Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Птичьи секреты. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Птичьи секреты»

Цель: продолжить знакомство с птицами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта мира, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных» и песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), задания на карточках для индивидуального опроса, таблички с названиями природных явлений, фотографии перелетных и зимующих птиц, православный календарь, репродукция картины А.С. Степанова «Журавли летят».

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о зимующих и перелетных птицах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— В каждой группе отметьте знаками «+» и «—» особенности строения животных.

Особенность строения и внешнего вида

Группа животных

Насекомые

Птицы

Звери

Тело покрыто перьями

 

 

 

Тело покрыто шерстью

 

 

 

Три части тела: голова, грудь, брюшко

 

 

 

Два крыла, две ноги

 

 

 

Три пары ног

 

 

 

Крылья и ноги прикрепляются к груди

 

 

 

3. Фронтальный опрос

— Каких вы знаете насекомых? Приведите примеры.

— Почему насекомых осенью становится меньше, а зимой они совсем исчезают?

— Расскажите о превращениях бабочки.

— Расскажите о превращениях стрекозы.

— По какому признаку паука можно отличить от насекомого?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».)

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (О животных.)

— Отгадайте загадки.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это... (цапля).

 

С другом изумились мы:

Яблоки созрели

В буйный холод, средь зимы

На колючей ели.

Мы сорвать их захотели —

Мигом фрукты улетели. (Снегири.)

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

 

Ну и кто так противно поет?

Не поет, а истошно орет!

Будто тянут беднягу за хвост...

Это кот или, может быть, пес?

Может, птица пытается петь...

(Встал ей на ухо, видно, медведь),

Голос малость у птички не чист...

Ну, давай покажись нам, артист! (Иволга.)

Э. Цегельник

- О каких животных мы будем говорить на уроке? (О птицах.) Сегодня вы узнаете многое из жизни птиц, птицы откроют нам свои секреты.

(Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева).)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 94 учебника.)

- Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных? (Тело покрыто перьями, имеют два крыла и две ноги, развиваются из яиц.)

- Давайте вспомним, какие изменения в неживой и живой природе происходят осенью.

(Учитель записывает на доске или прикрепляет таблички.) Дни стали короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные дожди. Похолодало. Солнце восходит поздно, а заходит рано. На почве заморозки. Листопад. Увядают травы. Исчезают насекомые. Созрели плоды.

- Влияют ли эти изменения в природе на жизнь птиц? (Влияют.)

- Объясните как. (Ответы учеников.)

- Что птицам страшнее — холод или голод? (Ответы учеников.) Если птицам страшнее холод, то почему они не все улетают?

Воробьи, вороны, сороки ведь остаются. К тому же некоторые пернатые путешественники улетают поздно - тогда, когда уже ударят морозы и закружатся первые снежинки. Нет, холод птицам нестрашен.

- Может, птицы боятся снега? (Ответы учеников.)

И да, и нет. Бывает, ранней весной гнезда уток, чаек, жаворонков, чибисов заметает снегом — и ничего, заботливые птичьи мамы все равно высиживают своих будущих малышей. Нет, самое главное, что улетающим птицам зимой нечего есть.

Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, т. е. таким, для которых насекомые — основная пища, зимой прокормиться невозможно.

Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом. Пойди их найди зимой!

Замерзают болота, речки, озера, а это значит, что уткам, чайкам, цаплям, журавлям, куличкам тоже негде добывать пищу. Возле крупных электростанций воду не могут сковать даже самые лютые морозы, и тут стайки уток зимуют как ни в чем не бывало, но таких мест мало.

Так что улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.

Таких птиц называют перелетными.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Назовите перелетных птиц. (Соловьи, кукушки, ласточки, скворцы, стрижи, жаворонки, утки, журавли...)

(Учитель в течение урока показывает фотографии птиц.)

— Куда же они улетают? Это великий птичий секрет. Но, может быть, вы знаете тайну? (Ответы учеников.)

Ласточки, мухоловки, славки, пеночки — в Африку (совершают перелеты ночью), утки — на Каспийское море, полярные крачки — в Антарктиду, скворцы - в Туркмению (сначала летят молодые скворцы, потом — старые.)

