Цель: познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила здорового образа жизни в зимний период, объяснять товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и игровой культуры народов своего края), контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, репродукция картины Ф.В. Сычкова «С гор», распечатки памяток.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
- О каких старинных зимних работах вы узнали?
- Как люди заботятся о сохранности урожая?
- Как заботятся о домашних животных?
- Покажите одежду для зимних прогулок собачки, которую вы сделали. Расскажите о ней.
- Что делают в зимнее время на улицах городов, сел, в домах и квартирах?
III. Самоопределение к деятельности
Ребята, сейчас я вам расскажу случай, который произошел с поэтом Даниилом Хармсом.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»
— Кто может объяснить, что же увидел поэт?
— Какое слово в стихотворении помогает нам догадаться, о чем идет речь? (Зимою.)
— Вы сами любите кататься на коньках и лыжах?
— Какие еще вы знаете зимние забавы, затеи?
— За что вы их любите?
— Как эти игры помогают укреплять ваше здоровье?
Сегодня на уроке будем говорить об охране здоровья зимой.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 48—49. Прочитайте текст. Нескольким ученикам я раздам фишки. Задание для этих ребят такое: выбрать из текста ответ на один из вопросов, отметить его фишкой в учебнике, а после прочтения всего текста пересказать ответ всему классу. Какие качества придется проявить этим ученикам? {Внимательность, терпеливость. Ведь придется дождаться конца чтения и своей очереди отвечать.)
Вопросы будут такими.
— Как укреплять здоровье зимой?
— При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика? Почему?
— Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?
— Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?
(Учащиеся читают текст, дополняя его информацией о старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совенка» (с. 123). Учитель еще раз задает вопросы. Выбранные ученики отвечают. При необходимости остальные учащиеся помогают отвечающим.)
С. 49
— Теперь мне хочется спросить всех. К какой части прочитанного относится картина Ф.В. Сычкова «С гор», которую вы видите на с. 49 учебника? (Старинные зимние забавы.)
— Рассмотрите картину и составьте по ней короткий рассказ. Обратите внимание на настроение героев картины, их одежду. Опишите, как они относятся друг к другу. Можно ли их назвать друзьями?
(Ученики составляют рассказы.)
— А вот какие санки были в старину!
(Учащиеся рассматривают фотографию старинных санок на с. 49.)
— Чем они отличаются от современных? (Примерный ответ. Самое главное их отличие в том, что такие санки часто делал и расписывал для своих ребят сам хозяин дома. Вот и цветут на них дивные цветы, нарисованные с любовью. Одинаковых санок в старину не было. С ранних лет и сами дети приучались к тому, что любую вещь можно украсить, особенно если она сделана для любимых людей.)
— Посмотрите еще раз на картину. Можно ли назвать ребят на ней здоровыми, крепкими?
— Как вы думаете, в чем секрет их здоровья?
— Как нам постараться обратить себе на пользу особенности зимней погоды?
— Вспомните сначала, каковы правила сохранения и укрепления здоровья осенью.
— Прочитайте первый абзац текста о закаливании в зимнее время на с. 49. Перескажите его.
2. Беседа
— Ребята, часто ли взрослые делают вам замечания?
— Вам это нравится? Честно скажите: бывает так, что вам не хочется к этим замечаниям прислушиваться?
— Вот и наши друзья сегодня недовольны. Давайте послушаем их разговор.
(Учитель достает кукол-помощников и разыгрывает их диалог.)
Девочка. Привет! Пойдем на коньках кататься! Как вчера!
Мальчик (грустно). Привет...
Девочка. Ты чего грустишь? Заболел?
Мальчик. Ничего не заболел. Родители не пускают. Говорят, что лед на пруду может провалиться. И на санках не пускают. Говорят: «Дорога рядом, машины ездят». Да еще и шарф заставляют надевать...
— Вы сейчас услышали жалобы нашего друга. Как вам кажется, справедливо ли он обижается? Или родители все-таки правы? (Ответы учеников.)
(Учитель предоставляет ученикам возможность высказаться. Подкрепляет их высказывания историями из собственного опыта, убеждающими в небезопасности беспечного отношения к зимним забавам. Затем учитель читает соответствующий отрывок на с. 49 учебника.)
— Вот теперь, когда вы и сами много рассказали и послушали советы учебника, что бы могли сказать нашим помощникам?
— Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?
— Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?
(Учитель раздает детям памятки.)
Памятка
1. Надевай шапку, рукавицы, застегивай пальто, не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.
2. Не ешь снег, не грызи сосульки, не прикасайся к металлу.
3. На улице иди посередине тротуара, подальше от домов, потому что с крыши может обвалиться снег или упасть сосулька, и ни в коем случае не заходи в огражденные зоны. Ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шашками, наступая на всю подошву.
4. Кататься на коньках, лыжах можно только в специально отведенных для этого местах. Кататься на санках стоя нельзя! Нельзя кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой! Вести себя на горке нужно аккуратно и дисциплинированно, не толкаться. Опасно привязывать санки друг к другу.
5. При игре в снежки нужно помнить, что кидать в лицо нельзя!
6. Около водоемов гуляй только со взрослыми. Не выходи на заледеневшие водоемы! Если уж так случилось, что ты оказался на льду, передвигайся мелким скользящим шагом. Если лед провалился, громко зови на помощь и пытайся выбраться, наползая или накатываясь на край. Барахтаться нельзя! Если смог выбраться, отползи или откатись от края.
7. Особенно внимательно переходи дорогу — машина на скользкой дороге не может остановиться сразу!
(Учитель обращается к куклам-помощникам.)
Слышите! Даже ваши ровесники согласны, что зимой необходимо быть осторожными. Тогда зима подарит вам только радость и веселье, станет настоящим праздником. Снежные и морозные зимы — богатство России. Ведь суровая зимняя погода воспитывает сильных, здоровых, трудолюбивых и выносливых людей. Надо только разумно использовать этот дар природы и выполнять необходимые правила безопасности.
3. Зимние игры
— Снег, мороз — подарок природы, особенность зимы. А как вы сами можете повеселить себя, отдохнуть зимой на улице? Конечно, играя. Игры каких народов России вы уже знаете?
— Как они помогают быть здоровыми и сильными?
- Мы уже с вами были в Бурятии на празднике белого месяца. Давайте-ка снова побываем в этой гостеприимной республике!
(Учитель читает текст игры «Рукавицу гнать» на с. 50 учебника.)
- На какую знакомую игру она похожа?
— Разберем схему игры на с. 51.
- Что на схеме обозначают красные треугольники?
- Кто обозначен синим треугольником?
— Что обозначают стрелки на схеме?
— Как узнать по схеме, у кого из игроков рукавица?
(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 51 учебника.)
V. Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 26)
— Прочитайте, выполните задание.
Задание 2 (с. 26)
- Прочитайте, выполните задание.
VII. Рефлексия
- Отгадайте загадки. Назовите игры, в которых используется этот предмет. Какие качества характера развивает эта игра?
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы... (санки).
VIII. Подведение итогов урока
— Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?
— Как укреплять здоровье зимой?
(Один из учеников читает вывод на с. 51 учебника.)
— Согласны ли вы с этим выводом?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 48—51), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 51).
2. Выполнить задание 3 (с. 27) в рабочей тетради.
3. Нарисовать рисунок на тему «Белый сказочный дворец».
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!