Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира 2 класс «Мы - союз народов России»

Цель: познакомить с разнообразием народов России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на политической карте России субъект Российской Федерации, в котором они живут, называть некоторые его природные и историко- культурные достопримечательности, определять самое интересное и важное в культуре своего народа, понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, различные календари, политическая карта мира, карта административного деления России, аудиозаписи народной музыки разных стран мира, клубок ниток (волшебный клубочек), иллюстрации костюмов разных народов России, фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о традициях и ремеслах своего народа, читают стихи, поют песни на своем родном языке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник по предмету «Окружающий мир». Рассмотрите обложку. Что вы видите? (Ответы учеников.)

— Назовите авторов учебника. (АЛ. Плешаков, М.Ю. Новицкая.)

— Откройте учебник на с. 2. Рассмотрите условные обозначения. Какие задания мы будем выполнять на уроке? Как мы будем работать? Что нам понадобится?

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Вселенная, время, календарь».)

— Объясните, как вы понимаете значение этих слов. Вселенная — вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и пр.).

Время — промежуток той или иной длительности, в который совершается что-либо; последовательная смена часов, дней, лет; пора дня, года.

Календарь - таблица или книжка с перечнем всех дней в году.

— Прочитайте, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Учащиеся читают текст на с. 3 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с политической картой

Сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие. А поможет нам в этом клубочек.

— Клубочек, клубочек, веди нас!

(Учитель пускает клубочек так, чтобы он прикатился к политической карте мира.)

Перед нами весь мир. Сколько разных стран! И у каждой своя музыка.

(Звучит аудиозапись итальянской народной песни.)

— Какая по характеру мелодия звучала? (Ответы учеников.)

— Эту мелодию сочинили итальянцы. Посмотрите, вот страна Италия.

— Кто был в Италии? Расскажите, что интересного вы видели в этой стране. (Ответы учеников.)

(Аналогично учитель знакомит детей с несколькими странами.)

— Расскажите, в какой стране мира вы были в путешествии. Что интересного видели? (Ответы учеников).

(Учитель показывает на политической карте мира страны, которые называют ученики.)

— Найдите на карте самую большую по площади своей территории страну. (Российская Федерация.)

Да, это страна, в которой мы живем, — Россия. Она протянулась с запада далеко на восток и с севера на юг и занимает огромную территорию. Когда в одних городах утро и люди идут на работу, в других уже ночь и все ложатся спать.

— А теперь мы продолжим путешествие вслед за волшебным клубочком и подробнее рассмотрим на карте нашу страну. Повторите волшебные слова. (Клубочек, клубочек, веди нас!)

(Учитель вслед за клубочком подходит к политической карте России.)

В прошлом году мы уже работали с картой России. Правда, тогда карта называлась физической. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна.

— Чем отличается политическая карта от той, с которой мы работали? {На физической карте указан рельеф местности: горы, равнины, водоемы. На политической карте — части страны: республики, края, области, округа.)

Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу огромную страну благодаря нашей помощнице — карте.

2. Работа по учебнику

С. 4—5

— Откройте учебник на с. 4—5. Рассмотрите политическую карту России.

(Учитель обращает внимание учеников на условные обозначения на с. 5.)

Так отмечены границы России. Граница отделяет ее от других стран.

(Учитель указкой на классной карте, дети в учебниках проводят по границе.)

— Прочитайте первое предложение текста на с. 5 учебника. Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация.)

— Посмотрите, политическая карта России похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Прочитайте названия частей-лепестков.

(Учащиеся читают названия республик, краев, областей, округов.)

Части-лепестки — это субъекты Российской Федерации: республики, края, области, округа.

(Учитель записывает термины на доске.)

Игра «Найди на карте»

(Учитель называет субъект Российской Федерации, учащиеся находят его на карте в учебнике и показывают на классной политической карте России.)

— Посмотрите на карту. На ней есть красные и белые кружки. Как вы думаете, что они обозначают? (Города.)

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Это города федерального значения.

— Найдите на карте и назовите город федерального значения и субъект Российской Федерации, в котором он находится. (Ответы учеников.)

— Назовите город (село), в котором мы живем. В каком субъекте Российской Федерации он находится?

(Учитель записывает название города (села) на доске, отмечает значком его расположение на классной карте.)

