответ, приносит очко своей команде)
• На листе бумаги нарисовали квадраты и круги. Всего получилось 4 фигуры. Сколько было квадратов и сколько кругов, если первых было на 2 больше, чем вторых? (1 круг и 3 квадрата)
• Во время футбольного матча Петя забил 7 голов в чужие ворота. Выиграла или проиграла Петина команда, если окончательный счет был 10:6? (Выиграла)
• Великан жил на втором этаже девятиэтажного дома. Однажды ему захотелось жить повыше. Он перевернул дом крышей вниз и так поставил. На каком этаже оказалась квартира великана? (На восьмом)
(Награждение команды-победительницы)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись)
2 дес. 8 ед. 8 дес. 0 ед. 2 дес. 2 ед.
4 дес. 4ед. 2 дес. 4ед. 4 дес. 2 ед.
8 дес. 2 ед. 8 дес. 4 ед. 8 дес. 8 ед.
2 дес. 0 ед. 4 дес. 0 ед. 4 дес. 8 ед.
— Какие числа записаны на доске? (28, 44, 82, 20, 80, 24, 84, 40, 22, 42, 88, 48)
— Какое число самое большое? (88)
— Назовите следующее число. (89)
— Какое число самое маленькое? (20)
— Назовите соседей этого числа. (19 и 21)
— В каких числах 4 десятка? (44, 40, 42)
— Назовите для них предыдущие числа. (43, 39, 41)
— В каких числах единиц столько же, сколько десятков? (44, 22, 88)
— В каких числах единицы отсутствуют? (20, 40, 80)
— Что мы сейчас с вами повторяли?
— Предположите, что мы будем делать сегодня на уроке.
— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 14 и прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с новым вычислительным приемом (практическая работа)
— Возьмите палочки. Выложите число 32. Как вы это сделали? (Положили 3 пучка и 2 отдельные палочки)
— Сколько в числе 32 десятков? Сколько единиц? (3 десятка и 2единицы)
— Запишите в тетради, как мы получили число 32. (30 + 2=32)
— Уберите 2 палочки. Сколько осталось? (3 десятка, или 30)
— Запишите, как получилось число 30. (32 – 2 = 30)
— Верните палочки на прежнее место, а уберите пучки. Что осталось? (2 палочки)
— Запишите, как получилось число 2. (32 – 30 = 2)
— Какой можно сделать вывод? (Если из числа вычесть все десятки, останутся только единицы. Если из числа вычесть все единицы, останутся только десятки)
2. Работа по учебнику
— Посмотрите на первый столбик примеров рядом с красной чертой. Как решали эти примеры? (30 да 5 — получится 35. Из 35убрали 5 единиц, осталось 30, или 3 десятка. Из 35убрали 3 десятка, осталось 5 единиц)
(Второй и третий столбики разбираются аналогично)
V. Физкультминутка
Мишка шел, шел, шел
И грибочек нашел.
(Наклониться)
Вот какой грибочек!
(Руки вверх, вытянуться)
Мишка шел, шел, шел
И ягоду нашел.
(Наклониться)
Вот какая ягода!
(Руки вверх, вытянуться)
Мишка шел, шел, шел
И шишку нашел.
(Наклониться)
Вот какая шишка!
(Руки вверх, вытянуться)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 14).
(Первые три столбика разбираются коллективно. Три ученика работают у доски. Последний столбик — самостоятельно. Коллективная проверка. Самооценка)
№2 (с. 14).
— Прочитайте первое задание.
— Запишите три двузначных числа.
— Что произойдет с числом, когда мы уменьшим его на 10? (Число десятков станет на 1 меньше)
— Уменьшите числа на 10.
— Прочитайте второе задание.
— Выполните его самостоятельно.
— Чем похожи все полученные числа? (В них 5десятков)
№ 3 (с. 14).
— Прочитайте задачу.
— Посмотрите, как задачу решили Катя и Дима. Объясните их решения. (Катя сначала нашла, сколько всего рисунков нарисовала Настя, а потом вычла 2 рисунка, которые взяли на выставку. Дима сначала вычел из рисунков, выполненных карандашом, 2рисунка, которые взяли на выставку, а потом прибавил рисунки, выполненные красками)
№ 5 (с. 14).
(Коллективное выполнение с комментированием)
— Решите цепочку примеров на полях.
(Работа в парах. Учащиеся по очереди называют ответы)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 14). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Где могут пригодиться эти знания?
Домашнее задание
(По выбору)
1. Учебник: № 4, 6 (с. 14).
2. Тетрадь с печатной основой: № 36, 37 (с. 16).
Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Школа России
Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике «Виды углов», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!