Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Урок окружающего мира для 2 класса. Наш «космический корабль» - Земля (практическая работа с компасом)

Цель: дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обращаться с компасом, определять стороны горизонта, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), фотографии родной природы в разное время года, рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех китах, компас, таблички с обозначением основных сторон горизонта, компасы для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания. Тест

1. Самая большая планета Солнечной системы.

а) Венера

б) Меркурий

в) Юпитер      +

2. Эта планета названа в честь древнеримского бога войны за красноватый цвет.

а) Венера

б) Марс       +

в) Солнце

3. Планета, вращающаяся вокруг Солнца, «лежа на боку»,

а) Уран     +

б) Нептун

в) Земля

4. Эту планету сначала вычислили математики, а потом открыли астрономы.

а) Уран

б) Нептун       +

в) Сатурн

5. Планета, где самый короткий год.

а) Земля

б) Меркурий       +

в) Марс

2. Фронтальный опрос

— Что такое Вселенная?

— Назовите планеты Солнечной системы.

— Чем планета отличается от звезды?

— Назовите ближайшую к нам звезду Вселенной.

— Какие картины окружающего мира вы нарисовали? Объясните, почему вам захотелось сделать именно такие рисунки.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского) в исполнении Л. Лещенко.)

— Как вы понимаете слова песни? (Ответы учеников.)

Мы дети Галактики,

Но самое главное —

Мы дети твои, дорогая Земля.

(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 12 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»? (Ответы учеников.)

Как люди представляли Землю в древности. Подобно рукотворному космическому кораблю, Земля с огромной скоростью несется в пронизанном светом звезд космосе. Она по сравнению с Солнцем и другими звездами очень мала, но для людей она огромна и прекрасна.

(Учитель показывает фотографии природы.)

Хорошо летом в поле! Пахнет цветами. Воздух чистый, и видно кругом далеко-далеко.

А если взбежать на бугор, видно еще дальше. Вон поле кончается. За ним тянется лес. Рядом озеро блестит, дорога вьется. А там дальше снова поле, другое. А за ним, наверное, тоже есть лес и тоже дороги, озера, реки, города...

Кажется, что Земля — это огромная плоская лепешка, правда?

Сверху лепешку накрыло небо, как огромный потолок. Днем этот потолок голубой, а ночью — черный. И звезды загораются на нем, как далекие фонарики.

Кажется, что потолок круглый, как огромный купол, и что стоит он краями на плоской лепешке — Земле, и если очень долго идти по Земле в одну сторону, то, наверное, можно дойти до такого места, где «небо сходится с Землею». И в древние времена люди считали, что это возможно. Совершенно серьезно считали. Они верили, что небо — это большая опрокинутая чаша, а Земля — огромная лепешка, у которой есть края, как у всякой лепешки. И конечно, им было страшно любопытно: что же там дальше, «за краем Земли»?

Но сколько ни ходили и ни ездили люди, ни разу не удалось им увидеть «край Земли» даже издали.

Очевидно, решили люди, лепешка, на которой мы живем, уж очень большая. Наверное, ее края находятся где-нибудь далеко, за высокими горами, за лесами, за морями, и добраться до них очень трудно. И все же людей разбирало любопытство. Всякая лепешка на чем-то лежит, думали они. Не может же лепешка висеть в воздухе?! Это даже смешно. Значит, и Земля на чем-то лежит. Но какие у нее подпорки?

А тут еще как назло случались иногда землетрясения. Земля ходуном ходила, горы трескались и рушились, море огромной волной бросалось на берег. Люди чувствовали себя, как котята на одеяле, когда вы под одеялом вдруг решили перевернуться на другой бок. Наверное, подумали люди, Земля лежит на спине каких-нибудь огромных сильных чудовищ. Пока они спят, все хорошо. А когда проснутся и зашевелятся, начинается землетрясение.

И решили: Земля лежит на трех огромных китах. Ведь крупнее китов никого на свете нет. Но если Земля лежит на китах, то на чем лежат киты? Киты плавают в океане, отвечали люди сами себе. Киты же всегда плавают.

А океан на чем находится? На Земле. А Земля снова на китах? Получалось что-то не то. Никак не остановиться, как в сказке про белого бычка. И стали говорить: Земля лежит на трех китах — и все тут. А если тебе этого мало, иди сам и смотри.

