Конкурсы

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в мире птиц и зверей. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весна в мире птиц и зверей»

Цель: познакомить с весенним поведением птиц и зверей. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных», фотографии птиц (дятел, ласточка, скворец, синица, грач, воробей, жаворонок, иволга, щурок), животных и их детенышей.

Примечание: заранее подготовленный ученик делает доклад на тему «Птицы - наши друзья».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания. Тест

— Отметьте правильный ответ.

1. Какое животное — насекомое?

а) утка                      в) окунь

б) комар            +     г) крот

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка              в) паук            +

б) стрекоза             г) комар

3. Сколько ног у насекомых?

а) 6              +            в)4

б) 3                            г) 8

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног                +

г) рыбы живут в воде

3. Фронтальный опрос

— Каких насекомых можно увидеть весной?

— Почему нельзя уничтожать гусениц, комаров и мошку?

— Почему нельзя брать в руки мохнатых гусениц?

— Расскажите, когда вы увидели первых насекомых.

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель включает музыкальную заставку к передаче «В мире животных».)

— Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить о птицах и зверях весной.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 86—87

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 86 учебника.)

— Какие птицы называются зимующими, а какие — перелетными? Приведите примеры.

— Изменилось ли, по вашим наблюдениям, поведение зимующих птиц с приближением весны? (Ответы учеников.)

— Рассмотрите рисунок на с. 86-87. Я буду читать описание птицы, а вы найдите эту птицу на рисунке и накройте ее фишкой.

(Учитель показывает фотографии птиц.)

Для этих птиц важен их крепкий долотообразный клюв. Им они, как заправские строители, выдалбливают в деревьях дупла для гнезд. Им же лущат шишки сосен и елей, добывая семена, которыми любят полакомиться. Ну и, конечно, с помощью клюва птицы добывают из-под коры насекомых. Продолбив ход, они просовывают в отверстие клюв и длинным языком, покрытым клейкой слюной, с острыми и твердыми зазубринками на краях вытаскивают добычу. (Дятел.)

Своими хрупкими маленькими лапками и клювом эти птицы способны в жестком глинистом берегу выкопать нору длиной до 60 см. В местах, облюбованных для жизни большой стаей, можно насчитать больше ста норок. При этом каждая мама всегда без ошибки находит свой дом. И пьют, и едят быстрые птички на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнезд: илом, глиной. (Ласточки.)

У птиц нет своей песни. Но все они — прекрасные звукоподражатели. Птица то зябликом запоет, то дроздом, то вдруг засвистит иволгой или лягушкой заквакает, а то и кошкой замяукает. Вставляет иной раз и заимствованные на зимовке трели. А живущие в клетках птицы легко привыкают к хозяевам и заучивают человеческие слова и фразы, как попугаи. (Скворец.)

Эти птицы всеядные: насекомые, личинки, черви, зернышки — это далеко не вся их еда, птицы с удовольствием съедят кусочек сала или хлеба, схватят какую-нибудь живность, если окажутся на берегу водоема. (Синица.)

Птицы эти одни из первых, которые приносят нам весну. Но еще они хорошие биосанитары: следуя стаей по вспаханному полю, птицы тщательно собирают на нем всяких вредных гусениц, жуков, личинки. А самое лакомое блюдо для них — жирный червяк. (Грач.)

Приглядитесь, как взлетают эти птицы при опасности — это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством «осколков». А характер! Посаженная в клетку пичужка будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручать этих птиц бесполезно, и не выпустит обратно на волю. А еще птички смелые, бесшабашные бойцы: вы, наверное, не раз видели, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя, помешавшего их трапезе. (Воробьи.)

В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны с первой песней этой птицы — великолепного певца. Исполняет он свой концерт, порхая высоко в небе. Внешность птицы очень скромная: перышки светло-песочного цвета с темными пестринками. (Жаворонок.)

— Какие птицы на рисунке зимующие, а какие - перелетные? (Дятел, синица, воробей — зимующие; ласточка, жаворонок, скворец, грач — перелетные.)

— Изменилось ли, на ваш взгляд, поведение зимовавших птиц? (Первыми приближение весны чувствуют птицы. Воробьи, галки, синички громко щебечут. Воробьи купаются в лужах, затевают игры в воздухе. Громко барабанит в лесной чаще дятел, выстукивая брачную песню и оповещая о том, что эта территория занята.)

— Какие птицы, по вашим наблюдениям, прилетели в наш город (село) первыми?

(После ответа на каждый из этих вопросов учитель или ученик читает соответствующий абзац текста на с. 86—87 учебника.)

