Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Мы - жители Вселенной»

Цель: познакомить со строением Вселенной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной системе, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), фотографии Вселенной с телескопа Хаббл, фотографии или рисунки больших планет Солнечной системы, таблички с названиями планет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Что означает название «Российская Федерация»? (Слово «федерация» означает «объединение», «союз».)

— Сколько народов живет в России? Перечислите некоторые из них. (Более 150 народов.)

— Зачем народам России необходим государственный язык? (Общий язык объединяет разные народы в общем Отечестве. На нем составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях.)

— Что объединяет народы России в единый союз? (Общая история, общий язык, искреннее желание жить в мире.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный

И необычайный!

В нем живут вселенные,

Звезды и кометы.

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. (Космос.)

(Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского) в исполнении Л. Лещенко.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Устройство Вселенной. Людей с глубокой древности интересовали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад огромное количество звезд ночного неба древние греки назвали космосом, или Вселенной, что означало весь необъятный мир вне Земли.

(Учитель записывает термин на доске.)

Вселенная — это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему слово «космос». В наблюдаемой нами части Вселенной преобладают самые легкие из веществ — газы водород и гелий. Из них в основном состоят звезды — огромные раскаленные небесные тела. Это самосветящиеся газовые шары, в центре которых температура достигает многих миллионов градусов, а на поверхности — тысяч градусов. Солнце — одна из звезд.

Луч света распространяется в пространстве со скоростью 300 000 км/с. Значит, за секунду он сможет 9 раз облететь земной шар. Чтобы долететь от Солнца до Земли, лучу света требуется 8 мин. От ближайшей после Солнца к Земле звезды Проксима Центавра из созвездия Центавр он доходит до Земли лишь за 4 года и 4 месяца.

Ученым известно множество звезд, от которых до нас лучи света доходят за сотни, тысячи, миллионы и даже миллиарды лет, — таковы размеры изученной ныне части Вселенной.

Солнечная система. Солнце вместе с планетами и другими своими спутниками образует Солнечную систему. Вокруг Солнца, кроме Земли, обращаются еще 7 больших планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и тысячи малых тел (астероиды и кометы). Но даже вместе взятые, все они по массе в сотни раз меньше Солнца.

Возможно, многие звезды во Вселенной имеют вокруг себя планеты и на некоторых из них есть жизнь или даже обитают разумные существа.

Звездные системы. Звезды объединяются в огромные системы - галактики. В нашу галактику, кроме Солнца, входит еще около 100 млрд звезд.

От самых далеких галактик луч света доходит до Земли за миллиарды лет. Но это не предел размеров Вселенной. Когда будут построены еще более мощные телескопы, ученые обнаружат и еще более далекие небесные тела — ведь Вселенная бесконечна.

Все космические тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо. Вселенная не только бесконечна, но и вечна.

Как же устроена наша Вселенная? Она состоит из небесных, или космических, тел — звезд, планет, спутников планет.

(Учитель записывает термины на доске.)

Звезды и планеты. Рассматривая с помощью телескопов звездное небо, ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела.

(Учитель демонстрирует фотографии Вселенной, сделанные с помощью телескопа Хаббл.)

— В чем же их различие? (Ответы учеников.)

Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоблачный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце — одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие, — красного. Звезды отличаются размерами — есть звезды-гиганты и звезды-карлики.

Солнце — звезда, преогромнейший шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают —

Восемь планет вокруг Солнца витают.

Ж. Парамонова

— Как вы думаете, что означает слово «планета»? (Ответы учеников.)

Слово «планета» в переводе с греческого языка означает «блуждающая». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные светила-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

Планеты — это холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

— Чем различаются звезды и планеты? (Звезды — огромные раскаленные светящиеся космические тела. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света).

— Скажите: а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом? (Звезды, Солнце, планеты, Луну, метеориты.)

Вокруг некоторых планет Солнечной системы движутся их спутники — холодные небесные тела, которые удерживаются на своей орбите силой притяжения планет.

2. Работа по учебнику

С. 8-9

— Откройте учебник на с. 8—9. Рассмотрите иллюстрации. Какую форму имеют Солнце, Земля, Луна? (Они имеют форму шара.)

— По схеме на с. 9 расскажите о движении Земли и Луны. (Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей — вокруг Солнца.)

С. 10

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 10 учебника. Посчитайте, сколько планет движется вокруг Солнца. Как они называются? (8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

— В каком порядке от Солнца расположены? Какая по счету Земля? (Земля — третья по счету планета от Солнца.)

(Учитель вывешивает на доску фотографии планет из космоса.)

Меркурий. Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы Меркурий получила свое название по имени древнеримского бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари. Поверхность планеты каменистая, пустынная, нет ни воды, ни воздуха.

— Почему человек не сможет жить на планете Меркурий? (Ответы учеников.)

(Учитель читает стихотворение.)

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы — вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет — все бы были убиты.

Ж. Парамонова

Венера. На втором месте от Солнца находится планета Венера. Она ярче всех звезд на небе. За свой прекрасный блеск она названа в честь богини любви, прекрасной и вечно юной. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру еще называют Авророй, что означает «утренняя звезда». Планета покрыта толстым слоем облаков. В воздухе содержится ядовитый газ — значит, дышать там человеку нельзя.

(Учитель читает стихотворение.)

Климат имеет огромный дефект.

Причиной тому — парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарко без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна. Но может, пока?

Ж. Парамонова

— Почему человек не может жить на Венере? (Ядовитая атмосфера, к тому же большое давление расплющит человека.)