— Все ли перелетные птицы улетают сразу? (Сначала улетают насекомоядные, потом зерноядные, последними — водоплавающие.)

— Объясните почему. (Осенью в связи с похолоданием сначала исчезают насекомые, потом снег засыпает семена и плоды растений, затем замерзают водоемы, т. е. в такой последовательности исчезает корм.)

Главным сигналом для подготовки к отлету является изменение длины светового дня, что происходит каждый год в одно и то же время. Как только день стал короче — пора готовиться к отлету.

Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Пернатые одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Вьюрки, корольки, жаворонки, трясогузки летят беспорядочными группами, грачи — редкими цепочками, кроншнепы и кулики — «шеренгой», гуси и журавли — «углом». У большинства птиц самцы и самки летят одновременно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

(Учитель приводит интересные факты из жизни птиц.)

2. Рассказ учителя

Ученые выяснили, что, кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днем — по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью — по звездам, по Луне.

При дальних перелетах аисты могут спать на ходу, т. е. на лету.

Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту — во время полета.

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, что каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот поток помогает птице сохранить силы. Вожаком стаи всегда становится старая, но еще сильная птица, которая точно знает путь. Таких птиц в стае несколько. Как только вожак устает, он летит в конец клина, а его место занимает другой. Так они чередуются на протяжении всего пути.

Тот крик, который мы слышим от пролетающего в небе клина, издают только летящие позади птицы. Таким образом они поддерживают летящих впереди птиц и «просят» не сбавлять скорость.

Если по каким-то причинам одна птица из стаи не может продолжать путь, то две другие покидают клин вместе с ней. Они оказывают ослабленной птице помощь и находятся возле нее до тех пор, пока она не выздоровеет или не умрет.

Скоро закончится отлет местных перелетных птиц, появятся зимние гости: снегири, свиристели, чечетки. Они питаются семенами и плодами рябины, шиповника, калины, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.

Те птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Назовите зимующих птиц. (Глухари, голуби, клесты, дятлы...)

— Почему эти птицы не улетают? (Могут найти себе корм.)

— У многих зимующих птиц осень проходит в хлопотах, которые помогают им выжить зимой. Отгадайте, что это за хлопоты. (Примерный ответ. Птицы осенью делают себе запасы на зиму. Сойка выбирает самый крупные желуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву. Поползень подбирает орехи, семена липы и клена, прячет их в щели коры деревьев. Запасы делает и маленькая сова — сычик. Она прячет в дупла убитых мышей и мелких птиц. Когда снег покроет землю, птицы начнут питаться этими запасами.)

- Свои ответы проверим на «Страничках Умного Совенка» (с. 126).

3. Работа по учебнику

С. 94-95

— Рассмотрите рисунок. Объясните, почему эти птицы остаются или улетают. (Ответы учеников.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о птицах.)

4. Сообщения учащихся

Утка. Самая распространенная и известная из уток, населяющих наши озера и реки, — это кряква. От нее произошла домашняя утка, которая намного крупнее своей прародительницы. В природе же масса взрослых уток чаще всего не превышает 1,5 кг.

Самцы и самки уток сильно различаются по внешнему виду. Самка серенькая, невзрачная, а селезень в брачный период — настоящий красавец, отливающий чуть ли не всеми цветами радуги. Такой наряд самец носит с сентября до лета, когда у него начинается линька. После линьки самец становится похож на самку, только чуть темнее. В период линьки селезень очень уязвим, потому что у него почти одновременно выпадают маховые перья и он некоторое время не может летать.

Там, где на утку не очень интенсивно охотятся, ее можно встретить на любом водоеме, даже на городском пруду. Весной характерный крякающий призывный крик утки раздается далеко над поверхностью воды. Услышавший его самец отвечает ей свистящими и шипящими звуками и спускается на зов.

Пары недолго остаются вместе. Самка воспитывает потомство одна. Гнездо она строит недалеко от воды, делая его из стеблей и листьев болотных растений, внутри выстилает пухом. В основном гнезда располагаются на земле, изредка — на низких ветвях деревьев или в кустах. Уже в первой половине мая в гнезде появляются яйца, а спустя три недели вылупляются 8—10 птенцов.