— От чего зависит порядок прилета птиц? (От наличия корма. Если он есть, то птицы прилетают.)

— Назовите порядок прилета птиц на родину.

Первыми прилетают грачи. В это время земля местами освобождается от снежного покрова, и грачи могут доставать из нее червей, личинок, слизней, семена растений. После грачей прилетают скворцы, затем жаворонки, которые кормятся по проталинам прошлогодними семенами растений. Вскоре являются чижи, зяблики, коноплянки - птицы, которые находят корм на поверхности земли, освободившейся от снега.

Птицы, питающиеся насекомыми, прилетают, когда появятся насекомые. Первыми из этих птиц появляются белые трясогузки — к тому времени, когда на солнышке греются пробудившиеся мухи. Затем являются дрозды, зарянки, горихвостки, утки, гуси, журавли, чайки... Когда насекомых будет в изобилии, прилетят стрижи, ласточки, кукушки, соловьи, мухоловки, славки.

Последними прилетают самые яркие птицы: иволга, желтая трясогузка, щурки, чеканчики. Они прилетят, когда солнечные |зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий цвет сделает их оперение не таким заметным.

— Назовите порядок прилета птиц на родину. (Первыми прилетают птицы, которые питаются растительной пищей, затем птицы, которые питаются насекомыми, последними прилетают яркие птицы, которые тоже питаются насекомыми.)

— Прочитайте название природных явлений на доске, восстановите последовательность.

Прилет перелетных птиц, солнце, появляются насекомые, появляются растения, повышение температуры воздуха.

Ответ: солнце, повышение температуры воздуха, появляются растения, появляются насекомые, прилет перелетных птиц.

— Итак, птицы прилетели. Что они делают дальше? (Строят гнезда.)

— Где строят свои гнезда изображенные на рисунке птицы? Прочитаем об этом в учебнике.

(Затем учитель или хорошо читающий ученик читает текст «Какие бывают птенцы» о выводковых и гнездовых птенцах на «Страничках Умного Совенка» (с. 125).)

— А что делают птицы, которые прилетали зимовать у нас? (Они улетают домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Улетают чечетки, чижи, снегири, свиристели.)

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 87 учебника.)

— Почему люди любят птиц?

— Как вы относитесь к птицам?

— Чем они вас радуют?

2. Сообщения учащихся

(Заранее подготовленный ученик делает доклад «Птицы — наши друзья». См. материал для учителя к уроку.)

3. Беседа

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей? (Ответы учеников.)

Весна в жизни зверей. Лесные звери не любят попадаться на глаза человеку, тем более весной, когда у них рождаются детеныши.

— Рассмотрите рисунок на с. 88 учебника. Кто на нем изображен? (Медведица с медвежатами, белка с бельчатами, лиса несет в зубах лисенка.)

— Почему у большинства животных детеныши появляются весной или в начале лета? (Есть корм для малышей.)

— Почему белка не такая рыжая, как бельчата? (Не успела перелинять.)

— А кто еще из животных меняет весной цвет? (Заяц-беляк становится серым.)

— Кто из уже знакомых нам лесных зверей не изображен на рисунке? (Ежи, кабаны, лоси, волки, бурундуки, ласки, летучие мыши.)

— Кто из животных впадал зимой в спячку?

— Как вы думаете, чем они прежде всего начинают заниматься весной? (Начинают разыскивать корм.)

— Посмотрим, что же они едят весной.

(Учитель читает текст «Весна в жизни зверей» на с. 88 учебника.)

Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жуков, разрывают муравейники и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выискивает дупла с лесными пчелами и достает оттуда мед, ест траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей, оленей и пасущиеся стада домашних животных.

Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а также разоряет гнезда уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.

V. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 48)

Ответ: грач, скворец, жаворонок, зяблик, ласточка, стриж.

— Объясните, почему птицы прилетают именно в такой последовательности.

Задание 2 (с. 48)

— Прочитайте и выполните задание.

Задание 3 (с. 48—49)

Ответ: летучие мыши питаются насекомыми, а ранней весной их еще мало.

VII. Рефлексия

Игра «Разговор животных»

— Пофантазируйте, какие разговоры ведут между собой животные — родители и их детеныши. Разыграйте сценки из весенней жизни зверей.

(Как вариант учитель может предложить ученикам разыграть сказки В. Зотова. См. материал для учителя к уроку.)

— Что нового вы узнали? Расскажите.

— Что показалось вам интересным?

VIII. Подведение итогов урока

— Расскажите, как перелетные птицы возвращаются весной на родину.

— Какие изменения происходят весной в жизни зверей? (Линька, рождение детенышей.)

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 89 учебника.

