Цель: познакомить с правилами охраны природы весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся контролировать себя во время прогулки в парке, сквере, лесу, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, книга «Великан на поляне», детское издание произведения H. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», аудиозапись голосов леса, игрушки (птица, собака, заяц).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о животных и растениях Красной книги.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— О каких играх народов России вы узнали?
— О какой игре рассказали вам родные? Какие качества развивает эта игра?
(Учитель может разделить класс на группы. Ученики в группах рассказывают друг другу о народных играх, выбирают одну из них и играют в нее. Затем можно обменяться играми. Таким образом можно выбрать «игру класса».)
III. Самоопределение к деятельности
— Установите соответствия.
Весна-весница лето в гости ожидает
И в марте мороз на нос садится
Апрель воду подбирает, цветы рассыпает
Май леса наряжает, подснежников царица
Ответ. Весна-весница — подснежников царица. И в марте мороз на нос садится. Апрель воду подбирает, цветы рассыпает. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
— Объясните смысл этих пословиц о весне.
Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы весной.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья? Какие сказки с подобным сюжетом вам известны? {«Златовласка».)
— Как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? (Ответы учеников.)
— Наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца, кто-то поблагодарил бы нас за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений? (Ответы учеников.)
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 106 учебника.)
— Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам.
(Учитель включает запись голосов леса.)
— Вот и первый голос, который мы слышим. Отгадайте, какое это дерево.
Эта модная красавица
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Береза.)
Березы растут повсюду. Для многих береза — символ России. Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.
— На одном из уроков мы говорили и о целебных свойствах березы. Всем известно, как полезен березовый сок. Есть особые правила его сбора, чтобы не навредить дереву. Но часто, проходя мимо раненных людьми берез, кажется, что дерево поет песню, услышанную чутким сердцем якутского народа. Вспомните ее.
Дерево, которое рубят без надобности, поет:
Я, матерь-береза, судорожно вздрогнула.
Душа моя растерялась, удивилась,
Выскочила и уселась на нижние ветки.
— Для того чтобы не слышать этой жалобной песни, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике на с. 106.
2. Работа по учебнику
С. 106
— Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ, о ком? (Ответы учеников.)
— Давайте прочитаем об этом в рассказе «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» (с. 113—114).
(Учитель вновь включает запись голосов леса, достает колокольчик, звонит в него.)
— А вот и новый голос. Как называется этот цветок?
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник.)
С. 108
— К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Давайте прочитаем о подснежниках на с. 108 учебника.
Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии.
— Назовите раннецветущие растения. (Мать-и-мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк.)
(Учитель вывешивает на доску изображения первоцветов. Заранее подготовленные ученики рассказывают о калужнице и простреле.)
— Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (Насекомых — бабочек, пчел, шмелей.)
(Учитель вывешивает на доску фотографии насекомых.)
Часто можно видеть, как дети бездумно ловят насекомых. Свою ловкость и силу можно применить в другом месте. Насекомые — удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, с точки зрения человека, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. Почему, вы узнаете в старших классах. А пока послушайте их просьбу.
(Один из учащихся читает третий абзац текста на с. 106 учебника.)
Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда - на защиту Красной книги и благоразумие людей. Например, хорошо нам знакомые шмели.
(Учитель показывает на доске фотографию шмеля.)
— Кто помнит звук, издаваемый шмелями? Представьте себя шмелем, прилетевшим к цветку. Пожужжим вполголоса.
(Ученики встают из-за парт, имитируют полет шмеля, издают жужжащий звук.)
А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги.
(Ученики читают текст о шмелях на с. 108 учебника. Затем заранее подготовленный ученик рассказывает о шмеле. См. материал для учителя к уроку.)
— Еще об одном насекомом мы прочитаем на «Страничках Умного Совенка» (с. 126 учебника).
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о жуке-олене. См. материал для учителя к уроку. Учитель вновь включает запись голосов леса, кладет на пол игрушечную птицу.)
— Посмотрите, птенец из гнезда выпал. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете? (Ответы учеников.)
— Посмотрим, что происходит у нашей старой знакомой — куклы-помощницы. Ей подарили собаку. Она как раз собирается с ней на прогулку.
(Учитель достает куклу и игрушечную собаку, разыгрывает сценку.)
Кукла. Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!
Собака. Гав-гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!
— Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок. Ребята, как вы думаете, можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей, мелких зверьков, злая? (Нет. Это ее инстинкт. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль.)
— А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? (Конечно, не прав. Задача хозяина — следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям.)
— Вот теперь пришла пора прочитать учебник, узнать, как он перевел для нас просьбы живой природы. Прочитайте текст нас. 107 учебника.
— Что такое искусственные гнездовья, почему они так называются? (Ответы учеников.)
— Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые виды животных и растений. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. Такие как беркут и русская выхухоль. Прочитаем о них на с. 108—109 учебника.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о беркуте и о выхухоли. См. материал для учителя к уроку.)
— Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы.)
— А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться. Кто из вас знает, как называется произведение, в котором описывается эта история? О чем оно? Кто его написал? Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?
(Учитель показывает детское издание произведения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», демонстрирует иллюстрации.)
— Прочитайте последний абзац текста на с. 107 учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде.
— Расскажите о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106—107.
V. Физкультминутка
Ходила младешенька по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку.
Наколола ноженьку на тесочку —
Болит, болит ноженька, да не больно.
(Под игровые слова учащиеся прыгают сначала на одной ноге, потом на другой. Можно положить руку на плечо впереди стоящего.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 2 (с. 59)
— Прочитайте, выполните задание.
VII. Рефлексия
— Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже не только будете любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? (Когда не только берут для себя, но и дают другим заботу, защиту, любовь.)
