Цель: сформировать представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли.
Планируемые результаты: учащиеся научатся давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц», представлять единицу измерения времени «год» как последовательность 12 месяцев, проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, куклы Мальчик и Девочка в сезонной одежде, волшебный клубочек, серп или его изображение, круглая буханка хлеба, фотографии Луны в разных фазах, карточки с названиями месяцев года.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания. Тест
1. Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
а) вторник
б) четверг +
в) понедельник
2. Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
а) четверг +
б) суббота
в) среда
3. Как называется день недели, который идет после выходного?
а) понедельник +
б) суббота
в) вторник
4. Сколько дней в неделе?
а) 5
б) 6
в) 7 +
3. Фронтальный опрос
(Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.)
— Что такое неделя?
— Сколько в неделе ночей и сколько дней?
— Почему происходит смена дня и ночи?
— Прочитайте рассказ об интересных событиях, которые происходили в вашей семье в воскресенье.
— Расскажите по фотографиям о вашей жизни за неделю.
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собака лает,
А достать не может. (Месяц.)
— Как вы понимаете слова «хлеба краюшка»?
— Кто хочет нарисовать на доске картинку к этой отгадке: дом, над ним месяц, похожий на краюшку хлеба?
(Ученики по желанию рисуют на доске картинку с месяцем.) А еще месяц похож на серп — старинное орудие труда, которым убирали с полей рожь, пшеницу.
(Учитель показывает серп (или его изображение), демонстрирует, как работали этим орудием труда. Затем берет в одну руку серп, в другую — краюшку хлеба.)
— А теперь сравним: чем по форме похожи и чем различаются краюшка хлеба и серп? (Примерный ответ. У них одинаковая округлая с одной стороны форма; но у краюшки вторая сторона прямая, а у серпа округлая, рожки остренькие, весь серп тоненький, а краюшка более объемная, толстенькая.)
— Вот вам еще загадка.
Сивый жеребец,
Круглый, как венец,
Белыми очами
На весь мир глядит. (Луна.)
— Вспомните, что такое Луна. (Холодное небесное тело, спутник Земли.)
— Кто может изобразить на доске, как Луна «глядит на весь мир», допустим, на ту же бабушкину избушку из первой загадки?
(Кто-либо из учеников выполняет рисунок. Теперь на доске рядом два одинаковых рисунка, с той только разницей, что на первом из них над домиком изображена, допустим, молодая Луна — серповидный месяц с рожками влево, а на втором — полная Луна.)
— А теперь вопрос для наблюдательных! Всегда ли Луна на небе выглядит одинаково, как шар, как целая круглая буханка хлеба? (Нет. Луна на небе выглядит по-разному: иногда мы видим Луну в форме тонкого серпа, иногда — в виде плотной краюшки хлеба. Ив том и другом случаемы называем ее месяцем.)
— Итак, какую видимую форму Луны на небе люди называют словом «месяц»? (Когда Луна видна на небе в форме серпа, краюшки хлеба.)
Оказывается, для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. На уроке попробуем разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение — единица времени, которая равна 4 неделям.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Фазы Луны. Еще в древности люди заметили, что Луна не всегда выглядит одинаково. Временами ее вовсе не видно на небе. Это новолуние — как будто рождается новая Луна. Она появляется в виде узкого серпа, рожки которого повернуты влево. Если мысленно приставить с этой стороны палочку, получится буква Р — первая буква слова «растет». Действительно, день ото дня молодая Луна растет и через неделю видна уже в форме полукруга. А еще через неделю Луна видна полностью. Это полнолуние.
Затем Луна начинает стареть. Через неделю она снова видна в форме полукруга, а потом уменьшается до узкого серпа. Но рожки его теперь повернуты вправо; похоже на букву С — первую букву слова «стареет». И вот Луну опять не видно на небе. Так ее жизнь от «молодости» до «старости» повторяется вновь и вновь. Время, которое проходит от одного новолуния до другого, и называется месяцем. Примерно за это время Луна делает полный оборот вокруг Земли.
Изменение облика Луны объясняется ее движением вокруг Земли. Поскольку сама Луна не светится, мы с Земли видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем.
(Учитель записывает на доске термины, использует серп и круглую буханку хлеба для наглядного изображения фаз Луны.)
2. Работа по учебнику
С. 24-25
— Рассмотрите схему на с. 24-25 учебника. Что происходит с Луной в новолуние? (Ее не видно на небе, как будто рождается новая Луна.)
— Что происходит с Луной в первую неделю месяца? (Луна «растет».)
— Как это можно определить? (Рожки Луны повернуты влево, если мысленно приставить палочку, получится буква Р.)
— Что происходит с Луной во вторую неделю месяца? (Луна «выросла» до полукруга.)
— Что такое полнолуние? (Луна видна полностью.)
— Что происходит с Луной в третью неделю месяца? (Луна начинает «стареть».)
— Как это можно определить? (Рожки Луны повернуты вправо, похоже на букву С.)
— Что происходит с Луной в четвертую неделю месяца? (Луна постепенно исчезает.)
— Сравните фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, назовите эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Докажите.
— Рассмотрите фотографию двусторонней игрушки-месяца на с. 24 учебника и придумайте собственное сказочное объяснение изменения облика Луны.
