Цель: сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся давать научное объяснение смены дня и ночи, связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю, выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи), аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, игрушка «День-ночь», детский волчок, фонарик, бумажный ободок с изображением земного шара, карточки с названиями дней недели.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
(Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Дети от имени куклы Девочки отвечают на них.)
— Что такое настоящее?
— Что такое прошлое?
— Что такое будущее?
— Что такое часы?
— Назовите единицы измерения времени.
— Приведите примеры старинных и современных часов.
(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 20.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает отрывок из стихотворения Г. Новицкой «Сказка о времени».)
Прислушайся к часам ты:
— Тик-так, тик-так, тик-так, —
Поет веселый гномик
По имени Тик-Так.
Когда сойдутся стрелки,
Он знает, что вот-вот
К нему Румяный Полдень
Поговорить зайдет.
А разбегутся стрелки —
Его разыщет брат,
Веселый Добрый Вечер,
Как много лет назад.
Его сменяя, Полночь
Тихонечко придет,
По имени Тик-Така
Чуть слышно назовет.
Пробудет до рассвета
И убежит опять.
И станет с Добрым Утром
Тогда Тик-Так играть.
А лишь сойдутся стрелки,
И в комнату вот-вот
К Тик-Таку снова Полдень
Поговорить зайдет.
— О какой единице измерения времени говорится в стихотворении? Кто хочет мне помочь? Нужны четыре помощника.
(Учитель вызывает четырех учеников и дает им игровые имена: Утро, Полдень, Вечер, Полночь.)
— Давайте паре Утро — Полдень мы дадим общее имя — День, а пару Вечер — Полночь назовем Ночь.
— Какое одно общее имя можно дать всем нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица измерения времени? (Сутки.)
Сегодня на уроке будем говорить о сутках и неделе.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 20-21
(Учитель предлагает ученикам, участвующим в инсценировке, взяться за руки и двигаться кругом по часовой стрелке. Движение хоровода учитель сопровождает чтением первого абзаца текста на с. 20 учебника.)
С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали Древние греки.
— Прочитаем об этом в последнем абзаце текста на с. 21 учебника.
— Какие еще волшебные объяснения чередования дня и ночи вам известны? (Ответы учеников.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 20 учебника. Это ярославская игрушка «День — ночь». Опишите ее. Что хотел сказать мастер, делая ее? (Игрушка имеет две стороны: с одной стороны светлая птица День держит в лапках бодрствующее солнце; с другой изображена темная птица Ночь со спящим солнцем в лапках. День сменяет ночь.)
(Учитель рассказывает древнеиндийский миф «Сказание о создании ночи». См. материал для учителя к уроку.)
О смене дня и ночи народ рассказывал не только в сказках и мифах, но и в загадках.
Черная птица спать уложила,
Белая прилетела — встать повелела. (День и ночь.)
Черная корова всех поборола,
Белая пришла — всех подняла. (День и ночь.)
— Придумайте свои сказочные истории о смене дня и ночи. Расскажите их. (Рассказы детей.)
Итак, мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи, даже придумали свои сказочные истории, отгадали загадки. А теперь узнаем, как наука отвечает на этот вопрос. Вот наши помощники заспорили: Девочка считает, что Солнце ходит вокруг Земли и попеременно освещает то одну, то другую ее сторону. А Мальчик говорит, что это Земля вращается вокруг Солнца и потому объяснение Девочки неправильно.
— Поднимите руки те, кто согласен с Мальчиком.
— А кто поддерживает Девочку? Кто же прав? (Ответы учеников.)
Давайте вспомним урок «Мы — жители Вселенной». Тогда
мы познакомились с устройством Вселенной. И знаем, что раскаленное небесное тело — звезда Солнце — находится в центре, а планеты — холодные небесные тела, в том числе и наша Земля, — вращаются вокруг него. Вот такой небесный танец. Значит, объяснение Девочки, почему происходит смена дня и ночи, неправильно.
Северный и Южный полюсы соединены воображаемой линией — земной осью. Вокруг нее Земля и вращается с запада на восток. Время полного оборота Земли вокруг своей оси — это и есть сутки. На той стороне Земли, которая освещается солнцем, день. На противоположной стороне, находящейся в тени, ночь. Итак, смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси.
(Учитель во время объяснения может запустить детский волчок для наглядной демонстрации вращения предмета вокруг собственной оси; подтверждает текст, показывая опыт, в котором вращающийся глобус освещается неподвижным фонариком.)
- Рассмотрите схему на с. 20 учебника. Объясните по ней смену дня и ночи.
Игра «Земля и Солнце»
- Кто хочет примерить на себя роли Земли и Солнца? (Учитель на голову одного из учеников надевает бумажный ободок с изображением земного шара. Другой ученик держит в руках включенный фонарик. Земля кружится вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своей воображаемой оси.)
2. Беседа
- Вот Земля полностью обернулась вокруг своей оси. Сколько времени прошло? (Сутки.)
- А как называются семь суток? (Неделя.)
- Назовите дни недели.
(Учитель выстраивает их последовательность на доске с помощью магнитов и полосок бумаги, на которых написаны названия дней недели.)
- Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым?
- Объяснить название некоторых дней недели нам поможет таблица на «Страничках Умного Совенка» (с. 121). Прочитайте, что там записано.
V. Физкультминутка
Солнце спит, и небо спит,
(Сложенные ладони прижать к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
(Качать поднятыми вверх руками.)
Рано утором солнце встало,
(Поднять руки вверх, потянуться.)
Нам лучи свои послало.
(Качать поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качать разведенными в стороны руками.)
Небо тучей заволок
(Закрыть лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Наклоны влево и вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыжки на месте.)
Вселенная, время, календарь
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопки в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Присесть.)
Ни один не виден лучик.
(Встать, спрятать руки за спину.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 2 (с. 14)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 3 (с. 15)
Ответ: сутки - это единица измерения времени, равная 24 ч.
Задание 4 (с. 15)
— Прочитайте задание.
— Как называется первый день недели? Поставьте возле него цифру 1.
— Как называется второй день недели? Поставьте возле него цифру 2.
— Продолжите выполнять задание самостоятельно.
— Объясните названия дней недели.
VII. Рефлексия
(Учитель предлагает выполнить задания, используя карточки с названиями дней недели.)
— Расставьте карточки по порядку, от понедельника до воскресенья.
— Перечислите дни недели в обратном порядке, от воскресенья до понедельника.
— Назовите и покажите рабочие и выходные дни.
— Назовите и покажите дни недели, начиная со среды (с пятницы, со вторника).
— Назовите и покажите 1,4, 5, 2-й дни недели.
— В какой день недели вы поете в школе, занимаетесь физкультурой, рисуете?
— Перечислите дни раньше четверга.
— Перечислите дни между пятницей и воскресеньем.
(Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 23 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик - отвечать на них.
(Учитель передает куклы желающим.)
— Что такое сутки?
— Почему происходит смена дня и ночи?
— Перечислите дни недели в правильной последовательности. (Учащиеся читают текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 23
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 20—23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
2. Выполнить задание 5 (с. 15—17) в рабочей тетради.
Сказание о создании ночи
Первыми людьми на Земле были брат и сестра, которых звали Яма и Ями. Когда брат умер, сестра бесконечно оплакивала его, «проливала безутешно слезы, и не было конца ее горю», потому что не было тогда ни дня, ни ночи, и на все уговоры она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!»
Боги поняли, что она так никогда не успокоится и сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. А когда ночь прошла, настало утро. Утром Ями утешилась и забыла о своем горе. Поэтому индийцы говорят: «Череда дня и ночи приносит забвение горя».
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»
Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!