Цели: познакомить с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого; совершенствовать вычислительные навыки и умение преобразовывать величины; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого; использовать графические модели при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
(На доске рисунок)
— Уберите две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
Ответ:
— Решите задачи.
• В село прибыли в одно и то же время «тойота» и «опель». Какая машина раньше выехала из города, если «опель» ехал медленнее «тойоты»? («Опель»)
• Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша — позже, чем щуку. Какая рыба была поймана раньше всех? Можно ли сказать, какая рыба была поймана позже всех? (Раньше всех была поймана щука. Ерш и окунь могли быть пойманы одновременно, так как распределение времени ведется относительно щуки)
— Как нужно изменить условие задачи, чтобы можно было сказать, что ерша рыбак поймал последним? (Вместо слов «а ерша — позже, нем щуку» записать «а ерша — позже, чем окуня»)
2. Работа по учебнику
№5 (с. 28).
Ответ: на 7 кг.
3. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Вставь пропущенные знаки действий.
7 ○ 8 = 15 54 ○ 4 = 50
12 ○ 4 = 8 30 ○ 20 = 50
10 ○ 5 = 15 6 ○ 50 = 56
14 ○ 5 = 9 100 ○ 10 = 90
Карточка 2
1. Запиши третье число, которое следует за числом 35.
2. Запиши данные числа в порядке возрастания: 25, 57, 14, 6, 39,98, 100.
3. Замени суммой разрядных слагаемых числа 51, 84, 27.
Карточка 3
Сравни. Поставь знаки >, < или =.
30 см ○ 3 дм 5 см 80 мм ○ 8 см
55 см ○ 5 дм 70 мм ○ 8 см
9 м ○ 90 дм 10 м ○ 10 см
Карточка 4
Запиши задачу кратко или нарисуй схему. Запиши решение и ответ задачи.
На взлетной полосе находилось несколько самолетов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолетов. Сколько самолетов на взлетной полосе было сначала?
4. Фронтальная работа
— Найдите ошибки и докажите, что вы правы. (Равенства записаны на доске)
54 - 4 = 50 15 - 7 = 6 9 + 8 = 16
13 -9 = 5 3 + 60 = 93 86 - 6 = 26
— В стране Математики переполох: правила потерялись. Помогите навести порядок, найдите вторую половинку каждого правила.
(Задание записано на доске или на листе ватмана)
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из... ...разности прибавить вычитаемое
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к... ...10 мм
1 руб. равен... ...100 коп.
1 м равен... ...суммы вычесть известное слагаемое
100 мм — это... ...10 дм
1 см равен... ...100 см
5. Работа над задачами
(Учитель читает задачу, учащиеся называют решение и ответ)
• В месте для парковки стояли 20 машин: 9 красных, 6 черных, а остальные белые. Сколько было белых машин? (20 - 9 - 6 = 5)
• На детской площадке 9 ребят съезжают с горки, а на качелях катаются на 5 ребят больше. Сколько всего детей съезжает с горки и катается на качелях? (9 + 5 + 9 = 23)
• Дрессировщик показал выступление 18 хищников: 10 тигров и нескольких львов. Сколько львов выступало на арене цирка? (18 - 10 = 8)
• В начале недели в магазин завезли горшки с цветущими фиалками. За неделю продали 20 горшков с розовыми фиалками и 10 — с сине-фиолетовыми. Осталось лишь 7 горшков с белыми фиалками. Сколько горшков с фиалками было в магазине в начале недели? (20 + 10 + 7 = 37)
• Саша собрал коллекцию из 20 монет, а Егор — коллекцию из 40 значков. На сколько предметов коллекция Егора больше, чем коллекция Саши? (40 - 20 = 20)
• На лугу паслись 37 коров: 7 черных, 20 рыжих, а остальные - рябые. Сколько рябых коров паслось на лугу? (37 - 7-20 = 10)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте задачу.
Мама купила 2 груши и 7 яблок. Сколько всего фруктов купила мама?
— Сделайте к задаче схематический чертеж.
— Решите задачу устно.
— Послушайте еще одну задачу.
Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Когда дети съели несколько фруктов, на тарелке осталось 4 фрукта. Сколько фруктов съели дети?
— Сделайте к задаче схематический чертеж.
— Запишем условие задачи в виде выражения с окошком: 9 - □ = 4.
— Что неизвестно? (Вычитаемое)
— Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с правилом
(На доске записано равенство)
10 - 3 = 7
— Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.
— Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность? (Уменьшаемое — число, из которого вычитают; вычитаемое — число, которое вычитают;разность — результат, то, что осталось)
— Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого? (Нет, не сможем вычесть)
— Как можно найти наименьшее число — вычитаемое, если известны уменьшаемое и разность? (Из уменьшаемого вычесть разность)
(Учитель показывает, как найти неизвестное вычитаемое, с помощью счетных палочек на примере равенства 10 — 3 = 7 и закрепляет на доске карточку)
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 29).
— Прочитайте задачу.
— Выделите условие, вопрос.
— Найдите главные, опорные слова.
— Посмотрите на краткую запись задачи. Какое число самое большое? (10)
— Что с карандашами сделали? (Взяли, убрали, уменьшили количество)
— Что значит «взяли»? (Вычли)
— Как назовем неизвестное число? (Вычитаемое)
— Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность, остаток)
— Запишите решение задачи.
— Рассмотрите схему к задаче.
— Что обозначили целым отрезком? (10, сколько было карандашей)
— Сколько выделим частей? (Две)
— Что можно сказать о каждой части? (Одна известна — 6карандашей, а вторая неизвестна)
— Проверьте ваше решение на палочках.
V. Физкультминутка
— Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два — и готово!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 29).
— Прочитайте задачу. Рассмотрите схемы. Какая схема подходит к задаче? (Первая, так как нужно найти, сколько было значков, т. е. все значки)
— Составьте условие задачи по второй схеме. (У Тани было 7 значков. Она подарила 2 значка подруге)
— Каким будет вопрос задачи? (Сколько значков у нее осталось?)
— Решите задачу устно.
№ 3 (с. 29).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно сделать сначала? (Привести данные к общим единицам измерения)
— Решите задачу самостоятельно.
(Проверка)
№ 4 (с. 29).
(Первый столбик выполняется коллективно с комментированием, второй столбик — самостоятельно. Проверка. Самооценка)
№5 (с. 29).
— Найдите закономерность и запишите еще по одному примеру в каждый столбик.
— Решите примеры.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы)
VII. Рефлексия
— Сделайте схематический чертеж и решите задачу.
У Пятачка было 6 шариков. После того как несколько шариков лопнуло, у него осталось 4 шарика. Сколько шариков лопнуло?
(Проверка по образцу на доске)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто доволен своими успехами?
— Кто заметил, что стал лучше решать задачи?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 10, 11,13 (по желанию) (с. 32).
Конспект урока по математике «Виды углов», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике «Сумма и разность отрезков», 2 класс. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Сложение и вычитание вида 35+5 35-30 35-5. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Числа от 11 до 100. Образование чисел. Школа России
Конспект урока по математике, 2 класс. Наименьшее трехзначное число. Сотня. Школа России
Ольга Анатольевна Грунина # 19 сентября 2022 в 15:12 +1 | ||
|