Едва обсохнув, утята заходят в воду и начинают сами добывать себе пищу, правда под присмотром матери. Выводок утят в строгом порядке, косой линией или углом, плавает за уткой. Такое построение не случайно: рядом с каждым утенком образовывается свободное пространство, в котором он находит корм.

Утята начинают летать в июле. Выводок продолжает держаться вместе, готовясь присоединиться к какой-нибудь перелетной стае.

Питается кряква и растительной, и животной пищей. Охотно поедает ряску, другие водные растения, моллюсков, ракообразных, личинки насекомых, головастиков и мальков рыб. Встав на крыло, молодые утки вместе с родителями вечером или ночью делают отлеты на кормежку, посещая поля, засеянные злаковыми и бобовыми культурами.

К осени утки сильно жиреют, им необходимы запасы для долгого перелета в дальние края. Это время — любимый сезон охотников.

Цапля. Цапли - семейство птиц отряда аистообразных, или, как их еще называют, голенастых. Наиболее широко распространена в России серая цапля. Она самая крупная из всех наших цапель, в длину достигает 105—115 см, масса — до 2 кг.

Правда, если вы увидите цаплю на воде, то ни за что не поверите, что она весит чуть больше утки. Серая цапля кажется крупной птицей за счет длинных ног и очень рыхлого оперения, не плотно прилегающего к телу. Цапля хоть и распространена широко, но селится далеко не везде. Главные ее требования — наличие воды с обширными и богатыми зарослями камыша, тростника, других водных растений, а также отсутствие рядом человека.

Цапля — птица одинокая, молчаливая, ведущая скрытный образ жизни. Один вид ее, неподвижно стоящей на одной ноге и склонившей голову будто в задумчивости, навевает спокойствие и дремоту. Но цапля вовсе не спит, глаза ее открыты и зорко вглядываются в поверхность воды. Мелькнет ли серебристая спинка рыбки, шлепнется в воду лягушонок, проплывет водяной жук — все видит цапля. Ее неподвижность — чуткая настороженность охотника. Мгновение — и молниеносный удар мощного клюва поражает зазевавшуюся добычу.

Питается цапля в основном мелкой рыбой и лягушками, но может поймать и тритона, и змею, и мышонка, и птенца, расклевать яйца. Охотится цапля обычно ночью или в сумерки, там, где людей нет, может выходить на кормежку и днем. Весной цапли прилетают очень рано, когда кругом еще лежит снег, а лед начинает вскрываться только у берегов. Разбившись на пары, цапли приступают к постройке гнезда - довольно большого сооружения из веток и прутьев. Гнездятся цапли большими колониями, на одном дереве могут разместиться несколько гнезд.

Птенцы, покрытые сероватым пухом, появляются спустя 26 суток. Ухаживают за ними оба родителя. Птенцы очень прожорливы и требуют много пищи, за которой взрослым приходится летать иногда очень далеко. Чтобы не особо утруждаться в пути, цапли проглатывают предназначенный для птенцов корм, а в гнезде отрыгивают его.

В природе у цапли практически нет врагов. Хотя, казалось бы, она всегда на виду, спрятаться ей особо негде, плавает цапля плохо, бегает и того хуже — мешают длинные пальцы ног, летает медленно и неуклюже. Однако никого не боится цапля. Причина — смертоносное оружие, которое представляет собой ее длинный, крепкий и острый клюв. В обычном состоянии шея цапли сложена почти втрое, но при нанесении удара мгновенно, как пружина, распрямляется на полуметровую длину. Подходить к цапле близко не рекомендуется - это грозит серьезной раной, а то и потерей глаза.

Цапля владеет своим оружием в совершенстве, кончик клюва со снайперской точностью бьет в ту точку, на которую направлен взгляд птицы. Лишь молодняк иногда промахивается, взрослая птица - никогда.

Ворона. Серая ворона есть везде, где живет человек, а вот в малонаселенных местностях почти не встречается.