(Учитель показывает рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех китах.)

— Так думали люди раньше. А как вы думаете, можно ли дойти до края Земли? (Ответы учеников.)

Стороны горизонта. Когда мы смотрим вокруг, то видим небольшую часть своей планеты. Этот небольшой кусочек земной поверхности, который мы видим вокруг себя, ограничен линией. Ее называют линией горизонта, или просто горизонтом.

(Учитель записывает термины на доске.)

— Можно ли увидеть линию горизонта в городе? (Нет, так как она закрыта зданиями.)

— Откройте учебник на с. 12. Найдите на рисунках линию горизонта.

Люди в древности, передвигаясь с места на место во время охоты, должны были искать ориентиры для того, чтобы вернуться домой.

— Какие это были ориентиры? (Ответы учеников.)

Использовали заметные предметы, положение небесных тел.

Например, говорили так: «От одинокой сосны пойдешь в сторону восхода солнца, выйдешь к реке, повернешь в сторону заката и увидишь селение».

Люди заметили, что один очень надежный ориентир — Солнце — выходит из-за линии горизонта всегда в одном и том же месте и заходит также в одном и том же месте. Сторона, где восходит Солнце, была названа востоком, а сторона, где Солнце заходит, — западом.

— А что делать путешественникам в непогоду, когда Солнце закрыто облаками? (Ответы учеников.)

— Отгадайте загадку.

По стране в поход идем —

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться,

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг. (Компас.)

2. Работа по учебнику

С. 13

— Прочитайте текст на с. 13 учебника. Как называется сторона горизонта, где солнце бывает в полдень? (Юг.)

— А противоположная сторона горизонта? (Север.)

— Назовите промежуточные стороны горизонта. (Северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.)

— Какой прибор служит для определения сторон горизонта? (Компас.)

Компас придумали китайцы более чем два тысячелетия тому назад. Они делали ложечку из магнетита, устанавливали на тарелке. Ложечка свободно вращалась, и ее ручка показывала на юг. Арабские торговцы привезли компас в Европу. Первые европейские компасы использовали итальянские моряки. Магнитную стрелку помещали на пробку, которая плавала в сосуде с водой.

— Рассмотрим, как устроен компас. Он состоит из корпуса, магнитной стрелки, предохранителя, картушки. Найдите эти части на своем компасе.

(Учитель проверяет правильность нахождения частей компаса.)

— Что обозначают буквы, написанные на картушке? (Названия основных и промежуточных сторон горизонта.)

(Ученики рассматривают устройство своих компасов, сопоставляют положение стрелки на компасах друг друга. Учитель должен проследить, чтобы у всех учеников был открыт предохранитель стрелки, а также предупредить, что на компасах российского производства по традиции на север указывает синий конец стрелки, а на юг - красный, а на компасах китайского производства — наоборот: красный конец стрелки показывает на север.)

— Прочитайте задания для самостоятельной работы на с. 13 учебника. Выполните их.

— Как определить стороны горизонта по солнцу? (В полдень, в 12 часов, надо встать спиной к солнцу, и тень, отброшенная фигурой наблюдателя, укажет на север.)

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало,

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

По коленям бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала — еще раз!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 8)

— Прочитайте задание, выполните его.

Задание 2 (с. 8)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) Ответ: земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. Граница этой поверхности получила название линии горизонта.

Задание 3 (с. 9)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

Задание 4 (с. 9)

(Групповая практическая работа с компасом.)

— Рассмотрите свои компасы. Покажите и назовите их части.

— Выполните все действия по инструкции и определите стороны горизонта.

— Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон горизонта.

— В каком направлении располагается классная доска?

— На какую сторону выходят окна класса?

— Какие предметы расположены в южном направлении?

— Какие предметы расположены в западном направлении?

— Допишите определение.

Компас — это... (прибор для определения сторон горизонта). Компасом нельзя пользоваться во время грозы и рядом с линиями электропередач. Если рядом находятся металлические предметы, то компас может показывать направление неправильно.

(Учитель демонстрирует это на примере, поднеся к компасу металлический предмет.)

— Люди каких профессий постоянно пользуются компасом? (Моряки, геологи, летники.)

— Кому необходим компас в путешествиях? (Туристам.)

