Цель: познакомить с народными обычаями весенних старинных праздников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе, оформлять рамочки для фотографий своей и друга, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, коллекция кукол с предыдущих уроков, пасхальная кукла, веточки вербы, репродукции картины Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» и иконы А. Рублева «Святая Троица», рисунки народов и аудиозаписи народных мелодий (саами и якуты).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Какие заботы в старину были весной у женщин, а какие — у мужчин?
— Назовите старинные орудия труда.
— В какой день домашних животных выгоняли на пастбище?
— Что делают весной в поле, в саду, в огороде?
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
И. Рутении
Сегодня на уроке будем говорить о весенних праздниках.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» нас. 98 учебника.)
Праздник праздников. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечают Вербное воскресенье. В христианской традиции в этот день принято вспоминать, как Иисус Христос накануне своей последней Пасхи въехал верхом на осле в город Иерусалим. Народ радостно встречал его, пел хвалебные песни, махал пальмовыми ветками. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому с давних времен ее ветви использовали вместо пальмовых. Отсюда и название праздника — Вербное воскресенье.
(Учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником - Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти!»)
Считали, что так первое цветущее растение передает свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.
- Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чем главное богатство семьи? (Ответы учеников.)
2. Работа по учебнику
- Прочитайте текст на с. 98-99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базарах.
— Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных?
— На какой праздник это происходило?
— Что составляет главное богатство семьи?
— Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В воскресенье Вербное
Завтра стану первою
Для Святого дня!
А. Блок
— Какой пасхальный обряд изображен на картине Н.А. Кошелева на с. 98 учебника? (Если, скатившись полотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от веселого занятия.)
— Рассмотрите детали картины и подумайте, где происходит игра. Пофантазируйте, что это за дети, из одной они семьи или из разных. (Ответы учеников.)
— Рассмотрите фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 учебника. Какая из них старинная?
— Как это можно определить?
— Какие моменты праздника хранят эти фотографии?
(Учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции.)
— Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Ответы учеников.)
— А сегодня к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите ее на фотографии вверху с. 99 учебника.
— Как вы думаете, что это за кукла? (Ответы учеников.)
— Из чего понятно, что это пасхальная кукла? (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.)
После праздника Пасхи время свадеб! А вот и главные гости!
(Учитель высаживает кукол-неразлучников.)
Это «молодожены»! И у нас настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших «молодоженов» подходят слова величания.
(Учитель раздает слова величания невесты мальчикам, жениха — девочкам. Ученики читают от лица других кукол.)
Как в долу-то березонька белехонька стоит,
А наше невеста белее ее,
Белее ее — снегу белого — лицо.
Шла наша невеста с высокого терема,
Несла она золоту чару вина,
Она чару расшибла, вино все пролила,
Все глядючи на него, на Ивана своего.
А кто у нас умен, кто у нас разумен?
Розан мой розан, виноград зеленый!
Петра сударь умен, Лександрыч разумен,
По горнице ходит, манерно ступает,
Манерно ступает, сапог не ломает.
Сапог не ломает, чулок не марает.
В зеркальце глядится, сам себе дивится,
Сам себе дивится: хорош уродился,
Хорош уродился, пригож нарядился.
(Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.)
С. 100
А теперь познакомимся с праздником, который наступает после Пасхи.
— Прочитайте текст о празднике Святой Троицы.
(Учитель показывает по календарю, сколько это — 50 дней.)
В светлый день пятидесятый,
Как воскрес Господь распятый,
Дух Святой на землю сходит,
Благодать с небес низводит.
Людям Троица открылась:
Сын, Отец и Дух Святой.
Все творенье освятилось
Неземною красотой.
С. Высоцкая
Христиане верят, что Бог един, но имеет три лица: Бог Отец - Творец всего существующего в мире, Бог Сын — Иисус Христос, Бог Дух Святой. Мы видим солнечный круг, мы ощущаем тепло солнца, солнечные лучи могут проникнуть в самые темные уголки. Свет и тепло являются самостоятельными, но не существуют отдельно от солнца. Но и солнечный круг не существует без тепла и света.
(Учитель может показать репродукцию иконы А. Рублева.)
— Кого вы видите на этой иконе? (Три Ангела — изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа.)
— Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы?
— Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников? (Ответы учеников.)
Давайте узнаем, как относились к березе в культурах двух других народов России — саамов и якутов.
(Учитель показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, показывает рисунки народов в национальной одежде, включает народную музыку.)
— Прочитайте текст на с. 100-101 учебника.
(Далее учащиеся работают по вопросу и заданию в рубрике «Обсудим» на с. 101 учебника.)
V. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1, 2 (с. 54)
— Прочитайте, выполните задания.
Задание 3 (с. 55)
— Прочитайте, выполните задание.
VII. Рефлексия
— Запишите, в какой праздник выполнялись эти действия.
• Украшают дома ветками березы. (Праздник Святой Троицы.)
• Едят блины. (Масленица.)
• Похлопывают детей и животных ветками вербы. (Вербное воскресенье.)
• Катают крашеные яйца. {Пасха.)
— Запишите очередность событий народного календаря.
Вербное воскресенье, Великий пост, Евдокия Весновка, праздник Святой Троицы, Сороки, Пасха, Благовещенье Пресвятой Богородицы.
Ответ: Евдокия-Весновка, Сороки, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Великий пост, Вербное воскресенье, Пасха, праздник Святой Троицы.
VIII. Подведение итогов урока
— О каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке?
— Что вам больше всего запомнилось?
(Учитель предлагает ученикам обменяться нарисованными заранее в подарок рамочками с фотографиями для закрепления дружеских отношений.)
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 101 учебника.)
— Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 98—101), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 101).
2. Выполнить задание 4 (с. 55) в рабочей тетради.
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Нет комментариев. Ваш будет первым!