Цель: углубить представление о том, как учились дети в старину.
Планируемые результаты: учащиеся узнают несколько зимних народных примет на погоду; научатся объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость, рассказывать о персонажах картин А.И. Морозова и братьев-художников А.П. и С.П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений, своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, репродукции картин А.И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (фрагмент), А.П. и С.П. Ткачевых «В субботний день».
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Назовите зимние месяцы по порядку.
— Какие старинные названия зимних месяцев вы запомнили? (Учитель проводит фотовыставку работ учащихся о зимнем городе.)
III. Самоопределение к деятельности
— Здравствуйте, дети! Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила.
- Хорошо ли заточены перья?
- Прошу вас запомнить, что из-за каждой-кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!
(Учитель дает ученикам время отреагировать на неожиданное начало занятия.)
- Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало нашей встречи?
- Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?
- Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе?
Сегодня на уроке будем говорить о зиме — времени науки и сказок.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Старинная школа. В старину детей начинали учить грамоте со дня святого пророка Наума Грамотника, 14 декабря.
- Как вы думаете, почему занятия начинались в декабре, а не в сентябре? (Дети помогали родителям в уборке урожая, в подготовке к зиме.)
- Почему именно святого Наума народ выбрал покровителем учения? (Из-за созвучия имени Наум слову «ум».)
В классах было по 6—12 человек. Писали дети на бересте (березовой коре) или на покрытых пчелиным воском дощечках.
В старинной школе не было ни уроков, ни перемен. Учились с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики пообедали. Сидели ученики вместе, но у каждого из них было отдельное задание в зависимости от того, что он уже научился делать. Одни читали, другие учили буквы, третьи писали — все это проговаривали вслух. Такой стоял шум! Недаром есть пословица: «Азбуку Учат — на всю избу кричат».
Оценок в школе не ставили. Проверит задание учитель: выполнил — иди домой, нет — принимай наказание (порол плеткой или розгами). Наказывали за неаккуратность, за шалости.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Бэ, как Аз да Буки
Вэ, как Веди, Гэ — Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали —
Из гусиного крыла!
Н. Кончаловская
2. Работа по учебнику
С. 8
— Прочитайте текст.
— Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
— А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье?
— Посмотрите на изображение иконы святого Наума. На кого он похож? (Похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя.)
— А теперь давайте переведем взгляд на картину А.И. Морозова внизу.
— Где находится школа? (Это обыкновенная деревенская изба, посреди нее стол, на лавках вокруг стола сидят ученики.)
— Давайте определим, кто здесь учитель.
— Сколько детей в классе?
— Кого больше — мальчиков или девочек?
— Если попробовать «послушать» картину, что мы услышим?
— Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? (Дети босоногие, волосы завязаны бечевкой.)
— Какое время года изображено на картине? Какая погода на улице?
С. 9
— А теперь давайте-ка поучимся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассмотрите картину замечательных художников, братьев Ткачевых на с. 9. Она называется «В субботний день».
(Ученики рассматривают картину.)
— Можно ли понять, куда идут люди? (Люди идут в баню: в руках таз и веник.)
— Кто они друг другу? (Отец и сын идут за руку. Обычно в баню вместе ходят близкие родственники.)
— Какое у них настроение? (Бодрое, так как на улице легкий мороз.)
— Давно ли лег снег? (Снег выпал недавно, мальчик оставляет следы.)
— А можем ли мы примерно определить температуру воздуха? (Ответы учеников.)
— Теперь внимательно послушайте народную примету.
Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом — мороз на улице ниже 10°. А когда дым стелется по ветру, температура немного ниже 0°.
— Какая температура воздуха на улице? (Мороз ниже 10°. Дым из труб поднимается вверх столбом.)
3. Рассказ учителя
День-погодоуказатель. Теперь обратимся к одному из важных дней-погодоуказателей. Народ издавна привязывал свои наблюдения за погодой к дням памяти святителя Николая — любимого святого и в России, и в целом мире. Всмотритесь в икону святого Николая. Она написана теплыми красками. Святого Николая даже называют в народе, как родного, близкого, любимого человека, — Никола.