VII. Рефлексия

Графический диктант

— Проверим, как вы запомнили учебный материал. Если утверждение правильное, ставьте «+», если нет — «—».

• Сторона горизонта, откуда дует холодный ветер, — север. (+.)

• Солнце садится на западе. (+.)

• При работе компас надо положить на ровную поверхность. (+.)

• Если в школу вы идете в западном направлении, то из школы возвращаетесь в южном. (—.)

• Солнце восходит на востоке. (+.)

Итак, земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией. Ее называют линией горизонта, или просто горизонтом. Основные стороны горизонта — север, юг, запад, восток. Для определения сторон горизонта служит прибор — компас.

Игра «Определи направление»

(Учитель приглашает желающих выполнить задание.)

— Справа от вас находится юг. Встаньте так, чтобы перед вами был север.

— Перед вами запад. Встаньте так, чтобы север был впереди вас.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое горизонт?

— Назовите основные стороны горизонта.

— Каким прибором определяют стороны горизонта?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 12—13).

2. Вместе с родителями потренироваться в определении сторон горизонта в квартире, в городе и за городом.

Урок. Наш «космический корабль» - Земля (продолжение)

Цель: дать понятие о форме Земли, глобусе, его устройстве и условных обозначениях на нем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности формы планеты Земля, работать с глобусом, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, портреты Христофора Колумба и Фернана Магеллана, рисунок парусного корабля, карта кругосветного плавания Магеллана, мандарин, глобус.

Примечание: заранее подготовленный ученик рассказывает о путешествии Ф.Магеллана.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания на карточке

Карточка 1

— Закончите предложение.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией. Ее называют... (линией горизонта, или просто горизонтом).

— Нарисуйте круг и отметьте на нем основные и промежуточные стороны горизонта.

— Отметьте знаком «+» место, где восходит солнце.

Карточка 2

— Закончите предложение.

Для определения сторон горизонта служит прибор — ... (компас).

— Нарисуйте круг и отметьте на нем основные и промежуточные стороны горизонта.

— Отметьте знаком «+» место, где заходит солнце.

3. Тест

1. Что такое компас?

а) спортивное снаряжение

б) прибор для определения сторон горизонта      +

в) прибор для определения температуры воздуха

г) прибор для определения погоды

2. Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С на картушке компаса?

а) любой                   в) красный

б) синий  +                г) черный

3. Какое утверждение неверно?

а) чтобы начать работу с компасом, надо положить его на ровную поверхность

б) потом надо оттянуть предохранитель и подождать, когда стрелка остановится

в) надо повернуть компас так, чтобы синяя стрелка совпала с буквой Ю, красная — с буквой С      +

г) закончив работу, надо поставить стрелку на предохранитель

4. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в лес на север?

а) на север                    в) на восток

б) на запад                    г) на юг              +

5. Как называется сторона горизонта между севером и востоком?

а) юг                            в) северо-восток               +

б) северо-запад         г) запад

6. Людям каких профессий необходим компас?

а) археологам                  в) геологам          +

б) морякам                       г) врачам

4. Фронтальный опрос

— Что такое горизонт?

— Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

— Что такое компас? Расскажите, как он устроен.

— Для чего люди пользуются компасом?

— Расскажите, как вы тренировались в определении сторон горизонта. Кто помогал вам?

— Покажите ваши действия с компасом при определении сторон горизонта.

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

У меня в ладонях страны,

Горы, реки, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками... (глобус).

Сегодня на уроке будем говорить о модели Земли — глобусе.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Форма Земли. Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трех китах или трех слонах и прикрытой куполом неба. Путешествуя и приглядываясь к звездам, люди заметили странную вещь. Бывало так: выходят они из родного селения в дальний путь на верблюдах и запоминают какую-нибудь яркую звезду. Идут путники день, два, неделю и видят, что каждую следующую ночь их звезда видна все выше и выше над горизонтом. А когда они возвращаются домой, звезда, наоборот, видна с каждым днем все ниже. Значит, Земля выпуклая, решили люди. Море тоже оказалось выпуклым, это заметили не только мореплаватели, но и люди, живущие на берегу. Смотрели они с берега на уходящий в море корабль и сначала всегда видели все судно целиком, потом — только его паруса, потом — одни верхушки мачт. И наконец скрывался из виду весь корабль. Как будто он перевалил через гору и опустился по ее склону.