(Учитель включает запись голосов леса.)
— Прислушайтесь. Что сейчас вам слышится в этом многоголосии? (Ответы учеников.)
VIII. Подведение итогов урока
— Оказывается, если внимательнее прислушаться к окружающему миру, можно открыть для себя столько нового! О каких представителях Красной книги мы узнали на уроке?
— С помощью каких мер можно охранять их?
— Как мы можем весной участвовать в охране природы?
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 109 учебника.) Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 106—109), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 109).
2. Выполнить задания 1,3 (с. 58-59) в рабочей тетради.
Прострел
На южных склонах холмов, на открытых полянах, в светлых сосновых борах быстрее прогревается земля и раньше сходит снег. А прострел только этого и ждет. Тут как тут, будто выстреливает из-под земли короткий опушенный стебелек и быстро начинает расти. Но выше 50 см все равно не вырастает.
Вскоре на верхушке стебелька появляется фиолетовый колокольчик с шестью островерхими лепестками. По сравнению с формой цветков растений семейства колокольчиковых он просто колокол.
В течение апреля—мая прострел цветет до тех пор, пока у него не распустятся листья. В народе прострел называют сон-травой, потому что настои из него помогают при бессоннице. Но растение ядовито, и обращаться с ним надо осторожно. Кроме того, собирать прострел без разрешения органов охраны природы нельзя.
Шмель
Шмели приходятся родственниками пчелам. Они принадлежат одному семейству. Как и пчелы, шмели собирают нектар и пыльцу. Только хоботок у них длиннее, так что они могут высасывать нектар из цветков с очень глубокими венчиками. Казалось бы, шмели и меда должны больше собирать. А вот в этом-то как раз они пчелам уступают. Шмели не делают больших запасов, так как зимуют поодиночке, забравшись в укромное место, без еды. Причем зимуют только самки, а самцы осенью все умирают.
Перезимовавшая самка строит гнездо из травы, мха и прутиков в виде шара. Гнездо располагается в укрытиях на земле или под обшивкой домов. Самка делает в гнезде несколько камер-ячеек из воска, смешанного с пыльцой. В одну из них откладывает несколько яиц. Другие камеры заполняет медом и пыльцой. Через 20—30 дней из яиц выходят рабочие мелкие самки. Теперь уже они хлопочут о расширении гнезда. А крупная самка лишь откладывает яйца.
В отличие от пчел рабочие шмелиные самки, при отсутствии плодной, могут производить потомство. Шмелиная семья иногда разрастается до 200 насекомых. Шмели — прекрасные опылители растений. За это их и ценят.
Жук-олень
Очень редкий в российских лесах жук. Но если повезет, то встретить его можно на лиственных деревьях, чаще всего на дубах. Темно-каштановый великан длиной до 7,5 см, с челюстями, похожими на оленьи рога, появляется в июле. В течение двух месяцев эти жуки с громким жужжанием носятся над дубами. Днем питаются вытекающим соком деревьев. Когда возле ранки с соком скапливается несколько самцов, они устраивают драку, пуская в ход челюсти.
У самок таких страшных челюстей нет, и размером они меньше. А нрав у них и вовсе мирный. Забота о потомстве стоит на первом месте. Самки откладывают яйца в трухлявые пни, дупла, землю возле загнивающих деревьев. Личинки жука-оленя величиной с карандаш питаются в основном внутренними частями ствола дерева или корней. Цикл развития — 5 лет.
Беркут
Самый крупный орел. У взрослого беркута темно-бурое оперение и золотистая «шапочка» на голове. У молодых беркутов на хвосте и крыльях белые пятна.
К 4—5 годам беркут становится взрослым и создает пару на всю жизнь. Птицы строят из толстых длинных сучьев огромное гнездо на деревьях или на скалах и постоянно пользуются им для выведения потомства. Как правило, гнезд у пары несколько. Самка откладывает 1—2 яйца и насиживает их около 1,5 месяца. Самец в это время приносит ей еду. После того как вылупятся птенцы, самка будет постоянно находиться в гнезде и кормить их дичью, добытой самцом, раздирая ее на кусочки. Родители воспитывают птенцов целый год, хотя те могут летать уже в возрасте 2,5 месяца.
Взрослые беркуты живут оседло в лесах и на равнинах, где есть открытые пространства для охоты, вдали от людских поселений. А охотятся беркуты на телят, косуль и оленей, на зайцев, лис, сурков, на крупных птиц. Обычно выслеживают добычу, паря в воздухе или сидя на вершине скалы. Стремительный бросок — и жертва уже в сильных когтях.
В средней полосе беркут исключительно редкий гость. Встретиться с ним можно, пожалуй, только в Сибири.
Выхухоль
Нос у выхухоли длинный, похожий на хоботок. Глаза с булавочную головку. Хвост покрыт роговыми чешуйками, в конце плоский, будто киль. Сам зверек величиной с крупную крысу.
Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Выбирает водоемы с невысокими, но обрывистыми берегами, рядом с лесом. В берегах роет себе норы с выходом под водой. И в них проводит почти все время. Под водой выхухоль может плавать и охотиться до четырех минут.
Выхухоль — всеядное животное. Питается ручейниками, пиявками, разными моллюсками и рыбешками. У нее непромокаемая коричневая шерсть.
Ранней весной у выхухолей бывают свадьбы. Детеныши рождаются слепыми и голыми, массой по 2—3 г. Но они быстро растут. К зиме уже сами становятся родителями.
Зверьки эти живут на земле миллионы лет. И постоянно в Европе, в том числе и в России. На просторах Америки, Африки и Австралии их не встретишь.
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Нет комментариев. Ваш будет первым!