Цель: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; познакомятся со строением грибов.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне» (Плешаков А.А. и соавт.), аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), фотографии или муляжи грибов (белый, подберезовик, подосиновик, моховик, масленок, груздь, сыроежка, лисичка, сморчок, волнушка, шампиньон, вешенка, опята, желчный гриб, ложный опенок, бледная поганка).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о грибах.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— С какими цветами осеннего цветника мы познакомились на предыдущем уроке?
— Какие легенды связаны с гладиолусами? астрами?
— В какой стране особенно любят хризантемы?
— Расскажите об одном из растений осеннего цветника, о связанных с ним легендах.
— Какими источниками информации вы пользовались при составлении рассказа?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель включает запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».)
— Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 86 учебника.)
— Какие блюда мама готовит из грибов?
— Как вы думаете, грибы относятся к растениям или животным? (Ответы учеников.)
— Грибы — это особая группа живых существ. Прочитаем об этом на «Страничках Умного Совенка» (с. 125).
Итак, грибы — это особое царство живой природы.
(Учитель составляет на доске схему.)
Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
2. Работа по учебнику
С. 86
— Прочитайте названия грибов. Какие грибы вы собирали в лесу? (Ответы учеников.)
— Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.)
— Рассмотрите схему и расскажите, как устроен гриб.
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки
Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Ножки шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Грибы очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать.
— Рассмотрите рисунок в учебнике «Связь гриба и дерева» нас. 87.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
(Учитель показывает фотографии и муляжи грибов.)
Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый - на странички книги.
— Найдите на фотографиях трубчатые и пластинчатые грибы. (Трубчатые — белый, подберезовик, подосиновик, моховик, масленок, пластинчатые — груздь, сыроежка, лисичка, сморчок, волнушка.)
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о грибах.)
3. Сообщения учащихся
Белый гриб. Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов — белый. Его называют царем грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво.
Еще одно замечательное свойство есть у него — он не чернеет при сушке и варке, как некоторые другие грибы.
Свежий гриб не пахнет ничем, разве только отдает немного прохладой и свежестью. Запах сушеных белых грибов не сравним ни с чем.
Есть еще одна причина назвать белый гриб царем леса. Не так давно ученые обнаружили в нем вещества, которые убивают в организме человека вредные кишечные бактерии. А немецкие ученые приписывают белому грибу способность предупреждать раковые заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными.
Изредка грибы достигают огромных размеров. Гриб-чемпион был найден в Белоруссии. Длина окружности шляпки его превышала 1 м 80 см! Масса таких грибов достигает 5—6 кг.
А вот в Швейцарии и некоторых других странах Европы население не собирает повсеместно растущие белые грибы, считая их несъедобными.
Сыроежка. Гриб этот можно сравнить с необычными цветами, разбросанными по лесу, настолько разнообразна их окраска.
Очень часто, окинув взглядом расцвеченную ими поляну, мы говорим: «Нет грибов...» А ведь хорошо знаем, что сыроежка — гриб съедобный. Даже название подсказывает, что его можно есть сырым. Но это на любителя.
Сыроежки составляют почти половину массы всех грибов, встречающихся в наших лесах.
Из грибницы одного из видов ученые научились выделять вещество, которое применяют в сыроварении. Оно заменяет другое, дорогое, которое получали из желудка молодого теленка или ягненка. Таким образом, сыроежка сохраняет сотни телят и ягнят.
Лисички. Лисичка-сестричка — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить меховой лисий наряд. Сестричкой — за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в моховом ковре скрывается целая семейка.
Хорош этот гриб тем, что никогда не бывает червивым. Почему? — ученым не вполне ясно. Ничего ядовитого для мух и их личинок в лисичке пока не найдено. Может быть, насекомых отпугивает яркая окраска гриба?
Один натуралист рассказывал, что, когда он ехал на автомобиле по Рязанской области, слева от дороги тянулся березовый лесок. Он был довольно редок и просматривался далеко. Весь он сплошь был усеян лисичками. Автомобиль шел вдоль леса километр за километром, а лисичек было все столько же, как будто мы не двигались, а смотрели на одно и то же место. Там можно было набрать несколько тонн этих грибов.
Опята. Почти все шляпочные грибы, даже бледная поганка, приносят лесу только пользу, заботливо опекают деревья и «дружат» с ними. А опенок — настоящий агрессор и захватчик.
Со своих «укрепленных пунктов» — пней — он то и дело устраивает «набеги» на соседние живые деревья, дотягиваясь до них шнурами своей грибницы. Плохо придется дереву, до которого дотянулся опенок. Медленно, но верно он разрушит древесину, отравит растение своими соками и в конце концов убьет его. Даже старое мощное дерево погибнет после десятка лет сражения с опенком, а молодое не выдержит более года-двух.
Невольно радуется грибник, попавший в лес, сплошь заросший грибными «шубами» опенков. Но этот лес ослаблен и очень болен. Не знаешь даже, как вести себя, — то ли аккуратно срезать грибы, как белые или рыжики, то ли начать нарочно рвать коричневые нити, похожие на электрошнуры, расползающиеся по лесу и опутывающие все новые и новые деревья.
В довершение сравнения с электрическими шнурами нужно отметить, что шнуры эти, опутавшие гнилые пни, фосфорически светятся. Такое свечение можно наблюдать ночью.