Трудно было древним людям примириться с мыслью, что моря выпуклые.

И еще одно заставляло людей ломать голову. Ведь Солнце, Луна и звезды куда-то опускаются, ныряют за край Земли, а на следующий день появляются с другой стороны. И при этом не было ни одного случая, чтобы они там застряли, наткнувшись на подставки, которые держат Землю. И звезды всегда все на своих местах. И Солнце с Луной ни разу не опоздали взойти на востоке. Похоже, что там, под Землей, где проходят небесные светила, совсем пусто.

И люди подумали: а что, если никаких подставок вообще нет? И Земля не лепешка, а шар?

Эта идея казалась настолько не соответствующей тому, что люди наблюдали в повседневной жизни, что в нее никто не верил. Над учеными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь.

Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб.

(Учитель показывает ученикам портрет Колумба.)

Он добился, чтобы снарядили экспедицию из трех кораблей для путешествия в Индию. Корабли были парусные, небольшие, по сравнению с современными они кажутся крошечными.

(Учитель показывает ученикам рисунок парусного корабля.)

На таких судах около 500 лет назад Колумб отправился не на восток, где была Индия, а на запад. Через несколько месяцев он достиг островов близ побережья Америки, подумал, что достиг Индии, и вернулся в Испанию. Из Америки Христофор Колумб привез то, чего не было тогда в Европе: кукурузу, картофель, перец чили, пряности, табак.

Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан.

(Учитель показывает ученикам портрет Магеллана.)

Корабли Магеллана вернулись после трехлетнего плавания в порт, из которого отплыли в 1519г., пройдя Атлантический океан, обогнув Южную Америку, пройдя Тихий океан, обогнув Африку.

(Учитель показывает на карте путь кораблей и рассказывает о кругосветном плавании Магеллана. См. материал для учителя к уроку.)

Позднее многие мореплаватели повторили подвиг Магеллана, в том числе и наши флотоводцы Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Юрий Лисянский.

— Кто первым своими глазами увидел, что Земля не плоская, а имеет форму шара? (Космонавт Юрий Гагарин.)

В конце XV в. была построена шарообразная модель Земли — глобус. Честь создания глобуса принадлежит немецкому географу и путешественнику Мартину Бехайму.

Глобус — модель Земли. Глобус — это уменьшенная модель планеты Земля.

— Рассмотрите глобус. Какой формы наша Земля? (Ответы учеников.)

В XVIII—XX вв. ученые тщательно рассчитали размеры Земли и обнаружили, что Земля не шар, а больше похожа по форме на мандарин.

(Учитель показывает мандарин.)

— Какой формы мандарин? (Мандарин сплюснут.)

Наша Земля тоже сплюснута в северной и южной точках, которые называются полюсами.

— Найдите и покажите на глобусе Северный и Южный полюсы.

— Покажите на глобусе стороны горизонта.

— Какие цвета есть на глобусе? (Синий, белый, зеленый, коричневый...)

— Что обозначено синим цветом? (Океаны, моря, реки, озера.)

— Почему на глобусе водоемы окрашены разными оттенками синего цвета: от светло-голубого до темно-синего? (Показана глубина водоема: чем он глубже, тем темнее синий цвет. Если глубина небольшая, то краска светлее.)

— Найдите на глобусе огромные водные пространства. Это океаны. Как они называются? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский.)

— Найдите на глобусе огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Это материки. Как они называются? (Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.)

На земном шаре есть и горы, и равнины, и холмы, и низины. С помощью цвета рассказывает глобус о поверхности суши. Ровные низкие места окрашены в зеленый цвет, более высокие участки суши — в темно-желтый, горы — в коричневый.

— Найдите на глобусе равнины, горы.

V. Физкультминутка

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева - быстрая река.

Справа роща протянулась,

Слева — чей-то огород...

А когда я обернулась,

(Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа — быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 5 (с. 10)

Ответ: 1. Глобус. 2. Северный полюс. 3. Южный полюс. 4. Океаны. 5. Материки.

Задание 6 (с. 11)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Поднимите руку те, кто при выполнении задания не пользовался глобусом. Молодцы, ребята!

VII. Рефлексия

— Какое задание вам было интересно выполнять?

(Учащиеся, работая в группах, выполняют задание в рубрике «Подумаем!» на с. 15 учебника.)

