Тип дома «Свитчер». Образован сочетанием двух простых прямоугольных объемов.
Архитекторы часто используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф ‘Ren’ , означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае.
Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т.д.
Сочетание различных объемов.
Объемы и их сочетания влияют на образный характер постройки на функциональность и художественную красоту.
Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации.
По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.
Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий.
Ребята как вы думаете, что такое модуль в архитектуре?
Модуль (от лат. modulus — мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины. Модулем сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве модуля используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя так называемый линейный модуль.
В массовом типовом строительстве многообразие форм достигается не за счет создания неповторимых конструкций, а за счет оригинальности сочетания одинаковых, точнее единообразных элементов - модулей.
III . Практическая работа
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов, одинаковых по величине или подобных друг другу по пропорциям.
Задание первое предполагает создание объемно-пространственной композиций. Это одно из важнейших заданий учебного года, так как в процессе выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. От понятий «точка», «линия» и «плоскость» учащиеся переходят к понятиям «поверхность», «объем» и «пространство». Плоскость листа (полоски) бумаги, скручиваясь, превращается в объемное тело цилиндра или конуса, а согнутая резкими гранями, она становится кубом, призмой или пирамидой. Задание, цель которого — соединение объемных форм в единый архитектурный облик.
Во втором задании рассматривается модуль как основа цельности в конструкции. Учащимся предлагается, сделать эскизный макет дома, состоящего из одинаковых, подобных элементов (модулей). Выполняя это задание, ученики на практике познакомятся с таким важным для архитектурно-дизайнерской деятельности понятием, как унификация. Надо сказать, что все дети с ним уже в какой-то степени знакомы, поскольку все складывали кубики, играли в «Конструктор». Однако теперь они должны сами придумать унифицированные элементы и применить их в своих постройках.
Модули можно изготовить из бумаги или из любого другого материала.
IV. Подведение итогов.
Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных макетах.
V. Завершение урока и задание на дом.
В конце урока сообщить учащимся, что эту работу они продолжат на следующем уроке. Чтобы было легче справиться с заданием, предложить дома выполнить модули из любого материала. Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо делать работу. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
Литература:
1. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы: учеб. для общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.
2. Гуров Г.Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы
3. Е.Б. Громова. Модуль Сакрального пространства. В книге: Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004, с. 27-35.
4. Б.М.Неменский, “Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.
5. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы” Программы, Москва, 2010 г.
6. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”.
7. Большая Советская Энциклопедия - энциклопедия БСЭ
8. Методологические проблемы исследований архитектурной формы. В кн. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии», М.Стройиздат.1990 (из реферата на тему Архитектурные формы).
Рекомендуем посмотреть:
Техника японской живописи суми-ё
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву
Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»