Конспект урока по математике, 2 класс. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Школа России

Урок математики во 2 классе. Числа от 11 до 100. Образование чисел

Цели: научить считать десятки и единицы; показать образование чисел из десятков и единиц; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся считать десятки и единицы; называть числа; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• На аэродроме было 5 самолетов и 7 вертолетов, 6 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится:

а) хотя бы один самолет;

б) хотя бы один вертолет?

(В воздух могли подняться 6 вертолетов, значит, утверждать, что в воздухе находится хотя бы один самолет, нельзя. Если в воздух поднялись все самолеты (5), то шестой обязательно вертолет)

• Кате 4 года, Вале на 2 года меньше, а Петя уже ходит в школу. Кто из детей самый старший? Кто самый младший? Докажите свои ответы. (Самый старший Петя, самая младшая Валя. В школу идут в 6 или 7 лет, Кате 4 года (7 > 4), Вале 4 – 2 = 2 года (7 > 2, 4 > 2))

(На доске запись)

1, 0

1, 1, 0, 0

1, 1, 1, 0, 0, 0

1, 1, 1, 1, 0, 0, 0, 0

— Найдите закономерность. (Число нулей и единиц увеличивается на 1)

2. Устный счет Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пучки палочек, учащиеся — карточку с числом, затем наоборот)

— Какие числа пропущены?

(Учитель показывает пример, учащиеся — карточку с ответом)

9 + 3 = 9 + 1 + □

12 – 6= 12 – □ – 4

7 + 4 = 7 + □ + 1

15 – 7= 15 – 5 – □

17 – 8= 17 – □ – □

— Сосчитайте и покажите ответы с помощью карточек.

• Найдите сумму чисел 30 и 40. (70)

• Вычтите из 5 десятков 2 десятка. (30)

• На сколько 70 больше, чем 10? (На 60)

• Из какого числа нужно вычесть 20, чтобы получилось40? (60)

• Найдите разность чисел 90 и 20. (70)

• Увеличьте 50 на 40. (90)

• Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала? (10)

• К 8 десяткам прибавили число и получили 80. Какое число прибавили? (0)

(Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 31))

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня на урок пришел Математик. Кто догадался, почему? (На уроке будет новый материал)

(Учитель берет в руки 10 палочек)

— Сосчитайте, сколько палочек.

(Учащиеся хором считают)

— Что такое десять? (1 десяток)

(Учитель связывает палочки в один пучок, затем начинает прибавлять к десятку палочек по одной палочке)

— К десятку палочек добавили 1 палочку. Сколько стало палочек? (11)

(Учитель делает запись на доске)

1 дес. 1 ед. — 11

— К десятку палочек добавили 2 палочки. Сколько стало палочек? (12)

(Учитель делает запись на доске)

1 дес. 2 ед. — 12

(Аналогично разбираются остальные числа до 20)

— Как мы получили все эти числа? (К 1 десятку добавляли палочки)

— Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Математик сегодня расскажет, какие числа получатся, если палочки добавлять не к 1 десятку, а к нескольким.

IV. Работа по теме урока

— Давайте свяжем и второй десяток, который у нас получился. Сколько всего получилось десятков? (2)

— А сколько это отдельных палочек? (20)

Продолжим образование следующих чисел, так же присчитывая по 1. Добавим 1 палочку. Теперь палочек у нас 20 и 1. Союз «и» не произносим. Получаем число 21.

(Учитель делает запись на доске)

2 дес. 1 ед. — 21

Добавляем еще одну палочку. Теперь у нас 20 и 2 — 22. (Учитель делает запись на доске)

2 дес. 2 ед. — 22

— Назовите следующие числа.

— Что вы можете сказать об образовании чисел от 10 до 20 и от 20 до '30? (Каждое последующее число на 1 больше предыдущего)

— Почему? (Мы присчитываем по 1)

— Продолжайте прибавлять по одному от 30 до 35, от 38 до 42, от 87 до 91, от 96 до 100.

(Далее учитель называет двузначные числа, учащиеся выделяют из них десятки и единицы и выкладывают соответствующие модели из геометрических фигур)

— Чему мы сейчас учились? (Называть двузначные числа и выделять из них десятки и единицы)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Повороты сделал смело,

Пощипал немного пух —

И с разбегу в воду плюх!

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 7).

(Устное выполнение)

№2 (с. 7).

— Назовите число, в котором 1 десяток и 8 единиц. (18)

— Назовите соседей этого числа. (17и 19)

— Назовите число, в котором 9 десятков и 9 единиц. (99)

— Назовите предыдущее число. (98)

— Назовите следующее за числом 99 двузначное число. (Такого числа нет, 99 — самое большое двузначное число)

— Назовите число, в котором 10 десятков. (100)

— Сколько цифр использовали для записи этого числа? (Три) 100 — это самое маленькое трехзначное число.

2. Минутка чистописания

— Какая цифра похожа на перевернутый стул? (4)

(Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 4)

— Как нужно писать цифру 4? (Примерный ответ. Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра проводят горизонтальную линию вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки)

— Пропишите цифру 4 на целую строчку.

3. Работа по учебнику

№3(с. 7).

— Прочитайте задачу.

(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, остальные составляют краткую запись под руководством учителя)

— Решите задачу.

(Тем, кто затрудняется с решением, учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка. Один ученик проговаривает решение задачи и ответ. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия)

№ 4 (с. 7).

— Прочитайте задачу. Сравните ее с предыдущей задачей. (Обе задачи о мальчиках и девочках, известно первое число, нужно найти второе. Отличаются тем, что в первой задаче в условии были слова «на 2больше», а во второй — «на 2меньше»)

— Поставьте вопрос и решите задачу.

(Тем, кто затрудняется с решением, можно дать карточки с краткой записью или схематическим рисунком)

(Фронтальная проверка)

VII. Рефлексия

— Прочитайте числа друг другу. Скажите, сколько в каждом числе десятков, сколько единиц.

Вариант 1: 65, 40, 32, 25, 19, 55, 81, 63.

Вариант 2: 87, 90, 51, 16, 37, 88, 39, 92.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что вам показалось сложным?

Домашнее задание

1. Учебник: № 5, задание на полях (с. 7).

2. Составить узор из двузначных чисел (по желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков», 2 класс. Школа России

Конспект урока по математике, 2 класс. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Школа России

Конспект урока по математике, 2 класс. Сложение и вычитание вида 35+5 35-30 35-5. Школа России

Конспект урока по математике «Виды углов», 2 класс. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!