Люди ворон не любят, потому что они разоряют гнезда птиц, чье пение в парках и скверах услаждает измученный шумом слух горожан. Да и ворона людей недолюбливает, но извлекает выгоду из соседства с ними. Слишком уж много после них остается пищевых отходов, а лучшего для питания вороны и придумать нельзя.

Гнезда вороны начинают строить рано, с появлением первых проталин. Эти крупные сооружения из сухих веток можно заметить в кронах деревьев, на опорах ЛЭП и железнодорожных мостов, архитектурных украшениях зданий — в общем, везде, где вороне удобно. Самка откладывает от 3 до 6 яиц, которые насиживает в течение 18—21 дня. Самец носит ей пищу и иногда отпускает полетать, сменяя ее на гнезде. В течение месяца оба родителя выкармливают птенцов. И потом еще некоторое время опекают и защищают их.

Ворона очень умна. И хотя мы часто говорим растяпе: «Ну что, проворонил?», на самом деле ворона не только своего никогда не упустит, но еще и чужое возьмет.

Жизнь бок о бок с людьми научила ворону многому. Она безошибочно отличает мужчину от женщины. К первому относится с большей опаской. Ворона немедленно улетит, увидев человека с ружьем, но не обратит никакого внимания на человека с палкой.

Выходящий из подъезда житель с мусорным ведром своим появлением вызовет слет ворон у ближайшего мусоросборного бака. И птица безошибочно узнает «в лицо» мальчишку, который стрелял в нее из рогатки.

Цены бы вороне не было за такой ум, если бы не хищнические повадки. Ловкость и сметка позволяют этой птице ловить мелких грызунов, ящериц, вредных насекомых и этим приносить пользу человеку. Но зачем утруждаться, когда вокруг полно отбросов и гнезд беззащитных птиц? Так что большинство ученых сходятся во мнении, что ворона — вредная птица.

Некоторые ошибочно считают, что ворон — это «муж» вороны. Ворон — совсем другая птица, гораздо крупнее вороны, с черным оперением и клиновидным обрезом хвоста.

Ворон питается падалью, а также ловит грызунов, чем приносит несомненную пользу. Гнезда же ворон разоряет только в редких случаях, чем выгодно отличается от ворон.

Грач. Появление и отлет грачей — яркая примета смены времен года. Эти птицы всегда селятся рядом с людьми, и внешность у них яркая — перья сплошь черные с фиолетовым отливом, клюв крупный и крепкий.

Не заметить того, что рядом поселились грачи, невозможно. Эти птицы селятся большими колониями, занимая вершины деревьев в рощах, парках, садах. Колония насчитывает десятки гнезд, и соседство с ней — порой тяжкое испытание для нервов людей.

Едва вернувшись из теплых стран, грачи начинают строить гнезда. Работа эта, у других птиц спокойно выполняемая супружеской парой, у грачей сопровождается страшным переполохом. Грачи ссорятся за лучшее место, за более подходящую ветку для гнезда, сопровождая выяснение отношений громкими криками.

Потом наступает затишье, длящееся 16—20 дней, пока грачи высиживают яйца. Однако шум при постройке гнезд — пустяки по сравнению с тем, что начинается с появлением птенцов. Представьте себе десятки гнезд, в каждом по 3—7 подрастающих грачат. Появление любого взрослого грача с червяком в клюве, а такое появление происходит ежеминутно, разом вызывает оглушительные крики у всего молодняка колонии, сотен грачат. Невероятный шум длится с раннего утра до позднего вечера.

Естественно, многие соседи грачей не выдерживают и пытаются избавиться от грачиной колонии. Сделать это очень сложно. Некоторые люди начинают разрушать гнезда, но грачи тут же начинают строить новые. Беда еще в том, что грачи очень привязаны к месту. Даже если оставить их без потомства в этом году, в следующем они все равно вернутся туда же. Лишь многолетнее целенаправленное разрушение гнезд может заставить грачей сменить место жительства.

