Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в неживой природе. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зима в неживой природе»

Цель: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обобщать и систематизировать свои наблюдения над зимними природными явлениями; узнают форму снежинок; запомнят дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись «Вальса снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», репродукция картины Ф. Васильева «Оттепель», распечатки отрывка из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника» и рассказа Н. Надеждиной «Снежные слова», динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца, фотографии зимних пейзажей и зимних природных явлений (оттепель, наст, гололедица, изморозь).

Примечание: заранее подготовленный ученик рассказывает о снежинках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Расскажите, что вы узнали о старинной школе.

(Рассказ можно вести от имени кукол-помощников. Начать его можно так: «Я учусь в старинной школе. Начало занятий...»)

— День памяти какого святого христиане отмечают 19 декабря? Чем знаменит этот святой?

— Как определить температуру воздуха зимой?

— Расскажите сказку про животных. Прочитайте пословицу, выражающую смысл сказки.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись «Вальса снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».)

— Какое настроение навевает такая музыка?

— Как воспринимал зимнюю природу П.И. Чайковский? Сегодня на уроке мы будем говорить о неживой природе зимой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 12 учебника.)

— По своим наблюдениям с помощью плана расскажите, что изменилось в природе с наступлением зимы. В своих рассказах используйте выражения из сказки Г. Скребицкого.

План

1. Облачность.

2. Температура воздуха.

3. Осадки.

4. Ветер.

5. Водоемы.

(В помощь ученикам учитель раздает распечатки отрывка из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника». См. материал для учителя к уроку.)

Зима в неживой природе. Зима. Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Водоемы скованы льдом. Замерзла почва.

(Учитель показывает фотографии зимних пейзажей.)

— Почему зимой температура воздуха ниже, чем осенью? (Ответы учеников.)

Изменение температуры воздуха зимой в сторону похолодания зависит от наклона оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты ее вращения вокруг Солнца.

(Учитель демонстрирует динамическую модель вращения Земли вокруг Солнца.)

Ось вращения Земли наклонена в сторону Солнца, в Северном полушарии лето, так как лучи Солнца падают почти отвесно и лучше прогревают земную атмосферу и поверхность нашей планеты. Когда в своем движении по орбите Земля доходит до того положения, когда ось ее вращения отклонена в сторону, противоположную Солнцу, то его лучи скользят по поверхности Земли, плохо прогревают атмосферу и наступает зима.

— Откройте рабочие тетради на с. 9. Назовите самую низкую температуру воздуха за неделю. (Ответы учеников.)

В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко.

(Учитель вешает на доску таблицу со схемой движения Солнца по небосводу, либо рассматривают подобную схему в задании 1 на с. 8 рабочей тетради.)

И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи — все длиннее и длиннее, пока наконец не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния. Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота.

— Откройте учебники на с. 14. Прочитайте статью «Странички народного календаря».

— Объясните, как вы понимаете народные присловья. (Ответы учеников.)

Самым характерным явлением в России зимой является выпадение осадков в виде снега.

— Что такое снег? (Это замерзший водяной пар.)

— Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Снежинки - это кристаллы льда, точнее, сростки кристалликов льда — иголочек и пластинок. Высоко в небе плавают перистые облака, состоящие из множества таких кристалликов. Кристаллики растут, превращаются в снежинки, тяжелеют и целыми стаями устремляются вниз. Идет снег.

— Если нет ветра, то как летят снежинки? (Тихо, плавно, медленно.)

— Если снег летит отдельными снежинками, то их можно рассмотреть, поймав на руку в варежке. Посмотрим нас. 14 учебника, как могут выглядеть снежинки. Прочитайте текст.

— Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? (Снежинки — звезды с шестью лучами.)

— Как образуются снежные хлопья? (Если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья.)

— Как называется такое падение снега? (Снегопад.)

— Послушайте рассказ о снеге Н. Надеждиной «Снежные слова».

(Учитель раздает детям распечатки текста. См. материал для учителя к уроку.)

— Какие описания свойств снега вы услышали?

— Запишите слова в столбик.

хлопья            пороша

крупка             вьюга

поземка          буран

— Почему разные виды снегопада так называются? Объясните. (Хлопья — это несколько снежинок, которые слиплись на лету. Крупка — это снежинки в виде маленьких твердых шариков. Поземка — это низовая метель, когда снег струится по земле. Пороша — свежий, только что выпавший снег.)

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о снежинках. См. материал для учителя к уроку.)

2. Сообщения учащихся

Снег. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупка.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью тела ломаются звездочки и лучи.

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

По В. Архангельскому

— Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)

— Если снег идет при ветре, как называется это погодное явление? (Метель, вьюга, буран, пурга.)

(Учитель показывает фотографии природных явлений, о которых рассказывает.)

3. Работа по учебнику

С. 120

— Рассмотрите репродукцию картины Ф. Васильева «Оттепель». Что вы видите на картине? (Ранняя весна, тающий снег, который превращается в липкую грязь, пасмурное небо, одинокие фигурки усталых пешеходов.)

— Хочется грустить или радоваться, глядя на картину? (Ответы учеников.)

— Что хотел нам рассказать художник своей картиной? (Даже такая печальная и грустная природа по-своему красива: линии, которые очерчивают холмы, пригорки, деревья, края дороги, певучие и мягкие, тусклые краски нежные, поля просторные.)

— Что такое оттепель? (Среди зимы температура воздуха поднимается выше 0°. Снег подтаивает, становится липким, влажным.)

В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы, — это глобальное (всемирное) потепление климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить корку наста и задохнулись.

— После оттепели оттаявшая вода и снег замерзают, на дорогах образуется... (гололедица).

— Чем опасен гололед для пешеходов и водителей машин? (Можно поскользнуться, упасть, получить травму. Машинам на скользкой дороге сложно тормозить, поэтому перебегать дорогу перед транспортом нельзя.)

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке.

(Учитель читает на с. 121 учебника отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».)

— Откройте рабочие тетради на с. 9. Расскажите, какие природные явления вы наблюдали. В какой день это было? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок —

Получается снежок.

Мы деревья побелили —

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 8)

— Прочитайте, ответьте на вопрос.

Задание 2 (с. 8)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 3 (с. 8)

— Выполните задание.

— Сравните результаты осенних и зимних наблюдений.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отгадывают загадки в рубрике «Отгадаем» на с. 15 учебника. Затем отвечают на вопросы в рубрике «Подумаем!».)

VIII. Подведение итогов урока

— Почему зимой понижается температура воздуха?

— Назовите зимние природные явления.

— Прочитаем вывод на с. 15 учебника.

Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 12—15), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 15).

Материал для учителя

Четыре художника

(отрывок)

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

Хорошая получилась картина зимнего леса!

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом все кругом еще краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Г. Скребицкий

Снежные слова

Если снежинки слипаются налету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!

Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.

Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель — поземка.

Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег — это вьюга.

Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря — буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно.

Н. Надеждина

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»

Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива

Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!