Согласно легенде давным-давно в городе Мира (сейчас это территория Турции) жил юноша Николай. Он был единственный и любимый сын богатых родителей, но рано осиротел. Однажды он узнал, что одна красивая, но бедная девушка не может выйти замуж, так как у нее нет приданого. «У меня есть все, чего я только пожелаю. А где-то страдают люди», — подумал Николай. Он взял нужную сумму, ночью пробрался к дому девушки и подбросил мешочек с золотыми монетами ей в окно. Наутро по городу прошел слух, что к девушке приходил ангел небесный.
Юноша стал совершать много хороших дел для бедных горожан, оставаясь совершенно незамеченным. Он приносил игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.
Николай стал священником, а потом и епископом города Миры.
Во времена гонений на христиан Николай попал в тюрьму, где был 8 лет. Но даже там, несмотря на пытки и страдания, он продолжал рассказывать людям о Христе.
Священник Николай заслужил своим милосердием награду у Бога. Церковное предание до сего дня сохранило много свидетельств о добрых делах святого Николая.
Так, один из случаев, который дошел до нас, говорит о паломничестве в Иерусалим, когда Николай Чудотворец молитвой смог успокоить разбушевавшееся море. Также по его молитве вдруг ожил матрос, который упал с мачты и разбился насмерть.
После смерти епископа Николая стали происходить удивительные вещи. Больные, приходившие на его могилу, исцелялись. Дети, которые весь год хорошо себя вели, получали от него сладости. После всех этих чудес Николай был причислен к лику святых.
В народе говорят: «Декабрь зиму начинает, год кончает», «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Считают, что главные морозы в декабре приходятся на 19 декабря — день святого Николая. Радуются земледельцы трескучим Никольским морозам и примечают: «Если Николин день холодный — к урожаю».
4. Работа по учебнику
С. 10
Зима — время сказок. Зима — это время не только науки, но и сказок.
— Посмотрите, герои какой сказки в виде пальчиковых кукол изображены рядом с темой урока на с. 8 учебника. {«Маша и медведь».)
Михайло Потапыч несет в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давайте-ка сядем потеснее, поуютнее — так, как это бывало зимними вечерами в старинных домах. Вот и покатился наш волшебный клубочек. Полилась сказка. Послушаем ее!
(Учитель усаживает учеников в круг или полукругом и читает даргинскую сказку «Скупясь, не сбережешь» на с. 10 учебника.) I
— Объясните смысл этой сказки.
— Вспомните сказку «Два жадных медвежонка». Давайте разыграем ее с помощью кукол-помощниц и нарисованного на бумаге куска сыра.
— Сравним сказки «Скупясь, не сбережешь» и «Два жадныхJ медвежонка». Чем они похожи и чем отличаются? (Обе скажи о жадности и скупости, сказки разных народов.)
V. Физкультминутка
Не боимся мы пороши —
Ловим снег.
(Хлопок в ладоши.)
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 6)
— Прочитайте текст.
— 19 декабря — зимний день-погодоуказатель. А когда бывает весенний?
— Какие приметы на урожай вы запомнили?
— Запишите свои наблюдения.
Задание 2 (с. 6)
— Запишите народные приметы на урожай.
• Иней в новогоднюю ночь - к урожаю проса.
• Под старый Новый год (13 января) ночь звездная - к обилию гороха.
• Частые северные ветры в феврале — к хорошему урожаю.
• Снег лег на замерзшую землю — к богатому урожаю зерновых.
• Зимой деревья часто в инее стоят — лето принесет много хлеба.
• Снежная зима — к высокой траве.
• Большие сосульки на исходе зимы — к урожаю овощей. (Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 11 учебника.)
VII. Рефлексия
— Закончите предложения.
• Зима — хорошее время для... (учения и сказок).
• Народные приметы и сказки учат нас... (мудрости и добру).
VIII. Подведение итогов урока
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Назовем самое главное.
— Когда в старину начинали учиться? Почему?
— Кто помогал детям в учении?
— По каким приметам можно определить зимой температуру воздуха?
— Прочитаем выводы нас. 11 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 8—11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 11).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 6—7) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Нет комментариев. Ваш будет первым!