Звучит музыка.
Учитель. Жизнь развивалась своим путём. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens – человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки...
Эпиграфом нашего урока станут слова К. Г. Паустовского: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
Беседа.
- Что такое «экологический кризис?»
- В чём его причины?
- Можно ли его предотвратить?
- Какие пути выхода из экологического кризиса вы бы могли предложить?
Сообщение темы, цели, основных вопросов урока.
Класс делится на группы «специалистов», каждая из которых получает свое задание.
Группы «специалистов»:
- метеорологи;
- гидробиологи;
- агрономы;
- биологи;
- врачи;
- юристы.
В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, которая есть на доске и в тетрадях:
Оболочки Земли |
Проблемы |
Законодательство |
Атмосфера Гидросфера Литосфера |
|
|
Из зала «представители прессы» задают вопросы, на которые специалисты отвечают.
Вопросы для метеорологов:
Что такое атмосфера?
Какие источники загрязнения атмосферы вы знаете?
Какие источники загрязнения воздуха существуют в нашем районе?
Назовите мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.
Вопросы для гидробиологов:
Что такое гидросфера?
Назовите причины загрязнения водной среды.
Каково состояние питьевой воды в нашем регионе?
Пути решения проблемы загрязнения пресных вод.
Вопросы для агрономов:
Что такое литосфера?
Какой вред человек наносит почве в процессе производственной деятельности?
Пути решения проблемы загрязнения почвы.
Вопросы для биологов:
Как влияет окружающая среда на живые организмы?
Что такое Красная книга? Для чего она создана?
Вопросы для врачей:
Как влияет на организм человека окружающая среда? Статистические данные о заболеваниях детей нашего региона. Ваши советы по укреплению и охране здоровья.
Вопросы для юристов:
Почему возникла необходимость в создании законодательства об охране окружающей среды?
Основные законодательные акты по охране атмосферы, литосферы, гидросферы, растений и животных.
Как защитить своё право на жизнь?
Подведение итогов.
Метеорологи:
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов; регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой обитания всех наземных организмов.
Человек повышает температуру атмосферы путём сожжения огромного количества угля, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе содержания углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице: свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но не дает теплу уходить обратно в космос. Это повышает температуру атмосферы – создается парниковый эффект.
В атмосферу попадают вещества, которые являются источником разрушения озонового слоя. В воздухе иногда зависают тучи вредных газов, которые образуются в результате работы сотен котельных. Это так называемый «чёрный» и «белый» смог.
Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоты, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают кислотными дождями.
Гидробиологи:
Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.
Экологические функции воды: вода – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде осуществляются основные жизненные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, средой обитания для огромного числа организмов, важным источником природных ресурсов питания человека.
Загрязнение вод:
- физическое – вследствие увеличения содержания в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);
- химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.
Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности водоемов нерастворимую пленку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.
Агрономы:
Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли, которая включает земную кору и часть верхней мантии Земли.
Экологическое значение: на поверхности Земли живет большая часть растений, почвы являются основным условием для получения продуктов питания, источником полезных ископаемых.
Важным условием сохранения плодородия почвы является мелиорация; большой вред сельскому хозяйству наносит водная и ветровая эрозия.
Биологи: см. учебник биологии 10-11 кл.
Врачи:
80-90% раковых заболеваний возникают вследствие загрязнения окружающей среды. В результате экологического кризиса резко возросла детская заболеваемость, чаще рождаются дети-калеки, умственно отсталые, мертвые дети.
Юристы:
Одним из важных мероприятий по охране редких и исчезающих видов растений и животных является создание ботанических садов, заказников, заповедников, дендропарков, Красной книги.
Ролевая игра по биологии, 7 класс
Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс
Игра по ботанике 6 класс с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!