Цели: дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; запомнят положение созвездий Большая Медведица, Малая Медведица весной.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», аудиозапись «Звездного вальса» (муз. И.О. Дунаевского), рисунок-схема созвездий Большая и Малая Медведица, Кассиопея, Лев, изображения героев греческих мифов (Андромеда, Персей, Медуза горгона, Пегас).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
- На какие месяцы года приходятся праздники встречи весны по народному календарю?
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись «Звездного вальса» И.О. Дунаевского.)
— Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем говорить о звездном небе весной.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 70 учебника. Учитель показывает расположение созвездий Большая Медведица и Малая Медведица на осеннем, зимнем и весеннем небе с помощью мультимедийной проекции или рисунка.)
— Остались ли на прежнем месте звезды ковша Большой Медведицы? (Нет, зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а весной — вправо.)
— Остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда)? {Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы.)
Оказывается, во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам.
— От чего зависит изменение сезонов, когда за летом следует осень, за осенью — зима, за зимой — весна, а за весной - лето? (Ответы учеников.)
Правильно, от вращения Земли вокруг Солнца. Мы, жители Земли, путешествуем во Вселенной вместе с планетой, и у нас меняется точка обзора.
(Для демонстрации этих слов учитель вызывает к доске двух учеников, а третьего просит обойти вокруг них и сказать, кто из них находится справа, а кто - слева в зависимости от того, откуда он смотрит на них.)
(Далее ученики работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 73 учебника.)
Ответ: Полярная звезда расположена на небе вблизи Северного полюса. Поэтому она, как и Северный полюс, остается на месте.
— Продолжим линию, с помощью которой мы нашли Полярную звезду. Эта «дорожка» приведет нас к созвездию- которое называется Кассиопея.
2. Работа по учебнику
С. 71
— Откройте учебники на с. 71. Весной созвездие Кассиопея похоже на перевернутую букву М, растянутую за «ножки», или латинскую букву W.
— Рассмотрите схему в учебнике. Как созвездие Большая Медведица помогает отыскать на небе созвездие Кассиопея?
Вот как об этом созвездии рассказывает легенда. Древние греки создали миф о том, что когда-то, в незапамятные времена, у эфиопского царя Цефея была красавица жена, царица Кассиопея, которая хвасталась своей красотой в присутствии дочерей бога моря Посейдона. Они пожаловались отцу, и тот напустил на Эфиопию морское чудовище. Чтобы откупиться, Цефею пришлось отдать на растерзание чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале, и она ожидала гибели. В это время мимо пролетал на крылатом коне Пегасе греческий герой Персей. Он возвращался после свершения одного из своих подвигов. (На краю света жили три страшные женщины — горгоны, вместо волос у которых были шевелящиеся змеи, а их взгляд превращал все живое в камень. Персей изловчился и отсек голову одной из них, по имени Медуза. Из разрубленной шеи Медузы вылетел крылатый конь Пегас. Персей вскочил на него и улетел от оставшихся двух горгон.) Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, к которой уже двигалось чудовище. Персей направил на него леденящий взгляд мертвой головы Медузы, и чудовище превратилось в остров, а Персей освободил девушку, привел ее к отцу и женился на ней. После смерти (герои не были бессмертными, как боги) все они превратились в созвездия. Так появились на небе созвездие Цефей рядом с Кассиопеей и невдалеке — созвездия Андромеда, Персей и Пегас.
Важно помнить, что и созвездие Кассиопея совершает круг в течение года — и вокруг своей «оси», и вокруг Полярной звезды.
— Отгадайте загадку.
Его уважают за храбрость и силу.
Он издавна власти, могущества символ.
Роскошная грива подобна короне,
Он в мире зверей восседает на троне.
С семейством своим терпелив он и нежен.
Конфликт же с самцом-чужаком неизбежен.
Под сенью деревьев он днем отдыхает,
Лениво за прайдом своим наблюдает.
А ночью, когда в небе звезды заблещут,
От рыка его все в округе трепещут.
Никто не хотел бы навлечь его гнев.
Зовут африканского хищника... (лев).
Ж. Синючкова
— Как вы думаете, есть ли связь между царем зверей и звездным небом? (Ответы учеников.)
На противоположной стороне весеннего неба тоже все изменилось по сравнению с зимой. Появилось созвездие Лев. Самая яркая звезда этого созвездия называется Регул, в переводе с латинского «царь». Созвездие находится к югу от Большой Медведицы. Надо провести «дорожку» от крайних звезд ковша влево. Там, на звездном небе, находится фигура, похожая на утюг. Это и есть созвездие Лев.
Про созвездие сложено несколько мифов и легенд. По одной из них, это тот лев из Немейского леса, которого убил Геракл. По другой — лев помещен Юпитером на небо за то, что он царь зверей.
С. 72
— Рассмотрите схему. Найдите несколько звезд, расположенных по изогнутой линии. Это созвездие Лев.
— Узнайте с помощью атласа-определителя названия созвездий. Как называются их главные звезды?
V. Физкультминутка
В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы должны луну достать.
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять —
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь —
Чтоб луна светила всем.
VI. Закрепление изученного материала
Задание 1 (с. 38)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
VII. Рефлексия
— Придумайте сказку о созвездиях весеннего неба.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие знакомые вам созвездия можно найти на небе весной.
— Чем интересно созвездие Кассиопея?
— Чем интересно созвездие Лев?
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.) (Один из учеников читает вывод на с. 73 учебника.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 70—73), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 73).
2. Выполнить задания 2, 3 (с. 38—39) в рабочей тетради.
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо осенью. УМК «Перспектива»
Урок по окружающему миру, 2 класс. Осень в неживой природе. Перспектива
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Экологический календарь. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Народный календарь. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!