Однако наслаждение тишиной и покоем у гонителей грачей быстро сменяется другой головной болью. Плодовые деревья и зерновые культуры начинают страдать от нашествия вредителей. Грач уничтожает огромное количество вредных насекомых и их личинок. Часто можно увидеть, как стая грачей следует за сельскохозяйственной машиной, вспахивающей поле. Они не просто гуляют, а выклевывают из почвы личинок майского жука, жука-щелкунчика и других вредителей, способных на корню погубить урожай.

Известны случаи, когда в иной год из-за нашествия майского жука яблони и другие плодовые деревья стояли голыми на километры окрест. И лишь там, где поселилась шумная и назойливая колония грачей, сохранялся оазис зелени.

Поэтому беспокойство, вызываемое грачами, ничто по сравнению с пользой, которую они приносят.

5. Работа по учебнику

С. 96

Наши предки внимательно наблюдали за изменениями в природе осенью, и по отлету птиц могли определить погоду на предстоящую зиму.

28 сентября - Никитин день (православная церковь почитает в этот день святого великомученика Никиту), Никита-гусепролет.

Начинался перелет гусей: высоко летят — к дружному половодью, низко — к малой воде. Отмечался праздник гусятников — охотников на гусей. По домашним гусям оценивали погоду. Гусь лапу поджимает — к стуже, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.

1 октября отмечали Арину — журавлиный лет. Арина осенняя руководила журавлиным отлетом, потому что одна знала, «наступила ли пора гнать птиц в теплые края» или с отлетом можно подождать.

В этот день, сдвинув шапки на затылок, вглядывались люди в осеннее небо. И если не видели ни одного журавлиного клина, то можно было на теплую солнечную погоду рассчитывать до 2 ноября. Если же полетели птицы на юг — на Покров (14 октября) ударят сильные морозы.

Увидев на Арину журавлиную стаю, бежали вслед на ней деревенские ребятишки, пытаясь криком «Колесом дорога, колесом дорога!» вернуть птиц назад, задержать наступление холодов.

- Рассмотрите репродукцию картины А. С. Степанова «Журавли летят» на с. 96 учебника. Расскажите, что вы видите.

(Крестьянские дети провожают журавлиный клин.)

- О чем думают дети? Что чувствуют? (Улетают журавли, скоро придет суровая зима, не будет солнца, света, тепла...)

- Мы не видим лиц детей. Как вы почувствовали их настроение? Какие краски использует художник, чтобы показать надежду на возвращение журавлей, приход весны? (Нежно-розовый, светло-зеленый, голубой.)

Грустное и печальное настроение картины перекликается со стихотворением 3. Александровой.

Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат: «Летите с нами!»

А в роще сонной и пустой

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за стаей журавлиной.

- Прочитайте сведения о художнике на «Страничках Умного Совенка» (с. 126).

12 ноября отмечали Синичкин день — день прилета первых зимних птиц: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей. Птицы прилетали из северных и таежных районов.

По наблюдениям, погибают 8—9 из 10 зимующих птиц. В основном птицы гибнут от холода. Народная пословица советует: «Покорми птиц зимою — послужат тебе весною».

- Прочитайте загадки в рубрике «Отгадаем» на с. 97. Отгадайте их и скажите, какая из этих птиц перелетная, а какая — зимующая. (Ласточка — перелетная, воробей — зимующая.)

V. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вымок. Выкис. Вылез. Высох.

Влез на колоду — и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 56)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 57)

— Прочитайте, выполните задание.

(Далее учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 97 учебника.)

VII. Рефлексия

(Учитель показывает фотографии птиц.)

— Какие птицы относятся к перелетным, а какие — к зимующим?

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите «секреты» птиц.

Сделаем вывод. Итак, птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетными. Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими. Отлет перелетных птиц — одно из осенних явлений в живой природе.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 94—97), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 97).

2. Выполнить задание 3 (с. 57) в рабочей тетради.

3. Прочитать рассказы «Куда, как и когда?» (с. 165—168), «А кто остается?» (с. 169-171) в книге А.А. Плешакова «Зеленые страницы» и выписать названия перелетных и зимующих птиц.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива

Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Нет комментариев. Ваш будет первым!