Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Старинная женская работа. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Старинная женская работа»

Цель: познакомить с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть последовательность трудовых операций в работе со льном, выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, лоскутки ткани (бязь, шерсть, лен, шифон, шелк), изделия из льна, гербарий или изображение льна, семена льна, фотографии процесса обработки льна, льняное масло, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (коми, карелы).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что за диво?

Это же... (крапива).

 

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь —

На себе их все найдешь. (Репейник.)

 

Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка: долек сколько?

Восемь, десять,

Двадцать, тридцать...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть? (Тысячелистник.)

 

Пусть она скромна,

Да лечебна все же,

Не зря же цветки

На таблетки похожи.

Еще на цыплят,

Ярко-желтых пока,

На ощупь — на замшевый

Носик щенка. (Пижма.)

 

Горькая травка,

Животу поправка.

И сама душиста,

И метет чисто. (Полынь.)

 

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти —

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

3. Фронтальный опрос

— Какие растения называют травянистыми?

— Назови растения, растущие возле дома человека.

— О каком растении вы хотите рассказать классу?

— Какими источниками информации вы пользовались? (Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 74 учебника.)

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы познакомимся с важнейшим старинным женским трудом и сами постараемся определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель раздает детям лоскутки разных тканей и предлагает изучить их на ощупь.)

— Назовите ткани, которые вы знаете. (Ответы учеников.)

— Опишите ткани, которые вам понравились, словами — плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая.

— Найдите ткань, из которой сделано полотенце.

(Учитель обращает внимание учеников на изделия из льна и предлагает найти среди лоскутков подобную ткань.)

— А теперь проследим, как же в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань.

— С чего начнем работу? (Ответы учеников.)

Виды работы со льном. Сначала надо было вспахать землю и посеять в нее вот такие семена.

(Учитель показывает семена льна, которые можно купить в аптеке.) .

Землю для этого растения пахали мужчины: для девушек — их отцы или старшие братья, для замужних женщин - их мужья или взрослые сыновья.

— Как называется растение, вам подскажет загадка.

Сам тонок,

А на плечах много головок. (Лен.)

(Учитель показывает фотографии льна, льняного поля.)

Посев. Сеют лен весной в теплую, влажную землю. Едва появятся светло-зеленые стебельки — надо начинать прополку. Красиво цветет лен, словно опускается на поле синее небо.

Теребление. До конца августа лен надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.

(Учитель вместе с учениками имитирует движения крестьянок, теребящих лен.)

Обмолот (вколачивание). После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льняным головам, выколачивая зерно. Семена подкидывали лопатами вверх — просеивали, затем складывали в мешки, а снопы увозили обратно на поле.

(Учитель вместе с учениками имитирует движения крестьянок, обмолачивающих лен.)

Расстил. В августе на снопы в поле падала холодная роса. От ее влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет.

Из обмолоченных семян били масло.

(Учитель показывает льняное масло, дает ученикам его понюхать.)

- Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? (Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. Художники использовали масло для приготовления олифы, которой писали иконы.)

Сушка. На поле лен мочили росы и дожди в течение 3—4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи.

Мятка. Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. Со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно.

Трепание. Измятый лен надо было очистить от остатков оболочки — кострики. Левой рукой крестьянки держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.

Это была тяжелая, грязная, монотонная работа. Поэтому женщины собирались вместе, чтобы сделать ее более приятной. Они пели, сочиняли частушки, смеялись, делились новостями.

На день Льняных смотрин выносили вытрепанный лен на показ. Девушки и женщины показывали свое терпение, трудолюбие, мастерство.

(Учитель вместе с учениками имитирует движения крестьянок, треплющих лен.)

Очесывание. Отрепанный лен сначала очесывали крупной, а затем мелкой щеткой.

После очеса наступало время пряжи.

Прядение. Очесанный лен взбивали, пушили, спрыскивали водой и складывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали ее, стирали несколько раз, выбеливали.

(Учитель вместе с учениками имитирует движения крестьянок, прядущих лен.)

