Внеурочное мероприятие по географии, 7-8 класс. Конспект

Урок-игра по географии «Население нашей области»

Цель: закрепить знания о населении области; развивать познавательную активность, формировать интерес к предмету, умение вести дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Формируются две команды, выбирается капитан. Готовится игровое поле, которое состоит из 9 квадратов. Квадраты подписываются названиями заданий: 1. Кто больше? 2. Вам слово. 3. Что это? Где это? 4. Объяснимо и факт. 5. Блицтурнир. 6. Мой дом. 7. Домашнее задание. 8. Куда мы едем... 9. Угадай. Готовится 9 конвертов, в которые вкладываются по две карточки с вопросами, и 9 бумажных знаков «х» и «о».

Ход игры

I. Организационная часть.

На магнитную доску крепится игровое поле и выставляются конверты с заданиями. Команды называются «х» и «о». Первой играет команда «х», которая выбирает квадрат, на котором она будет играть. Время, отведенное на выполнение задания, указывается в карточке. После его выполнения жюри выносит решение, кто выиграл. Выигравшая команда прикрепляет свой знак в квадрат и выбирает следующее задание.

II. Выполнение игровых заданий.

1. Кто больше.

От каждой команды выходят по одному ученику к карте области, по очереди называют национальность и показывают на карте, где живет народ этой национальности. Побеждает та команда, которая назовет больше национальностей и правильно покажет их расположение на карте.

2. Вам слово.

Задание. Подготовить за одну минуту небольшое сообщение на тему:

а) Предложите ваши мероприятия, чтобы молодежь оставалась в деревне.

б) В чем плюсы и минусы городского и сельского образа жизни?

3. Что это? Где это?

Ведущий зачитывает каждой группе описание какого-либо народа, проживающего на территории области. На обдумывание ответа отводится 30 секунд.

а) У этих людей светлая кожа, глаза голубого, серого, зеленого цвета. В народном творчестве часто воспевают березу. (Русские, россияне.)

б) У этих людей желтоватый цвет кожи. Глаза карие, имеющие сужение по краям. Живут в основном в Заволжье нашего края. (Казахи.)

4. Объяснимо и факт.

Время обсуждения - 1 минута.

а) Назовите районы области, имеющие высокую и низкую плотность населения. Объясните причины этих различий?

б) Назовите сгустки городских поселений и объясните их образование.

5. Блицтурнир.

Ведущий поочередно задает каждой команде вопросы. Время обдумывания - 5 секунд.

1) Какова численность населения Волгоградской области? (2702,5 тыс. человек.)

2) Что такое воспроизводство населения? (Соотношение процессов смертности и рождаемости.)

3) Чему равна средняя плотность населения области? (24 человека на кв. км.)

4) Какое население преобладает в области? (Городское - 75 %>.)

5) Назовите второй по численности населения город области. (Волжский.)

6) В каких районах области наибольшая плотность населения? (В Городищенском и Среднеахтубинском, 22-26 человек на кв. км.)

7) В области преобладает русское население. Какие народы проживают еще на территории области? (Татары, казахи, калмыки, башкиры, армяне, чеченцы, украинцы, немцы.)

8) Сколько городов насчитывается в нашей области? (19 городов и 25 поселков городского типа.)

9) Назовите причины, влияющие на увеличение численности населения области. (Миграция, в том числе из неспокойных районов и стран ближнего зарубежья.)

10) Назовите соотношение женского и мужского населения в нашей области. (На 1000 женщин приходится 888 мужчин.)

6. Мой дом.

Подготовить ответы на вопросы. Время обдумывания - 1 минута.

а) Область - это казачий край. Как это проявляется в их жилищах?

б) Чем отличаются строения в городах и сельской местности? В чем проявляется их своеобразие?

7. Домашнее задание.

Ребята задают противоположной команде по одному вопросу, которые заранее приготовили дома. Время на обсуждение - 1 минута.

8. Куда мы едем...

Отвечают на вопросы. Время обсуждения - 30 секунд.

а) Как миграция населения в нашей области воздействует на жизнь общества?

б) С чем связано, что в последнее время увеличился отток населения в сельскую местность?

9. Угадай!

Задание. Определите по описанию, о каком городе области идет речь.

Время обсуждения - 30 секунд.

а) Город областного подчинения. Расположен на северо-востоке от Волгограда. Был крепостью, сооруженной по Указу Петра Первого. Древнее название - Дмитриеве. Сейчас современный город, где функционируют хлопчатобумажный комбинат, крановый завод, драматический театр, краеведческий музей. (Камышин.)

б) Первое название этого районного города - станица Усть-Медведицкая. Современное название связано с именем известного

в стране писателя. Знаменит крупнейшим в области женским монастырем. (Серафимович.)

в) Город на севере нашей области. Столица казаков. На его территории расположена самая древняя в Нижнем Поволжье Покровская церковь. Город знаменит пуховыми платками и памятником «Козы». (Урюпинск.)

г) Город стал знаменит во время Сталинградской битвы. Этот город принял самый ожесточенный удар немецкой армии Э. Манштейна. Шли ожесточенные бои. Советские войска нанесли сокрушительный удар и перешли в контрнаступление. Сейчас это центр сельскохозяйственного развития. (Котелъниково.)

III. Подведение итогов.

Определяется команда-победительница, выставляются результаты, отмечаются самые интересные, нестандартные ответы.

Автор: Мaринa Евгeньeвнa Сeргeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

План-конспект урока географии 6 класс

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!