Итак, модель Земли называется глобусом.

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое глобус?

— Назовите океаны Земли. Проверьте себя на «Страничках Умного Совенка» (с. 120).

— Назовите материки Земли.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 14—15), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 15).

2. Понаблюдать за погодой в сентябре в течение одной недели. Используя условные знаки (с. 25), занести результат наблюдений в таблицу (с. 39) в рабочей тетради.

3. На следующий урок принести механические (старые) часы.

Материал для учителя

Первое плавание вокруг Земли

Более 400 лет назад опытный мореплаватель Фернан Магеллан отправился в первое кругосветное плавание.

В то время парусные корабли из Европы плавали в страны Азии, к «островам пряностей» (островам, находящимся между Азией и Австралией), за перцем, гвоздикой, корицей, которые стоили тогда очень дорого. Корабли плыли из Средиземного моря по Атлантическому и Индийскому океанам, вокруг Африки.

Магеллан предложил испанскому королю найти новый путь к странам Азии. Он с уверенностью заявил, что существует пролив, соединяющий Атлантический и другой, неведомый океан. «Дайте мне корабли, я приплыву к “островам пряностей” с другой стороны, я объеду земной шар вокруг», — говорил Магеллан.

И вот снарядили пять кораблей. Корабли Магеллана отплыли от берегов Европы и по Атлантическому океану направились к Южной Америке. Два месяца плыли по Атлантическому океану. Наконец моряки увидели берега Южной Америки. Вошли в залив. На берегу их поразила пышная растительность. Виднелись могучие деревья, с ветки на ветку перелетали ярко-зеленые птицы - попугаи. Почти голые люди выбежали на берег. Их темные, медно-красные тела блестели на солнце. Головы были украшены разноцветными перьями попугаев. Это были индейцы.

Почти две недели провели моряки у этих берегов: запасали продукты и пресную воду, потому что морская вода соленая и пить ее нельзя. Когда все было готово, отправились дальше в путь.

Теперь по мере движения к югу все неприветливее, пустыннее и угрюмее становились берега, все больше хмурилось небо. Медленно двигались корабли. Уже девять месяцев продолжалось путешествие, а пролив не был найден. Тяжелое сомнение мучило Магеллана: существует ли этот пролив?

Чаще налетали сильные бури. Короче становились дни, все длиннее ночи. Снег и град осыпали паруса. Был март; у нас в это время ранняя весна, а в Южном полушарии — осень, приближение зимы. В одном из заливов нашли ключевую воду, много рыбы и остановились на зимовку.

Когда наступила весна, вновь направились к югу. Наконец вошли в пролив, который теперь называют проливом Магеллана. По берегам кое-где виднелись редкие деревья. Кустарники да тощая трава зеленели тут и там. Горы с покрытыми снегом вершинами круто обрывались к воде. Встречный ветер проносился внезапными порывами, рвал паруса.

Корабли Магеллана двигались по проливу. И вот открылся безбрежный водный простор. Мечты Магеллана сбывались: он нашел путь в другой, неведомый океан. Попутный ветер гнал корабли. Океан был спокоен, и Магеллан назвал его Тихим.

Долгие месяцы плыли корабли по Тихому океану. Запасенная пресная вода испортилась. Последние остатки пищи были съедены. Приходилось есть корабельных крыс и разваренную в горячей воде кожу. От такой пищи многие моряки заболели и умерли.

День за днем, неделя за неделей длилось это мучительное плавание.

Наконец раздался крик:

— Земля! Земля!

Моряки увидели острова (Филиппинские). Под жаркими лучами солнца зеленела роскошная тропическая растительность. Кокосовые пальмы, сахарный тростник виднелись всюду. На маленьких лодках местные жители привезли невиданные плоды: бананы и большие кокосовые орехи. Молочный сок орехов живительно действовал на больных.

Но Магеллану не удалось завершить первое кругосветное плавание. Во время сражения с жителями одного из островов многие моряки были убиты, а сам Магеллан смертельно ранен стрелой.

Кругосветное путешествие Магеллана завершили оставшиеся в живых моряки. Они плыли по Индийскому океану, обогнули Африку и вернулись к испанским берегам. Почти три года длилось первое плавание вокруг Земли.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Календарь - хранитель времени, страж памяти. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!