Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек

Учебно-методическая статья по теме: Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек

Автор: Скрипкина Ирина Валерьевна, учитель физики и математики МОУ Большекошинская средняя общеобразовательная школа Селижаровского района Тверской области

Описание работы: Эта статья может быть полезна учителям физики, работающим в 7-9 классах по программам различных авторов. В ней приведены примеры домашних опытов и экспериментов, проводимых с помощью детских игрушек, а также качественные и экспериментальные задачи, в том числе и с решениями, распределенные по классам обучения. Материалом данной статьи могут воспользоваться и сами обучающиеся 7-9 классов, имеющие повышенный познавательный интерес и желание к проведению самостоятельных исследований в домашних условиях.

Введение. При обучении физике, как известно, большое значение имеет демонстрационный и лабораторный эксперимент, яркий и впечатляющий, он воздействует на чувства детей, возбуждает интерес к изучаемому. Для создания интереса к урокам физики, особенно в младших классах, можно, например, демонстрировать на уроках детские игрушки, которые часто проще в обращении и эффективнее, чем демонстрационное и лабораторное оборудование. Использование детских игрушек приносит большую пользу, т.к. они позволяют очень наглядно, на знакомых с детства объектах демонстрировать не только те или иные физические явления, но и проявление физических законов в окружающем мире и их применение.

При изучении некоторых тем игрушки будут почти единственными наглядными пособиями. Методика применения игрушек на уроках физике подчиняется требованиям, предъявляемым к различным видам школьного эксперимента:

1. Игрушка должна быть красочной, но без ненужных для опыта деталей. Все второстепенные детали, не имеющие принципиального значения в данном опыте, не должны отвлекать внимания учащихся и потому их либо нужно закрыть, либо сделать менее заметными.

2. Игрушка должна быть знакомой учащимся, т.к. повышенный интерес к конструкции игрушки может заслонить суть самой демонстрации.

3. Следует заботиться о наглядности и выразительности опытов. Для этого нужно выбирать игрушки наиболее просто и наглядно демонстрирующие данное явление.

4. Опыт должен быть убедительным, не содержать не относящихся к данному вопросу явлений и не давать повода к неправильному толкованию.

Игрушки могут быть использованы при проведении любого этапа учебного занятия: при объяснении нового материала, при фронтальном эксперименте, решении задач и закреплении материала, но наиболее целесообразным, на мой взгляд, является использование игрушек в домашних экспериментах, самостоятельных исследовательских работах. Применение игрушек помогает увеличить количество домашних опытов и исследовательских работ, что несомненно способствует выработке экспериментальных навыков и создает условия для творческой работы над изучаемым материалом, при котором главное усилие направлено не на запоминание того, что написано в учебнике, а на постановку эксперимента и обдумывание его результата. Опыты с игрушками будут для учащихся одновременно и учёбой и игрой, причём такой игрой, которая непременно требует усилия мысли.

Рисунки к материалу

Рисунок 1

 

Рисунок 2

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Светлана Владимировна Некрасова # 26 декабря 2014 в 07:30 0
Ирина Валерьевна! Ваш методический материал очень понравился. Опыты с простыми игрушками разработаны для каждого класса по разным темам. Еще раз убеждаемся в том, что организовать демонстрационные опыты по физике можно на простых предметах и явлениях. Спасибо! С новым годом!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:57 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 13:24 0
Спасибо за разработанный конспект по современной инновации. Еще раз убеждаемся в том, что организовать демонстрационные опыты по физике можно на простых предметах и явлениях. Спасибо
Анастасия Юрьевна Кузнецова # 23 сентября 2015 в 16:22 0
Ирина Валерьевна, спасибо за материал! Буду использовать на уроках. Простые примеры помогут объяснить сложные для понимания школьников явления.
Ольга Александровна Новикова # 5 октября 2015 в 12:58 0
Отличный материал. Я тоже использую игрушки (скорость заводного автомобиля, электро-конструктор). Ребятам очень нравятся такие работы. Многие учителя жалуются, что у них нет оборудования для проведения лабораторных работ, а эта работа подтверждает идею, что для обучения ребят физике не так уж и много надо: желание и игрушка...Спасибо за статью.
Жанна Викторовна Клюшина # 7 декабря 2015 в 19:02 0
Спасибо, Ирина Валерьевна, за интересные идеи. Ведь для успешного изучения предмета надо увлечь, заинтересовать ребят. И сделать это необходимо в самом начале изучения предмета. На уроках с обучающимися 7-х классов, да и не только 7 - х, обязательно буду использовать ваши интересные идеи, а также для творческого домашнего задания.В наше время при недостатке лабораторного оборудования - это так необходимо. Детям не только надо говорить, что физика вокруг нас, но и постоянно доказывать это. Спасибо за материал.
Ольга Николаевна Сабылина # 9 января 2016 в 12:56 0
Действительно, по многим темам можно предложить наглядное применение законов физики с помощью игрушек. Это намного интереснее, чем обычные задачи, только думаю, в этом возрасте уже дома игрушек нет. Спасибо за интересные задания.
Ольга Ивановна Шелепова # 11 августа 2016 в 14:04 0
Ирина Валерьевна,спасибо за подборку заданий. Всегда такие задания применяешь,есть у кажжого учителя их целый арсенал. Но. хочется проявить уважение к тем педагогам,которые систематизируют накопленный материал и представляют его коллегам.Спасибо.
Надежда Александровна Лоскунина # 10 октября 2016 в 20:13 0
Хочу отметить для себя вашу работу. Вы абсолютно правы. Наглядность в изучении физики облегчает усвоение предмета. И в этом смысле использование детских игрушек - это отличная находка.
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 19:27 0
Ирина Валерьевна,извините, если комментарий будет не в унисон с остальными.Хотелось бы конкретно знать какие опыты проводить с игрушками,как получить ученику нужный вам результат.А здесь лишь общие слова.Или сами описания где-то в другом месте?Ещё раз прошу прощения за такой комментарий.
Елена Гелиевна Коптяева # 3 июля 2018 в 22:57 0
Статья меня заинтересовала. Сама часто применяю в работе детские игрушки. Даже собрала в школе небольшую "коллекцию". Даже в старших классах применяю, но редко.
Елена Александровна Качмашева # 15 января 2019 в 20:01 0
Ирина Валерьевна, спасибо за материал! Эта статья актуальна в современном образовании. Сейчас необходимо мотивировать учащихся к изучению физики. Развивать исследовательские умения, раскрывать познавательный интерес к фундаментальной науке через привычные ребятам детские игрушки, учить видеть виды физических явлений и составлять задачи.
Наталья Петровна Успенская # 24 июля 2020 в 10:44 0
Интересен материал ученикам и старших классов, подобный приём я использую на уроках при создании проблемной ситуации, а также при установлении причинно-следственных связей. Можно заглянуть в старый сундук своей бабушки и там найти много интересного для нас и наших учеников.