(Учитель рассказывает детям японскую сказку о лунном зайце.)
Однажды в гости к зайцу зашло божество. Хозяину нечем было угостить высокого гостя. И чтобы не нарушать законов гостеприимства, заяц сам бросился в огонь, решив послужить угощением. Божество, пораженное благородством зайца, выхватило беднягу из огня и забросило на небо. Теперь заяц вечно живет на Луне, служа всем живущим на Земле примером благородства и самоотверженности.
Действительно, в ясную ночь полнолуния можно разглядеть на Луне фигуру, которая может походить на зайца или еще на каких-либо животных или людей. На самом же деле так мы даже невооруженным глазом, без наших помощников - приборов, видим лунные пейзажи - кратеры и возвышенности.
(Учитель показывает фотографии Луны.)
— Вместе с родителями вы можете провести наблюдения за жизнью Луны на небе в течение месяца, а потом рассказать о своих наблюдениях в классе.
(Учитель читает сербскую сказку в обработке С. Маршака «Отчего у месяца нет платья». Во время чтения сказки ученики показывают руками, как меняется облик главного героя от строфы к строфе. Вначале руки тесно прижаты одна к другой перед грудью; затем руки разводятся, имитируя полукруг, а затем — круг, после этого снова начинают сдвигаться. Можно использовать и мимику: вначале щеки втянуты, затем постепенно надуваются, а потом снова постепенно втягиваются.)
Отчего у месяца нет платья
Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
— Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно, —
Так поправился месяц небесный!
Чуть не плачет с досады портной:
— Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, —
Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую мерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
— Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной.
Снял он мерку с заказчика снова:
— Будет к празднику платье готово!
Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шел на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева портной:
— Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье — пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!
С. Маршак
— Давайте вспомним, какие единицы измерения времени нам уже известны. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц.)
— А сколько времени каждому из вас приходится ждать от одного дня рождения до другого? (Год.)
Да, в песенке из одного мультфильма даже есть такие слова: «К сожаленью, день рожденья только раз в году!»
— Посмотрите на схему года на с. 26 учебника. Поставьте пальчик на месяц своего рождения и посчитайте, начиная с этого месяца, все месяцы по кругу, чтобы вернуться к своему месяцу.
— Сравните полученное количество месяцев с числом, которое получилось у соседа по парте.
— Итак, сколько месяцев в году?
— Отгадайте загадку.
Стоит дуб о двенадцати ветвях;
на каждой ветви по четыре гнезда;
в каждом гнезде по шести простых яиц,
а седьмое — красное. (Год, 12 месяцев, по 4 недели в месяце, в неделе 7дней, седьмой день — воскресенье.)
Год — еще одна единица измерения времени, очень и очень важная.
— Посмотрите на наших кукол и попробуйте догадаться, что изменилось в их облике.
(Учитель показывает, как выглядят куклы Мальчик и Девочка, когда в их одежде появляются детали, связанные с сезонными изменениями в природе.)
— Почему меняется одежда кукол? (В течение года происходит смена сезонов.)
— Прочитайте в учебнике, что же такое год. (Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.)
— Что такое високосный год? Прочитайте.
Игра «Круглый год»
(Учитель перекидывает волшебный клубочек одному из учеников, произвольно назвав любой месяц. Передавая клубочек друг другу, ученики называют месяцы, идущие по порядку за тем месяцем, что назвал учитель, так, чтобы к учителю клубочек вернулся в конце годового круга. Можно поиграть несколько раз, чтобы этим игровым действием проиллюстрировать выражение «круглый год»: с какого месяца ни начнешь перечислять названия месяцев, они все идут в одной последовательности и возвращаются к исходному названию — словно крутится колесо.)
— Сколько в году суток?
— Сколько дней в январе?
— Сколько дней в июле?
— Научимся определять это старинным способом. Прочитайте описание этого способа на с. 27 учебника.
— Работая в паре, потренируйтесь в освоении этого способа.
(Учитель следит за правильностью выполнения задания.)
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Изобразить плавание.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Очень много отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 18)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 4 (с. 19)
Ответ: год — это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
Задание 5 (с. 19)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
— Прочитайте задание.
— Как называется первый месяц года? Поставьте возле него цифру 1.
— Как называется второй месяц года? Поставьте возле него цифру 2.
— Продолжите выполнять задание самостоятельно.
VII. Рефлексия
(Учитель предлагает ученикам выполнить задания, используя карточки с названиями месяцев года.)
— Постройте «паровозик времени», назовите каждый «вагончик».
— Найдите все зимние (осенние и т. д.) месяцы, назовите их.
— Что раньше — июнь или июль, март или февраль, ноябрь или октябрь?
— Август — это осенний месяц?
— Май — это летний месяц?
— Сентябрь — это начало осени?
— В каком месяце мы отмечаем День народного единства? (Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 27 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик - отвечать на них.
(Учитель передает кукол ученикам.)
— Какая единица измерения времени появилась в результате наблюдения за Луной?
— Какой год называется високосным?
— Что особенно понравилось на уроке?
Итак, Луна совершает полный оборот вокруг Земли примерно за месяц. Год — это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 24—27), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
2. Выполнить задания 2, 3 (с. 18—19) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»
Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля
Нет комментариев. Ваш будет первым!