Цели: познакомить с понятием «обратные задачи»; совершенствовать вычислительные навыки, умения преобразовывать величины и выполнять задания геометрического характера.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и составлять обратные задачи; применять полученные ранее знания в измененных условиях; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачу.
Три футбольные команды участвуют в игре. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно? (3)
2. Геометрический материал
(На доске рисунок)
— Сколько на рисунке треугольников? (8)
3. Индивидуальная работа по карточкам
(Карточки получают учащиеся, допустившие аналогичные ошибки в контрольной работе)
Карточка 1 (именованные числа)
Сравни величины. Поставь знаки >, < или =.
100 см ○ 1 м 1 дм ○ 90 мм
20 мм ○ 12 см 99 см ○ 9 см 9 мм
1 м ○ 8 дм 2 см ○ 22 мм
1 руб. ○ 30 коп. 13 коп. ○ 31 коп.
Карточка 2 (разрядные слагаемые)
Вставь пропущенные числа.
36 - 6 = □ □ — 7 = 60
54 - 50 = □ 30 + 8 = □
49 - 40 + 1 = □ 95 - □ = 5
32 - 2 - 20 = □ □ + □ = 79
Карточка 3 (решение задач)
Запиши задачу кратко и реши.
Лена купила ластик и блокнот. Блокнот стоит 32 руб., а ластик на 30 руб. дешевле. Сколько стоит вся покупка?
4. Устный счет
— Решите цепочку. Назовите только ответы.
5. Работа над задачами
(Учитель читает текст, учащиеся исправляют или дополняют этот текст так, чтобы он стал задачей)
• В новой Машенькиной книге 35 сказок. Машенька прочитала 24 сказки.
• Костя пылесосил ковер в своей комнате 10 мин, делал домашнее задание 30 мин, а потом смотрел мультфильмы 20 мин. Сколько минут Костя смотрел мультфильмы?
• На пруду плавали 16 уток и 12 гусей. Сколько лебедей было на пруду?
• Сколько конфет съели мальчики?
• У Ивана в доме много кактусов, 5 из них не цветут. Сколько кактусов цветет?
(Учитель читает задачу, учащиеся называют решение и ответ)
• У белой кошки родились 3 белых котенка, а у рыжей кошки-2 рыжих котенка и 4 полосатых. Сколько котят родилось у рыжей и белой кошек? (3 + 2 + 4 = 9)
• В букете 15 одуванчиков и 8 васильков. На сколько больше одуванчиков, чем васильков? (15 - 8 = 7)
• В цирковой программе выступали 3 жонглера, клоунов — на 2 больше, а акробатов было столько, сколько жонглеров и клоунов вместе. Сколько было акробатов? (3 + 2 = 5 — клоунов, 3 + 5 = 8 — акробатов)
• Сережа слепил из пластилина 40 разных динозавров: 10 хищных и несколько травоядных. Сколько травоядных динозавров слепил Сережа? (40 - 10 = 30)
• Рост Илюши 99 см, а рост Ксюши 90 см. На сколько сантиметров Ксюша ниже Илюши? (99 - 90 = 9)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня к нам на урок снова пришел Математик. Он спешит познакомить нас с новой темой. Только что-то он невеселый. Может быть, что-нибудь случилось?
Оказывается, Математик так спешил к нам, что потерял одно слово из названия темы урока. Но второе слово осталось. Может быть, мы догадаемся, какое слово потеряно, и поможем Математику?
(Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задача»)
— Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи)
— Но мы ведь умеем решать задачи, почему же тогда пришел Математик? (Значит, сегодня мы узнаем о задачах что-то новое, познакомимся с новым видом задач)
Математик говорит, что вы правы. Итак, мы продолжаем решать задачи.
(Задачи записаны на доске)
1. Блокнот стоит 5 руб., линейка — 4 руб. Сколько стоят вместе блокнот и линейка?
2. Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?
3. Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?
— Прочитайте первую задачу. Что известно в задаче? (Блокнот стоит 5руб., линейка — 4 руб)
— Что нужно узнать? (Сколько стоят линейка и блокнот вместе)
— Составьте краткую запись задачи.
— Запишите решение задачи. (5 + 4 = 9(руб))
— Прочитайте вторую задачу.
— Чем эта задача похожа на предыдущую и чем отличается от нее? (Примерный ответ. В обеих задачах речь идет о стоимости блокнота и линейки, блокнот и в той, и в другой задаче стоит 5 руб. В первой задаче известна также стоимость линейки и нужно узнать, сколько стоят блокнот и линейка вместе, во второй задаче известна общая стоимость блокнота и линейки и нужно узнать, сколько стоит линейка)
— Составьте краткую запись задачи.
— Запишите решение задачи. (9-5 = 4 (руб))
— Что вы можете сказать о решениях этих задач?
— Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько стоят блокнот и линейка вместе и сколько стоит линейка. Не знаем, сколько стоит блокнот)
— Составьте краткую запись задачи.
— Запишите решение задачи. (9 - 4 = 5(руб))
— Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи)
— Что одинаково? (Данные, числа)
— Чем отличаются?
— Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа)
— Чем отличаются? (Действиями. Первую задачу решали сложением, вторую и третью — вычитанием)
— Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные) Конечно, это обратные задачи. Посмотрите, как улыбается
Математик, об обратных задачах он и хотел нам рассказать.
— Как называется тема нашего урока? (Обратные задачи) (Рядом с карточкой со словом «задачи» учитель закрепляет
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 26).
(Устное выполнение)
— Прочитайте первую задачу.
— Ответьте на вопрос задачи. (Блокнот и карандаш стоили 10 руб)
— Как вы узнали? (6 + 4= 10 (руб))
— Прочитайте следующую задачу. Известно ли, сколько стоила вся покупка? (Да. 10 руб)
— Что сейчас неизвестно в задаче? (Сколько стоил карандаш)
— Как узнать? (10 - 6 = 4 (руб))
— Кто догадался, что будет неизвестно в следующей задаче? (Сколько стоил блокнот)
— Прочитайте задачу. Правильно ли вы предположили?
— Как узнать, сколько стоил блокнот? (10 - 4 = 6 (руб))
— Как называются вторая и третья задачи?
V. Физкультминутка
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели — все в полном порядке.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 26).
- Прочитайте задачу. Запишите ее кратко.
(Можно также выполнить рисунок или схематический чертеж)
— Решите задачу самостоятельно.
— Устно составьте обратные задачи.
— Решите обратные задачи.
(Вариант 1 решает задачу с вопросом «Сколько Володя поймал лещей?», вариант 2 — с вопросом «Сколько Володя поймал окуней?». Проверка в парах)
— Какие задачи мы составляли? (Обратные)
— Какие задачи называются обратными?
№3 (с. 26).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно сделать сначала? (Перевести 5 см в миллиметры)
— Переведите. (5 см = 50 мм)
— Какие слова подсказывают, какое действие нужно выбрать для решения задачи? (Меньше на..)
— Решите задачу самостоятельно.
№4 (с. 26).
— Какую закономерность в составлении примеров вы заметили?
— Составьте еще по одному примеру в каждый столбик.
— Решите примеры.
(Коллективная проверка. Самооценка)
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 8—9). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 4, с. 12—14))
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о задачах?
— Какие задачи называются обратными?
— Кто понял, как составлять обратные задачи?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 3, 4 (с. 26—27), 2 (с. 28, по желанию).
Конспект урока по математике, 2 класс. Сложение и вычитание вида 35+5 35-30 35-5. Школа России
Конспект урока по математике «Виды углов», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Школа России
Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!