Цели: повторить и закрепить знания об эволюции человека, полученные на уроках биологии; рассмотреть разные подходы к проблеме; воспитывать и развивать детей в эстетическом плане; формировать умения логически мыслить и делать умозаключения.
Ведущий.
Текли стремительно года.
Сменяясь быстро век за веком.
И вдруг однажды навсегда
Горилла стала человеком.
Легко по нивам и горам
Прошел он твердою походкой,
Впоследствии на радость нам
Он стал красивым, сильным, ловким.
Потом он овладел огнем.
Легко всему учились руки.
И постепенно день за днем
Он посвятил себе науку.
В итоге он развился так:
Ему все можно, все понятно.
Но вот при жизни этой как
Не стать гориллою обратно?
Автор: Олег Ткаченко
Но все ли великие умы человечества считают, что человек произошел от обезьяноподобного предка? На сегодняшний день существует еще несколько альтернативных теорий, освещающих эту проблему.
Участники литературного вечера делают сообщения о других теориях происхождения человека (теория креационизма, теория происхождения человека от неземных цивилизаций и т. д.), подтверждая свои выступления видеосюжетами (фильмы о божественном начале человека, о работе уфологов и т. д.), после чего следует обсуждение этих выступлений, возможна дискуссия на данные темы. Дискуссию контролирует и направляет организатор и ведущий вечера.
Ведущий.
Молодцы! Мы много знаем!
Чарльза Дарвина встречаем!
Вносят портрет Ч. Дарвина.
Вызывает восхищение его эволюционное учение!
Пытается ученый нас в том убедить,
Изменяемость видов имеет место быть.
Движет процессом естественный отбор,
О нем мы сегодня ведем разговор.
Движущими силами эволюционного процесса (по Ч. Дарвину) являются:
• Наследственная изменчивость.
• Борьба за существование.
• Естественный отбор.
Участник вечера делает сообщение об изменении цвета крыльев у бабочек пядениц. В результате развития промышленности Лондона стволы деревьев потемнели и выжили бабочки, у которых в результате мутации крылья приобрели более темную окраску, этот признак закрепился благодаря наследственности, и появился новый вид бабочек с темными крыльями. Здесь необходимо акцентировать внимание на значении естественного отбора для эволюции. Естественный отбор опирается на борьбу за существование (появляется таблица, где перечислены формы борьбы за существование).
• Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды.
• Внутривидовая борьба.
• Межвидовая борьба.
Ведущий.
• А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Уж больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней... (С. Есенин)
Какая форма здесь борьбы?
Ответьте поскорей.
(Борьба с неблагоприятными условиями.)
• Ветви рогов сплелись,
В поединке.
Бьются два сильных самца -
Два оленя.
Робко, из леса глядит, молодая
Самка оленя, со взглядом печальным...
Мы видим, что и здесь «война» идет. Еще какая!
Наверное, жестче нет борьбы, чем ... (внутривидовая).
• А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки –
И стали колкими глаза,
И выросли иголки. (А. Марков.)
Здесь особи разных видов
За выживание борются.
Поэтому у ежика иголки
Очень уж больно колются.
Идет борьба меж видами. Поэтому такая
Борьба и называется... (межвидовая).
В результате борьбы за выживание сильнейший выживает и получает право на оставление потомства, передавая свой генотип по наследству.
По теории Ч. Дарвина из обезьяноподобных предков в ходе длительного эволюционного процесса появился новый вид - Homo sapiens.
Первый мост
...И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом - добыча,
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...
Себе, представив на мгновение
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он.
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведен.
И вдруг - голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье, -
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба утер усталой –
Уже не лапой, а рукой.
Вадим Шефнер
Далее идет обсуждение теории Ф. Энгельса о роли труда в эволюции человека. И учащиеся делают вывод о многообразии теорий происхождения человека. О справедливости эволюционной теории.
Участник вечера читает стихотворение.
Древнее свидание
В далекую эру родной земли,
Когда наши древние прародители,
Ходили в нарядах пещерных жителей,
То дальше инстинктов они не шли.
А мир красотой полыхал такою,
Что было немыслимо совместить
Дикое варварство с красотою,
Кто-то должен был победить.
И вот когда буйствовала весна
И в небе взвивалась заря крылатая,
К берегу тихо пришла она –
Статная, смуглая и косматая.
И так клокотала земля вокруг
В щебете, в радостной невесомости,
Что дева склонилась к воде и вдруг
Смутилась собственной обнаженности.
Шкуру медвежью с плеча сняла,
Кроила, мучилась, примеряла,
Тут припустила, там забрала,
Надела, взглянула и замерла:
Ну, словно бы сразу другою стала!
Волосы взбила густой волной,
На шею повесила, как игрушку,
Большую радужную ракушку
И чисто умылась в воде речной.
И тут волосат и могуч, как лев,
Парень шагнул из глуши зеленой,
Увидел подругу и, онемев,
Даже зажмурился, потрясенный.
Она же, взглянув на него несмело,
Не рявкнула весело в тишине
И даже не треснула по спине,
А, нежно потупившись, покраснела...
Что-то неясное совершалось...
Он мозг неподатливый напрягал,
Затылок доскребывал и не знал,
Что это женственность зарождалась.
Но вот в ослепительном озаренье
Он быстро вскарабкался на курган,
Сорвал золотой, как рассвет, тюльпан
И положил на ее колени.
И, что-то теряя привычно - злое,
Не бросился к ней без тепла сердец,
Как сделали б дед его и отец,
А мягко погладил ее рукою.
Затем, что-то ласковое ворча,
Впервые не дик и совсем не груб,
Коснулся губами ее плеча
И в изумленье раскрытых губ...
Она пораженно заволновалась,
Заплакала, радостно засмеялась,
Прижалась к нему и не знала, смеясь,
Что это на свете любовь родилась.
Эдуард Асадов
В конце мероприятия участники подводят итоги и делают выводы о том, что самое главное - как в современном мире сохранить те человеческие качества, которые в нас заложены.
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Игра «Умники и умницы» по биологии, 10-11 класс
Игра путешествие по биологии для 8 класса
Внеклассное мероприятие по биологии для 10-11 класса. Театрализованное представление
Нет комментариев. Ваш будет первым!