Цель: научить решать логические задачи, искать связи между элементами, выделять лишние условия и недостающие условия.
Решение задач.
Задача 1. Составь все всевозможные равенства из чисел а, b, с.
Решение. а = b, а = с, b = с.
Задача 2. Для Вани, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками.
Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Какие пироги они выберут? (Объяснить решение с использованием таблицы.)
Решение.
|
Рис |
Капуста |
Яблоки |
Ваня |
|
- |
|
Толя |
|
|
|
Миша |
|
- |
- |
Ответ: Толя выберет пирог с капустой, Миша - с рисом, Ваня - с яблоками.
Задача 3. В кругу сидят Иванов, Петров, Карпов и Марков. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей.
Известно, что:
1) Иванов не Алексей и не Андрей;
2) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
3) Карпов не Сергей и не Алексей;
4) Петров сидит между Карповым и Андреем.
Кто есть кто?
Решение.
|
Андрей |
Сергей |
Тимофей |
Алексей |
Иванов |
- |
|
|
- |
Петров |
- |
|
|
|
Карпов |
- |
- |
|
- |
Марков |
|
- |
- |
|
Ответ: получим, что Марков - Андрей, Петров - Алексей, Иванов - Сергей, Карпов - Тимофей.
Задача 4. Летела стая гусей, а навстречу гусак.
- Здравствуйте, 20 гусей!
- Нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да и ты с нами, тогда нас было бы 20.
Сколько было гусей?
Решение.
1) 20-1-3 = 16 (г.)
2) 16 : 2 = 8(г.)
Ответ: 8 гусей.
Задача 5. Пять человек сидят за круглым столом. По очереди каждый из них говорит: «Оба мои соседа, слева и справа, - лжецы». Известно, что лжецы всегда лгут, а остальные всегда говорят правду. Кроме того, все знают, являются ли лжецами их соседи.
Сколько лжецов за столом?
Ответ: за столом 3 лжеца.
Задача 6. На острове живут 2 племени: правдолюбы и лгуны, и часто ходят друг к другу в гости. Правдолюбы всегда говорят правду; а лгуны постоянно врут. Путешественник, приехавший на остров, встречает одного из местных. Какой вопрос он должен задать, чтобы определить, в каком племени он находится?
Ответ: он должен спросить: «Ты из этого племени?». Если в ответ услышит «нет», то он в племени лгунов, а если «да» - то в племени правдолюбов.
Задача 7. Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома.
Так как три дома нельзя было разделить на 5 частей, то их взяли три старших брата, а меньшим за то выделили деньги. Каждый из трех братьев заплатил по 800 рублей, меньшие братья разделили эти деньги между собой, и тогда у всех стало поровну.
Много ли стоит один дом?
Решение.
1) 800 • 3 = 2400 (р.) - получили младшие братья;
2) 2400 : 2 = 1200 (р.) - доля каждого брата;
3) 1200 • 5 = 6000 (р.) - сумма всего наследства;
4) 6000 : 3 = 2000 (р.) - стоит каждый дом.
Ответ: 2000 рублей.
Задача 8. Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Скорость одного из них была 15 км/ч, а другого - 10 км/ч.
Вместе с первым велосипедистом выбежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго, собака повернула обратно и побежала навстречу первому велосипедисту. Встретив первого, она снова повернула. Собака бегала между велосипедистами до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Сколько км пробежала собака?
Решение.
1) 15 + 10 = 25 (км/ч) - скорость сближения;
2) 100 : 25 = 4 (ч) - время движения;
3) 20 • 4 = 80 (км) - пробежала собака.
Ответ: 80 км.
Домашнее задание:
Задача 1. Пятеро друзей выясняли, какой сегодня день недели. Андрей сказал: «Позавчера была пятница». Володя сказал: «Послезавтра будет вторник». Сережа сказал: «Вчера была суббота». Дима сказал: «Завтра будет понедельник». Егор сказал: «Сегодня четверг».
Один из мальчиков ошибся. Как его зовут?
Задача 2. Встретились три мальчика. Познакомились. Оказалось, что их фамилии - Белов, Чернов и Рыжов. «Вы только посмотрите, - воскликнул Белов, - у одного из нас волосы белые, у другого черные, а у третьего - рыжие, но ни у кого цвет волос не совпадает с тем, на который указывает его фамилия».
- Ты прав! - ответил ему черноволосый мальчик.
Определите цвет волос каждого мальчика.
Факультатив по математике, 4 класс. Задачи на переливание
Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Решение задач и уравнений
Факультатив по математике, 4 класс. Решение текстовых задач
Задачи на принцип Дирихле 4 класс с решением
Факультатив по математике, 4 класс. Решение задач на чётность
Нет комментариев. Ваш будет первым!