Если учитель располагает временем, на уроке можно разучить предлагаемую в рубрике «Поиграем!» на с. 89 учебника якутскую игру «Тыытыгын». Если же на уроке времени не хватает, в эту игру дети могут поиграть на перемене.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 86—89), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 89).

2. Выполнить задание 4 (с. 49) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Птицы - наши друзья

Если у человека поднялась температура до 38°, его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41 —42° дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо.

Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 — обедал да еще ужинал бы 20 раз!

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе. Пусть синица-садовница берет яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведет порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

По Н. Надеждиной

Кряква

— Ква-а-а, здравствуй, Утка-Кряква! — поздоровалась Лягушка с водоплавающей птицей буроватого цвета.

— Кря-кря, доброе утро! Зачем это ты к нам в гости пожаловала?

— Прыгала, прыгала. Вижу — гнездо, вот и решила с тобой поговорить.

— Я смотрю, икры, которую ты весной откладывала, уже в помине нет. Вместо нее головастики плавают, — сказала птица.

— Пройдет немного времени, из них маленькие лягушата вырастут, — Лягушка уставилась своими выпуклыми глазами на Утку. — А ты все в гнезде сидишь, яйца насиживаешь?

Кряква улыбнулась и ответила:

— Скоро ведь и у меня малыши появятся, а пока сижу на яйцах, своим теплом их согреваю.

— Какое хорошее гнездо ты себе построила! — Лягушка подплыла поближе к птице. — Пухом его выстлала. Все на заросших озерах да на мокрых травянистых лугах и болотах дом свой делаете.

— Почему, можем построить гнездо недалеко от воды в густых зарослях травы, в кустах или под валежником.

— Ква-а-а! Смотри, как разнырялся, — Лягушка показала на самца Утки-Кряквы, которого называют Селезнем.

— Он не просто ныряет. Так он кормится, — пояснила птица. — Достает со дна водные растения, насекомых и их личинки.

— Красавец у тебя Селезень. Черная с зеленым отливом голова, черное надхвостье, клюв желтый, а лапы оранжевые.

— Что верно, то верно, — довольная похвалой, кивнула Кряква.

— Ну ладно. Поговорила с тобой, пойду дальше, подружку свою навещу, — квакнула пучеглазая и нырнула в воду.

Синица

— Никак не пойму: почему вас называют синицами? — спросила Белка у сидевшей на ветке птицы. — Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видела.

— А ты лучше послушай, как я разговариваю, — ответила желтогрудая птица с черной головкой, — и сразу догадаешься.

«Си-си-си», — услышал зверек.

Птица громко попискивала, будто сама себя называла.

— Теперь понятно, за что вас синицами назвали, — улыбнулась Белка.

Летом птица питается насекомыми, которых в это время года много.

— А зимой в лесу нам очень плохо, — жалуется Синица. — Одни семена растений отыскать можно, да около Дятла удается поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отрывает.

Сытой птице и сильный мороз не очень страшен. Ну а когда Синица голодная, то ее и маленький морозец погубить может. Вот и летят птицы поближе к человеку, чтобы прокормиться. Кто сала кусочек привяжет, кто семечек или крошек насыплет. Не боятся синицы человека и говорят ему за его доброту: «Спасибо!»

Но вот наступает долгожданное тепло. Уже ранней весной синицы начинают подыскивать место для своего будущего гнезда.

— Вот так радость! — пищит желтогрудая. — Нашли прекрасное готовое, сухое и теплое дупло. Спасибо Дятлу!

Синицы ищут готовое дупло. Как только найдут, принимаются за работу. Тащат в него пушинки, траву и разнообразные перышки. Вьют птицы гнездо, укладывают на его дно мягкую подстилку.

— Синицы — птицы многодетные, — вступила в разговор Сорока. — Подумать только: десять, а то и четырнадцать яиц откладывают они в гнездо.

— Яйца-то не пищат, — поддакивает ей другая длиннохвостая, — а как только появятся птенцы, родители с ног сбиваются. По триста—четыреста раз с рассвета до заката прилетают кормить детенышей.

Дней через двадцать оперившиеся птенцы покидают гнездо, садятся на ветки и жалобно попискивают. Большие, а отыскивать себе еду еще не умеют. И заботливые родители продолжают первое время их кормить. Птенцы окрепнут, научатся летать и начнут корм добывать сами.

Не успеют мама и папа отдохнуть, как у них появляется новая забота. Синицы выводят птенцов дважды за лето. Снова в гнезде отложены яйца. И снова родители выкармливают птенцов, оберегают их от опасности, согревают.

