Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Летние праздники и труд. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Летние праздники и труд»

Цель: познакомить с народными обычаями летних старинных праздников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека, разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда, перечислять летние дары природы своего края, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, фотография поля с озимыми культурами, изображение старинных орудий труда, свежий хлеб на красивом полотенце, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (якуты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания. Тест

— Прочитайте. По аналогии составьте и запишите названия летних природных явлений.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.

Ответ. Солнце восходит рано, заходит поздно, сильно греет. Ночи теплые. Жарко. Небо голубое. Белые легкие облака. Вода в водоемах теплая...

— Прочитайте стихи В. Степанова, угадайте и напишите название летнего месяца.

В золотых цветах опушки Пчелы водят хоровод.

В камышах кричит лягушка,

Из-за речки дождь идет. (Июль.)

 

До утра в лесу тепло

От смолистых сосен.

Белка гриб несет в дупло,

Приближает осень. (Август.)

 

Солнце в небе светит ярко,

Но в густой тени не жарко.

Тут и там поют птенцы —

Леса новые жильцы. (Июнь.)

— Выполните тест.

1. Укажите летние месяцы.

а) сентябрь, октябрь, ноябрь

б) январь, декабрь, февраль

в) март, апрель, май

г) июнь, июль, август     +

2. Какой овощ созревает летом?

а) редька                 в) редис              +

б) картофель          г) свекла

3. Какая дневная температура преобладает летом?

а) выше 0°              в) выше +20°              +

б) ниже 0°               г) ниже —20°

4. Что летом делают животные?

а) впадают в спячку              в) выводят потомство

б) строят жилища                  г) заботятся о потомстве          +

5. Какие ягоды собирают в лесу летом?

а) бруснику                         в) клюкву

б) землянику          +           г) рябину

6. Какие приметы говорят о дожде?

а) муравьи прячутся в муравейник           +

б) закат накануне был красный

в) утром на траве большая роса

г) сильно пахнет жимолость

3. Фронтальный опрос

— Приведите примеры народных названий летних месяцев.

— Когда наступает день летнего солнцестояния?

— Чем примечателен день 12 июля?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает пословицы, записанные на доске.)

• Летний день — за зимнюю неделю.

• Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

• Лето припасиха, а зима подбериха.

— Объясните смысл пословиц.

— Что их объединяет? (Летний труд.)

Название сегодняшнего урока: «Летние праздники и труд».

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, сколько раз мы на наших уроках вместе с народами нашей страны праздновали наступление Нового года? Зимой праздновали? А осенью? (У еврейского народа.)

— А весной? (У древних римлян, у наших предков.)

— Какой праздник вам больше всего запомнился?

— Какое дерево было главным на празднике Троицы?

— Какие легенды и песни сложены про березу?

— Как хорошо, когда много друзей! Сколько друзей — столько и праздников. А сегодня у нас новое и последнее празднование Нового года вместе с народом Якутии. Послушайте рассказ о якутских обычаях новогоднего праздника.

2. Работа по учебнику

(Учитель включает запись якутской народной музыки, показывает кукол в национальных костюмах, показывает на карте России расположение Республики Саха (Якутия), отмечает заметным значком столицу республики город Якутск, обсуждает с учениками, каким видом транспорта можно доехать до республики. Учащиеся читают текст на с. 114 учебника.)

— В старинном календаре какого народа России начало нового года приходится на лето?

— Постарайтесь вспомнить, с какими событиями в природе совпадает по времени празднование Нового года у якутского народа. (Дни летнего солнцестояния и солнцеворота.)

— Почему люди в разных краях нашей страны в разное время встречали новый год? (Для некоторых народов новый год, а значит, и новая жизнь начинались вместе с пробуждением природы и возможностью заняться своим промыслом; для других — новый год начинался после завершения годовых сельскохозяйственных работ.)

— Можем ли мы сказать, что какой-то из этих праздников лучше или хуже? (Мы можем сказать только то, что какие-то праздники для нас непривычны. Необходимо не только самим сохранять свои традиции, но и уважать традиции соседей.)

Странички народного календаря. На прошлом уроке мы говорили о летних месяцах. Много сказали об июне и его праздниках, об июле. А про август почти ничего не сказали. Сегодня мы познакомимся с последним летним месяцем подробнее.

— Ребята, кто может сказать, какой у августа порядковый номер среди летних месяцев?

— А каким по счету он идет в году?

(Учитель дает ученикам время на самостоятельную работу. При необходимости помогает, используя как наглядное пособие настенный календарь.)

— Прочитайте текст «Странички народного календаря» нас. 115 учебника, посвященный августу.

(Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идет речь в тексте.)

В старину говорили, что на Илью Пророка олень в воду копыто опускает, от этого вода становится холодной. С Ильина дня уже не купались в озерах и реках. Сравнивали долготу дня на день апостолов Петра и Павла и на день Ильи Пророка: «Пришел Петрок — уволок часок, пришел Илья — уволок и два», «День Ильи — начало жатвы».