2. Работа по учебнику

С. 74-75

— Расскажите по рисункам о работах со льном. (Теребили, расстилали, мяли, трепали, очесывали, пряли, ткали, расстилали скатертью.)

— Прочитайте загадку на с. 75. О каких видах работы со льном не сказано в загадке? (Мяли, обчесывали, пряли, ткали.)

— Почему в загадке сказано, что лен «на ключ запирали»? (Готовое льняное полотно убирали в сундук, который запирали на ключ.)

С. 76

(Учитель показывает рисунок народа коми, включает запись народной мелодии, показывает Республику Коми на карте России.)

— Прочитайте рассказ «Копотиха» на с. 76.

— Сопоставьте трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74-75 учебника.

— Какие виды работ в старину сопровождались пением, беседой, рассказыванием сказок? (Пели, беседовали, рассказывали сказки при расстилании, трепании, очесывании, прядении, ткание льна.)

— Какие трудовые операции были настолько трудны, что при их выполнении женщинам было не до песен и бесед?

С. 77

(Учитель показывает рисунок народа карелы в национальных костюмах, включает запись народной мелодии, показывает Республику Карелию на карте России.)

— Прочитайте рассказ «Димитриев день» на с. 77.

В работе со льном и русские, и карельские женщины придерживались приблизительно одних сроков. В конечном счете разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности. Но обычно уже после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню святых Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, в начале ноября женщины садились за прялку.

— Рассмотрите фотографии на с. 76 учебника в рубрике «Из музейных коллекций».

— Какие орудия труда вы видите? Какую работу ими выполняли?

V. Физкультминутка

(Учитель при помощи кукол-помощников читает текст или включает аудиозапись обрядовой песни при работе со льном.)

— Наши помощники будут петь обрядовую песню, а вы движениями показывайте работу крестьянок.

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я сеяла, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, ленок беленький;

То-то лен, белый лен,

Диво на горе, диво на крутой!

Уж я рвала, я рвала ленок,

Уж я рвала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Я мочила, мочила ленок,

Я мочила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Я сушила, сушила ленок,

Я сушила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Я трепала, трепала ленок,

Я трепала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Я чесала, чесала ленок,

Я чесала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Уж я пряла, я пряла ленок,

Уж я пряла, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Я кроила, кроила ленок,

Я кроила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

Уж я шила, я шила ленок,

Уж я шила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок... (И т. д.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 46)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 46)

— Прочитайте задание.

— Посмотрите на рисунок карелов, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

— Выполните задание.

Задание 3 (с. 47)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

— Давайте мысленно побываем в костромском Музее льна и бересты.

(Учитель показывает на карте России город Кострому, который стоит на реке Волге.)

— Выполните задание.

VII. Рефлексия

— Расставьте работы со льном по порядку: очесывание, прядение, мятка, посев, теребление, трепание, обмолот, ткание. (Посев, теребление, обмолот, сушка, мятка, трепание, очесывание, прядение, ткание.)

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 77 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

— О каком растении мы говорили сегодня на уроке?

Сделаем вывод. Итак, издавна каждый народ знал: трудное дело надо делать сообща, дружно, с уважением и любовью друг к другу. Надо только правильно распределять работу. Похвала, угощение, рукодельный подарок, добрая песня тоже большая помощь.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 74—77), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 77).

2. Выполнить общую работу малыми группами по изготовлению кукол на крестообразной основе с использованием льняных (или шерстяных) нитей (см. схему изготовления в материале для учителя к уроку), предварительно распределив операции между мальчиками и девочками. Сделать вывод о важности взаимной помощи друг другу в трудных делах.

Материал для учителя

Кукла-крестушка в костюме из ткани

1. Подготовьте две палочки разной дайны. Свяжите их крест-накрест.

2. Намотайте нить от центра по кресту и на верхней части креста укрепите голову из светлой ткани, набитой ветошью.

3. Оденьте куклу в лоскутки из ткани, зафиксируйте ткань на шее, руках и поясе куклы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Нет комментариев. Ваш будет первым!