Земля. Третья планета от Солнца — Земля. Это русское название планеты. У древних греков Земля называлась Гея. От этого названия произошли названия многих наук, изучающих все, что связано с Землей. Например: гео-графия - наука, описывающая поверхность Земли и все, что расположено на ней; геология — наука о недрах Земли.

Земля из всех планет наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для жизни.

Марс. Четвертая планета от Солнца называется Марс, по имени кровожадного бога войны у древних римлян. Марс имеет красноватый цвет, отличающий его от других планет. На Марсе есть горы, вулканы, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек.

Марс красноватый на Землю глядит,

Многих пугает его грозный вид.

Имя он носит в честь бога войны.

Фобос и Деймос Марсу верны.

Эти названья у всех на устах,

Они означают «ужас» и «страх».

Спутники это родные его —

Камни большие — и только всего!

В здешних морях нет ни капли воды.

Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,

Только из них не струится вода.

Лед этот, видно, совсем непростой.

Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

Каналы на Марсе - пропасти, рвы.

Если упасть, не сносить головы!

Климат на Марсе засушлив, суров.

Трудно дышать, хоть зови докторов.

Слишком его атмосфера легка —

Жизни на нем не нашли мы пока.

Ж. Парамонова

— Что нового вы узнали о Марсе из стихотворения? (Марс имеет два спутника: Фобос — «Страх» и Деймос — «Ужас». Планета покрыта сухим льдом, воды нет, нет атмосферы.)

Юпитер. Этим именем названа пятая планета Солнечной системы. В римской мифологии Юпитер — верховное божество, бог неба.

— Почему именно эту планету древние люди назвали именем главного божества? (Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян.)

Юпитер настолько велик, что все остальные планеты могли бы поместиться в нем. Это огромный шар из газов с твердым кристаллическим ядром. На Юпитере есть красное пятно, которое постоянно меняет свои место и форму. Ученые пока не могут объяснить это явление.

Юпитер — царь планет!

В тельняшке облаков

Вращаться не спешит —

Уж нрав его таков!..

А на груди его

Есть красное пятно —

Откуда появилось,

Пока не решено...

Ж. Парамонова

— Почему человек не может жить на Юпитере? (Ответы учеников.)

— Назовите шестую от Солнца планету. (Сатурн.)

— Чем она интересна? (Вокруг Сатурна несколько колец.)

Сатурн. Планета Сатурн названа в честь древнеримского бога времени. Она представляет собой большой шар, состоящий из жидкости и газа. У планеты 7 колец из газа, частиц льда, камней и песка.

Нет атмосферы, и вечно зима.

Жизни там нет, там кромешная тьма!

Кольца Сатурна — загадка природы,

Серебряный свет восхищает народы.

А это куски, покрытые льдом,

И всевозможных размеров притом.

Ж. Парамонова

— Почему человек не сможет выжить на этой планете? (Там холодно, тьма.)

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа Ураном по имени древнегреческого бога неба. Согласно мифу он был свергнут Сатурном. Планета Уран представляет собой каменное ядро и замерзшие газы. Вращается, как бы «лежа на боку». Ее называют «лежачая планета».

Нептун. Восьмая планета Солнечной системы — Нептун — названа по имени бога морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он был вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким астрономом Галле именно в той точке неба, на которую указал в своих вычислениях Леверье. Планета — громадный шар, состоящий из газа и жидкости.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары,

Вечная зима и ночь...

Захотелось сразу прочь.

Ж. Парамонова

Называли еще и девятую планету — Плутон, но с 2006 г. Плутон ученые планетой не считают.

V. Физкультминутка

В космосе мы полетали —

Очень сильно все устали.

В иллюминатор посмотрели —

Две кометы разглядели.

Мы Венеру увидали —

На носочки дружно встали.

Долетели до Земли

И присели - раз, два, три.

Впереди планета Марс —

Нужно прыгнуть восемь раз!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2 (с. 6)

Ответ: Вселенная — это весь необъятный мир, частью которого является и наша Земля.

Задание 3 (с. 7)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) Ответ: звезды, планеты, спутники.

Задание 4 (с. 7)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

— Поиграем в игру. Представьте схему расположения планет Солнечной системы вокруг Солнца.

(Учитель раздает ученикам таблички с названиями планет. Их задача — построиться по порядку расположения планет Солнечной системы от Солнца.)

— Отгадайте загадки О. Емельяновой.

Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс.)

 

Пышный газовый гигант,

Брат Юпитера и франт,

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)

 

Крохотулечка планета

Первой солнышком согрета

И проворна — год на ней

Всего лишь 88 дней. (Меркурий.)

 

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма —

Длится 40 лет зима. (Нептун.)

 

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планет

В Солнечной системе нет. (Венера.)

 

Великан -тяжеловес

Мечет молнии с небес.

Полосат он, словно кошка.

Жаль, худеет понемножку. (Юпитер.)

 

На планете чудеса —

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля.)

 

Он уже который век

Среди братьев-римлян — грек

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран.)

— Что нового вы узнали о планетах?

(Далее ученики обсуждают вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 11 учебника и проверяют правильность ответов на «Страничках Умного Совенка» (с. 120), читают текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 11.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое планета?

— Что такое звезда?

— Чем планета отличается от звезды?

— Какая звезда дает энергию для существования жизни на Земле?

— Назовите самую большую (маленькую) планету Солнечной системы.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 8—11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 11).

2. Выполнить задание 1 (с. 6) в рабочей тетради.

3. На следующий урок принести компас.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Календарь - хранитель времени, страж памяти. УМК «Перспектива»

Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!