Вешенка. Этот гриб человек стал разводить совсем недавно. По содержанию полезных веществ он приближается к белому грибу, а по неприхотливости не имеет себе равных: охотно облепляет густыми стайками пни, поврежденные деревья, а на грибных фермах — древесные чурки или мешки с соломой.
Этот гриб удивительно быстро высасывает все питательные вещества из древесины, превращая ее в труху. У него есть еще одна особенность — в природе его можно собирать до глубокой осени и даже до зимы.
Шампиньон. На территории России в народе этот гриб пользуется стойкой славой поганки. У него даже названия русского нет, а называем мы его французским словом, которое переводится как «гриб». Такой славой он обязан как внешнему сходству с бледной поганкой, так и тяге к унавоженным местам, кучам мусора.
Но даже в Англии, где предубеждение к грибам стойкое и давнее — в природе их вообще не собирают, — с удовольствием едят эти грибы, выращенные на ферме.
350 лет разводили люди эти грибы, нисколько не сомневаясь в том, что культурный и растущий в природе этот гриб — одно и то же. Лишь в 1906 г. ученые с удивлением обнаружили, что они совершенно разные.
И еще один любопытный случай из жизни этих грибов. В 1956 г. один любознательный прохожий заметил на асфальте в центре Москвы, на Манежной площади какие-то странные вспучивания. Он сфотографировал их, а на следующий день обнаружил, что вспучивания лопнули и из-под треснувшего асфальта появились эти грибы. Случилось это потому, что почва около Манежа унавожена в течение нескольких веков: ведь в Манеже держали лошадей. Но каково стремление к свету, свободе у этих грибов, что они смогли взломать мертвый асфальт, который не сразу поддается даже отбойному молотку.
Валуй. Издали этот гриб легко принять за белый. Может, поэтому так часто его сбивают раздосадованные грибники, обманутые в своих ожиданиях. У него странная судьба: все знают, что это съедобный гриб, однако его никогда не берут. В народе его считают плохим грибом, а иногда вообще поганкой. Тем не менее, хорошо приготовленный, по вкусу он не уступает соленым груздям.
4. Работа с загадками
— Отгадайте загадки В. Лифшица.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной подкладкой.
Если б очень захотели,
Вы найти меня могли б:
Я расту под веткой ели,
Я, ребята,... (белый гриб).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я... (подосиновик).
Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня,... (мухомора)
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен,
Меня берегитесь:
Я очень опасен! (Мухомор.)
Нас найти непросто
Бывает с непривычки.
Мы желтые сестрички,
Веселые... (лисички).
5. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 86. Найдите «лишний» гриб. Объясните, почему он «лишний». (Мухомор — несъедобный гриб.)
— Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (Ответы учеников.)
— Найдите в учебнике на с. 88-89 сходство и различия съедобных и несъедобных грибов. Запомните их отличительные признаки.
(Работа в паре. Ученики изучают различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов (белый гриб — желчный гриб, опенок осенний — ложный опенок, шампиньон — бледная поганка).)
— Чем похожи белый гриб и желчный гриб? (Шляпка коричневая, ножка книзу утолщенная.)
— Как отличить съедобный и несъедобный гриб? (У белого гриба мякоть на срезе остается белой, у желчного — розовеет.)
(Аналогично разбирают все пары грибов.)
— Кто из вас ходил в лес за грибами?
— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)
— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки.)
— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)
— Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.
Памятка. Правила сбора грибов
1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.
3. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженные оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.
4. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы — может, в лесу ты что-то не заметил.
5. Не собирай и не ешь грибы перезрелые, червивые, испорченные.
6. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его выбросить.
(На уроке учителю следует уделить внимание и экологическим проблемам: грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают «поганки», и особенно мухоморы. Учитель читает рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с. 127—128), а затем обсуждает его с учениками по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 89 учебника.)
V. Физкультминутка
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
Шляпу к солнышку потянет,
Еще выше ростом станет.
Прибежали тут ребятки —
Тонконогие опятки.
А когда пришел грибник,
Они все в корзину — прыг!
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 52)
— Выполните задание самостоятельно.
Задание 2 (с. 52)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 3 (с. 53)
(Работа в паре.)
— Назовите съедобные грибы. (Белый, шампиньон, опенок осенний.)
— Назовите несъедобные грибы. (Желчный гриб, бледная поганка, ложный опенок.)
Задание 4 (с. 53)
(Учитель для выполнения этого задания раздает ученикам фотографии грибов, растущих в их местности.)
— Прочитайте, выполните задание.
(Учитель проверяет выполнение работы.)
VII. Рефлексия
— Поможете ли вы назвать грибы в стихах Л. Герасимовой? Игра «Доскажи словечко»
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ... (боровик).
Ломкий, красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает... (сыроежка).
Средь сосенок и елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко-рыжий. Это... (рыжик).
В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто розовое ушко
Для соления... (волнушка).
На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье... (груздь).
VIII. Подведение итогов урока
— К растениям или животным относятся грибы?
— На какие две группы делятся грибы по особенностям строения шляпки?
— Почему «дружат» гриб и дерево?
— Какие вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Сделаем вывод. Итак, грибы — это не растения, а особая
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике (с. 86—89), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 89).
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!