— С какими дарами природы связаны три праздника в августе по народному календарю?

— Какие из угощений этих праздников показались вам самыми вкусными? (Ответы учеников.)

— Ребята, рассмотрите фотографии кукол на с. 114—115 учебника.

— Как вы думаете, на какой из праздников они нарядились?

— Какие к ним подходят названия: барыня, барышня, сударыня, молодушка, хозяйка?

— Попробуйте дать им имена. (Ответы учеников.)

— Рассмотрите фотографии орудий земледельческого труда в рубрике «Из музейных коллекций» на с. 116 учебника.

— Я буду загадывать народные загадки, а вы ищите отгадку на рисунках.

• Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)

• Бились кругом, перебились кругом, в клеть пошли, перевешались. (Цеп.)

• Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой — на крючку. (Коса.)

• Зубастый крокодил все поле выбороздил. (Борона.)

• Согнут в дугу — траву стегает на лугу. (Серп.)

(Каждую из отгадок учитель сопровождает показом характерных движений при работе с ними. Например, борону можно изобразить движением расставленных пальцев рук на парте, цеп — согнутой в локте рукой, расслабленная кисть которой свободно движется в суставе, производя энергичные колотящие движения по другой руке или в воздухе.)

— Какие из орудий труда вам знакомы?

— Где вы их видели?

— Какие орудия используются и сейчас?

— Какими орудиями вам приходилось работать?

— Работая в паре, прочитайте загадки на с. 117, найдите отгадку среди орудий труда, изображенных нас. 116.

— Для каких полевых работ прежде всего использовали эти орудия? (Для возделывания хлебов и сенокоса.)

— Как вы думаете, в каком порядке они использовались землепашцем?

— Что он должен был сделать прежде всего для того, чтобы посеять и вырастить хлеб?

— Какое для этого требовалось орудие? Что нужно было сделать потом? (Вспахать, взборонить, сжать, обмолотить; плуг, борона, серп, цеп.)

— А что делал крестьянин на сенокосе? Что нужно сделать сначала: собрать сено или скосить траву? Значит, вначале нужна была ..., а потом ....

(Ученики заканчивают предложение: «Вначале нужна была коса, а потом грабли».)

— Ребята, когда сеют хлеб? Можно ли посеять его осенью? (Можно.)

У таких осенних хлебов есть особое название. Внимательно послушайте, и вы узнаете это название.

(Учитель читает соответствующий фрагмент текста «Откуда этот хлебушко?» на с. 116 учебника.)

— Как называют хлеба, которые сеют осенью? (Озимые.) (Учитель показывает фотографию поля с озимыми культурами. После этого учитель кладет на красивое полотенце или салфетку буханку свежего хлеба и обносит детей, дает понюхать, обращает внимание на золотистую корочку каравая, на его ровные края.)

— Как вы думаете, сколько человек помогло этому караваю появиться у нас в классе? (Агрономы, трактористы, комбайнеры, работники элеватора, водители грузовых машин, мукомолы и пекари, продавцы в магазине.)

(Затем учитель ставит хлеб на почетное место в классе.)

— Прочитайте стихотворение Людмилы Харитоновой на с. 116 учебника.

— Кто обратил внимание на то, как назван хлеб в стихотворении? На что похоже это обращение? (На обращение к ребенку или любимому человеку — Иванушка, Аленушка; похоже и на обращение к господину — хозяюшко.)

(Учащиеся разучивают стихотворение наизусть.)

V. Физкультминутка

Игра «Потрудись»

Учитель произносит в произвольном порядке: «хлеб сеять», «траву косить», «хлеб обмолачивать», «поле боронить», «траву жать», «сено сгребать». Учащиеся под музыку выполняют движения, соответствующие тому или иному виду труда.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 66)

— Прочитайте, выполните задание.

Задание 2 (с. 66)

— Прочитайте.

— Как называли в старину начало жатвы?

— Какими чертами характера должна была обладать лучшая жница?

— Какими орудиями труда жали зерновые культуры?

— Закончите рисунок.

Задания 3, 4 (с. 67)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

— Что вам понравилось на уроке?

— Какая работа показалась сложной?

VIII. Подведение итогов урока

— Кто прочитает вывод нас. 117 учебника? Внимательно послушайте, а потом скажите: где в выводе спрятана пословица? В каком предложении? (Летний день год кормит.)

(В конце урока учитель раздает ученикам кукол из классной коллекции, а также кукол-помощников и волшебный клубочек, которые были постоянными спутниками второклассников на уроках. Учащиеся прощаются с ними до следующего года.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 114—117), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 117).

2. Выполнить творческое задание (с. 68) в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Нет комментариев. Ваш будет первым!