Пройдет немного времени, и эти молодые птицы подрастут и тоже вылетят из гнезда. Теперь они будут кочевать вместе с родителями по лесу дружной стайкой и распевать, как их мама и папа, — «си-си-си».

Лягушка

Кое-где в лесу еще не растаял снег. По влажной земле не спеша, еле- еле прыгает только что пробудившаяся от зимнего сна травяная Лягушка.

— За царевичем, наверное, идешь? — прожужжала пролетающая мимо нее Пчела.

— Ква-а-а! Сказки все это, будто я стрелу Ивана-царевича нашла, — Лягушка прыгнула на кочку. — Лужу или озеро ищу, икру отложить хочу.

— И что же из этой икры получится? — Пчела уселась на цветок мать- и-мачехи.

— Как что? Сначала выведутся головастики, из них вырастут лягушата, которые потом станут большими лягушками.

— Вот теперь мне все понятно, — прожужжало насекомое. — А ведь я могу тебе помочь. Я только что пролетала над чудесным болотом, вот там и отложи свою икру. Оно тут недалеко. Хочешь, покажу?

Полевка

— Запомните раз и навсегда, — начала объяснять Полевка своим малышам. — Из норы нужно выходить очень осторожно. Оглядеться, прислушаться.

Зверек, очень похожий на лесную мышь, только с покрытым густыми волосами коротким хвостом, посмотрел на маленьких полевок: все ли внимательно слушают.

— Далеко от норы убегать не надо, - продолжала мама. — Когда дом близко, легче скрыться от врагов.

— Мамочка, неужели на нас может кто-нибудь напасть? — спросил один из малышей.

— Конечно, может. Та же рыжая Лисица. Вы не смотрите, что эта плутовка красива. Если учует, что полевкой пахнет, тогда нам несдобровать. Соболь, горностай, куница, да много других обитателей леса, кто не прочь на нас поохотиться.

Мама еще долго учила своих малышей. Скоро они покинут гнездо, которое Полевка обычно устраивает под прошлогодней травой или среди корней деревьев, и начнут самостоятельную жизнь.

Они будут искать и есть семена хвойных деревьев, почки, листья, ягоды, будут прокладывать канавки. Полевки, как и мыши, зимой не спят. Поэтому зверьки бегают под снегом по проложенным канавкам и питаются побегами трав, корой деревьев и кустарников.

Еж

— Здравствуй, Еж Ежович, — засмеялся Заяц. — Какой же ты колобок, ты самый обыкновенный Еж.

— А разве я не похож на колобка? Смотри, — Еж свернулся в клубок. — Только колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.

— Как это волосы? — удивился серый.

— Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок. Я ими защищаюсь от врагов, — объяснил колючий колобок. — Только моя мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью.

— Правда, кое-кто моих иголок не боится, — с сожалением вздохнул Ежик.

— Неужели кому-то не страшно уколоться? — удивился Зайка.

— Ночью для меня опасен филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуей. Поэтому мои иголки ему и нестрашны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасения нет.

— Ничего не понимаю, — замотал головой Заяц. — Но у лисы-то на лапах никакой прочной чешуи нет.

— Э-э-э, друг. Лиса ведь хитрая. Она осторожно подкатывает меня лапой к берегу лесного болотца или лужицы и сбрасывает в воду. Вот ты в воде можешь лежать и мокнуть?

— Не-е-т, — протянул Заяц и с неприязнью посмотрел на лужу, которая была недалеко от них.

— Вот и я тоже не могу. В воде распрямляю спину, вытягиваю мордочку и плыву к берегу, а...

— Все понял, — перебил его серый. — А лиса тут как тут и тебя поджидает.

— Зато в битве с гадюкой я всегда выхожу победителем! - с гордостью сказал Еж.

— Мы, ежи, к зиме накопим жир, найдем себе убежище в густых кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой среди лесного хвороста, и впадем в глубокую спячку...

...Пройдет зима, и весной, уже в апреле, у ежихи появляются ежата. Слепые, с мягкими белесыми иголками. Она заботится о них, выкармливает молоком. Сначала малыши живут в гнезде, которое напоминает шалаш из сухих листьев, хвороста и мха. Все лето они вместе с мамой. А потом, поздней осенью, ежата покидают дом, начинают жить самостоятельно...

— Весной посмотришь на наших маленьких ежат, — зверек с иголками сорвал спелую земляничку, — какие они крохотные, беспомощные... да что говорить. Лучше один раз самому увидеть, чем несколько раз услышать.

— Это правда, — согласился Заяц. — Ну что же, мне пора. До свидания, Еж Ежович!

— До вечера, — улыбнулся Еж и поспешил в лесную чащу.

Рекомендуем посмотреть:

Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!