Цели: научить считать десятки и единицы; показать образование чисел из десятков и единиц; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; оценивать себя и товарищей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• На аэродроме было 5 самолетов и 7 вертолетов, 6 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится:
а) хотя бы один самолет;
б) хотя бы один вертолет?
(В воздух могли подняться 6 вертолетов, значит, утверждать, что в воздухе находится хотя бы один самолет, нельзя. Если в воздух поднялись все самолеты (5), то шестой обязательно вертолет)
• Кате 4 года, Вале на 2 года меньше, а Петя уже ходит в школу. Кто из детей самый старший? Кто самый младший? Докажите свои ответы. (Самый старший Петя, самая младшая Валя. В школу идут в 6 или 7 лет, Кате 4 года (7 > 4), Вале 4 – 2 = 2 года (7 > 2, 4 > 2))
(На доске запись)
1, 0
1, 1, 0, 0
1, 1, 1, 0, 0, 0
1, 1, 1, 1, 0, 0, 0, 0
— Найдите закономерность. (Число нулей и единиц увеличивается на 1)
2. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пучки палочек, учащиеся — карточку с числом, затем наоборот)
— Какие числа пропущены?
(Учитель показывает пример, учащиеся — карточку с ответом)
9 + 3 = 9 + 1 + □
12 – 6= 12 – □ – 4
7 + 4 = 7 + □ + 1
15 – 7= 15 – 5 – □
17 – 8= 17 – □ – □
— Сосчитайте и покажите ответы с помощью карточек.
• Найдите сумму чисел 30 и 40. (70)
• Вычтите из 5 десятков 2 десятка. (30)
• На сколько 70 больше, чем 10? (На 60)
• Из какого числа нужно вычесть 20, чтобы получилось40? (60)
• Найдите разность чисел 90 и 20. (70)
• Увеличьте 50 на 40. (90)
• Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала? (10)
• К 8 десяткам прибавили число и получили 80. Какое число прибавили? (0)
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 31))
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня на урок пришел Математик. Кто догадался, почему? (На уроке будет новый материал)
(Учитель берет в руки 10 палочек)
— Сосчитайте, сколько палочек.
(Учащиеся хором считают)
— Что такое десять? (1 десяток)
(Учитель связывает палочки в один пучок, затем начинает прибавлять к десятку палочек по одной палочке)
— К десятку палочек добавили 1 палочку. Сколько стало палочек? (11)
(Учитель делает запись на доске)
1 дес. 1 ед. — 11
— К десятку палочек добавили 2 палочки. Сколько стало палочек? (12)
(Учитель делает запись на доске)
1 дес. 2 ед. — 12
(Аналогично разбираются остальные числа до 20)
— Как мы получили все эти числа? (К 1 десятку добавляли палочки)
— Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Математик сегодня расскажет, какие числа получатся, если палочки добавлять не к 1 десятку, а к нескольким.
IV. Работа по теме урока
— Давайте свяжем и второй десяток, который у нас получился. Сколько всего получилось десятков? (2)
— А сколько это отдельных палочек? (20)
Продолжим образование следующих чисел, так же присчитывая по 1. Добавим 1 палочку. Теперь палочек у нас 20 и 1. Союз «и» не произносим. Получаем число 21.
(Учитель делает запись на доске)
2 дес. 1 ед. — 21
Добавляем еще одну палочку. Теперь у нас 20 и 2 — 22. (Учитель делает запись на доске)
2 дес. 2 ед. — 22
— Назовите следующие числа.
— Что вы можете сказать об образовании чисел от 10 до 20 и от 20 до '30? (Каждое последующее число на 1 больше предыдущего)
— Почему? (Мы присчитываем по 1)
— Продолжайте прибавлять по одному от 30 до 35, от 38 до 42, от 87 до 91, от 96 до 100.
(Далее учитель называет двузначные числа, учащиеся выделяют из них десятки и единицы и выкладывают соответствующие модели из геометрических фигур)
— Чему мы сейчас учились? (Называть двузначные числа и выделять из них десятки и единицы)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух —
И с разбегу в воду плюх!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 7).
(Устное выполнение)
№2 (с. 7).
— Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц. (18)
— Назовите соседей этого числа. (17и 19)
— Назовите число, в котором 9 десятков и 9 единиц. (99)
— Назовите предыдущее число. (98)
— Назовите следующее за числом 99 двузначное число. (Такого числа нет, 99 — самое большое двузначное число)
— Назовите число, в котором 10 десятков. (100)
— Сколько цифр использовали для записи этого числа? (Три) 100 — это самое маленькое трехзначное число.
2. Минутка чистописания
— Какая цифра похожа на перевернутый стул? (4)
(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 4)
— Как нужно писать цифру 4? (Примерный ответ. Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра проводят горизонтальную линию вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки)
— Пропишите цифру 4 на целую строчку.
3. Работа по учебнику
№3(с. 7).
— Прочитайте задачу.
(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные составляют краткую запись под руководством учителя)
— Решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка. Один ученик проговаривает решение задачи и ответ. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия)
№ 4 (с. 7).
— Прочитайте задачу. Сравните ее с предыдущей задачей. (Обе задачи о мальчиках и девочках, известно первое число, нужно найти второе. Отличаются тем, что в первой задаче в условии были слова «на 2больше», а во второй — «на 2меньше»)
— Поставьте вопрос и решите задачу.
(Тем, кто затрудняется с решением, можно дать карточки с краткой записью или схематическим рисунком)
(Фронтальная проверка)
VII. Рефлексия
— Прочитайте числа друг другу. Скажите, сколько в каждом числе десятков, сколько единиц.
Вариант 1: 65, 40, 32, 25, 19, 55, 81, 63.
Вариант 2: 87, 90, 51, 16, 37, 88, 39, 92.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что вам показалось сложным?
Домашнее задание
1. Учебник: № 5, задание на полях (с. 7).
2. Составить узор из двузначных чисел (по желанию).
Конспект урока по математике «Виды углов», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Школа России
Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Сложение и вычитание вида 35+5 35-30 35-5. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!