— Найдите этот субъект Российской Федерации на карте в учебнике.

— Что же обозначает слово «федерация»? (Ответы учеников.)

— Прочитайте об этом на с. 5 учебника. (Объединение, союз.)

С. 6-7

— О каких народах России мы говорили в 1 классе?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 6-7 учебника. По народным костюмам предположите, в каких областях (на юге или на севере) живет каждый народ, чем занимается (охота, рыбалка, земледелие), в каких ремеслах искусен (ткачество, шитье, работа с жемчугом, бисером, кожей).

— Представители каких народов учатся в нашем классе? (Ответы учеников.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о традициях и ремеслах своего народа, читают стихи, поют песни на своем родном языке.)

В России живет более 150 народов. У каждого народа свой язык, самобытная культура. Культурное многообразие народов составляет богатство России.

— Как вы думаете, что значит быть хорошим? (Быть добрым, справедливым, трудолюбивым, милосердным...)

— Откуда вы это знаете? (Этому учат родители, учителя, книги, жизненный опыт.)

— Вам каждый раз приходится спрашивать у взрослых, что хорошо, а что плохо, или вы уже сами знаете ответ? (Ответы учеников.)

— Как вы себя чувствуете, если сделаете плохо, но никто об этом не узнает? (Будет тяжело на душе, неспокойно.)

— Как можно исправить эту ситуацию? (Попросить прощения, исправить плохой поступок добрым делом, никогда не повторять дурного поступка.)

— Как называется тот внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках, честно говорит с нами о плохом и хорошем? (Совесть.)

У каждого народа есть правила, общие для всех: мужчин и женщин, детей и стариков. Эти правила учат тому, как жить по совести, чтобы жизнь каждого стала радостью для самого человека и всех остальных людей.

Правила жизни по совести называют религией.

(Учитель записывает термин на доске.)

В нашей стране распространена христианская религия. В то же время люди исповедуют и другие религии: ислам, иудаизм, буддизм. Каждая религия по-своему учит своих последователей добру и любви друг к другу и к природе, к чудесному дару жизни на Земле. Ислам исповедуют многие татары, буддизм — буряты, иудаизм — евреи. Христиане есть в любом народе. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей. Религиозные предания хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события происходят в сопровождении прекрасных мелодий, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.

(Учитель показывает фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма.)

— Все народы нашей страны отличаются местом жизни, численностью, культурой, религией. Есть и еще одно важное отличие. Как вы думаете, какое? (У каждого народа свой язык.)

— Как же люди разных национальностей договариваются друг с другом? (Говорят на общем языке.)

— Такой общий язык называется государственным языком.

(Учитель записывает термин на доске.)

В нашей стране государственным является русский язык, он объединяет все народы России.

— Прочитайте текст на с. 6 учебника.

— Зачем народам России необходим государственный язык? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

Семя упало в землю.

(Сидя на корточках, обхватить колени руками, голову прижать к коленям.)

Росток тянется к солнцу.

(Медленно встать, поднять руки над головой, свести вместе ладони.)

Вселенная, время, календарь

Бутон раскрывается.

(Медленно развести ладони, придав им форму чашечки цветка.)

Ветер качает цветок.

(Раскачиваться из стороны в сторону.)

Цветок дрожит под дождем.

(Мелкие движения пальцами.)

Цветок поворачивается за солнцем.

(Повернуться вокруг себя с поднятыми руками.)

Цветок отцвел, созрели семена и упали в землю.

(Коснуться руками пола.)

В земле семена будут спать до следующей весны.

(Присесть, закрыть глаза.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 3)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте названия народов России, которые вы записали.

Задание 2 (с. 4)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

Задание 3 (с. 4)

— Прочитайте задание, выполните его.

(Учитель индивидуально проверяет выполнение задания, оказывает ученикам помощь.)

VII. Рефлексия

— Откройте учебник на с. 7. Ответьте на вопрос в рубрике «Обсудим».

VIII. Подведение итогов урока

— Произнесите полное официальное название нашей страны. (Российская Федерация.)

— Какие части, или субъекты, есть в нашей стране?

— Какой язык для вас является родным? А какой — государственным?

— Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 4—7), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 7).

2. Выполнить задания 4, 5 (с. 5) в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Календарь - хранитель времени, страж памяти. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Месяц и год. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!