Цель: закрепить знания о населении области; развивать познавательную активность, формировать интерес к предмету, умение вести дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Формируются две команды, выбирается капитан. Готовится игровое поле, которое состоит из 9 квадратов. Квадраты подписываются названиями заданий: 1. Кто больше? 2. Вам слово. 3. Что это? Где это? 4. Объяснимо и факт. 5. Блицтурнир. 6. Мой дом. 7. Домашнее задание. 8. Куда мы едем... 9. Угадай. Готовится 9 конвертов, в которые вкладываются по две карточки с вопросами, и 9 бумажных знаков «х» и «о».
I. Организационная часть.
На магнитную доску крепится игровое поле и выставляются конверты с заданиями. Команды называются «х» и «о». Первой играет команда «х», которая выбирает квадрат, на котором она будет играть. Время, отведенное на выполнение задания, указывается в карточке. После его выполнения жюри выносит решение, кто выиграл. Выигравшая команда прикрепляет свой знак в квадрат и выбирает следующее задание.
II. Выполнение игровых заданий.
1. Кто больше.
От каждой команды выходят по одному ученику к карте области, по очереди называют национальность и показывают на карте, где живет народ этой национальности. Побеждает та команда, которая назовет больше национальностей и правильно покажет их расположение на карте.
2. Вам слово.
Задание. Подготовить за одну минуту небольшое сообщение на тему:
а) Предложите ваши мероприятия, чтобы молодежь оставалась в деревне.
б) В чем плюсы и минусы городского и сельского образа жизни?
3. Что это? Где это?
Ведущий зачитывает каждой группе описание какого-либо народа, проживающего на территории области. На обдумывание ответа отводится 30 секунд.
а) У этих людей светлая кожа, глаза голубого, серого, зеленого цвета. В народном творчестве часто воспевают березу. (Русские, россияне.)
б) У этих людей желтоватый цвет кожи. Глаза карие, имеющие сужение по краям. Живут в основном в Заволжье нашего края. (Казахи.)
4. Объяснимо и факт.
Время обсуждения - 1 минута.
а) Назовите районы области, имеющие высокую и низкую плотность населения. Объясните причины этих различий?
б) Назовите сгустки городских поселений и объясните их образование.
5. Блицтурнир.
Ведущий поочередно задает каждой команде вопросы. Время обдумывания - 5 секунд.
1) Какова численность населения Волгоградской области? (2702,5 тыс. человек.)
2) Что такое воспроизводство населения? (Соотношение процессов смертности и рождаемости.)
3) Чему равна средняя плотность населения области? (24 человека на кв. км.)
4) Какое население преобладает в области? (Городское - 75 %>.)
5) Назовите второй по численности населения город области. (Волжский.)
6) В каких районах области наибольшая плотность населения? (В Городищенском и Среднеахтубинском, 22-26 человек на кв. км.)
7) В области преобладает русское население. Какие народы проживают еще на территории области? (Татары, казахи, калмыки, башкиры, армяне, чеченцы, украинцы, немцы.)
8) Сколько городов насчитывается в нашей области? (19 городов и 25 поселков городского типа.)
9) Назовите причины, влияющие на увеличение численности населения области. (Миграция, в том числе из неспокойных районов и стран ближнего зарубежья.)
10) Назовите соотношение женского и мужского населения в нашей области. (На 1000 женщин приходится 888 мужчин.)
6. Мой дом.
Подготовить ответы на вопросы. Время обдумывания - 1 минута.
а) Область - это казачий край. Как это проявляется в их жилищах?
б) Чем отличаются строения в городах и сельской местности? В чем проявляется их своеобразие?
7. Домашнее задание.
Ребята задают противоположной команде по одному вопросу, которые заранее приготовили дома. Время на обсуждение - 1 минута.
8. Куда мы едем...
Отвечают на вопросы. Время обсуждения - 30 секунд.
а) Как миграция населения в нашей области воздействует на жизнь общества?
б) С чем связано, что в последнее время увеличился отток населения в сельскую местность?
9. Угадай!
Задание. Определите по описанию, о каком городе области идет речь.
Время обсуждения - 30 секунд.
а) Город областного подчинения. Расположен на северо-востоке от Волгограда. Был крепостью, сооруженной по Указу Петра Первого. Древнее название - Дмитриеве. Сейчас современный город, где функционируют хлопчатобумажный комбинат, крановый завод, драматический театр, краеведческий музей. (Камышин.)
б) Первое название этого районного города - станица Усть-Медведицкая. Современное название связано с именем известного
в стране писателя. Знаменит крупнейшим в области женским монастырем. (Серафимович.)
в) Город на севере нашей области. Столица казаков. На его территории расположена самая древняя в Нижнем Поволжье Покровская церковь. Город знаменит пуховыми платками и памятником «Козы». (Урюпинск.)
г) Город стал знаменит во время Сталинградской битвы. Этот город принял самый ожесточенный удар немецкой армии Э. Манштейна. Шли ожесточенные бои. Советские войска нанесли сокрушительный удар и перешли в контрнаступление. Сейчас это центр сельскохозяйственного развития. (Котелъниково.)
III. Подведение итогов.
Определяется команда-победительница, выставляются результаты, отмечаются самые интересные, нестандартные ответы.
Автор: Мaринa Евгeньeвнa Сeргeeвa
План-конспект урока географии 6 класс
Конспект урока географии в 8 классе
Программа элективного курса по географии для 9 класса
Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс
Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»
Нет комментариев. Ваш будет первым!