Конкурсы

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Тип дома «Свитчер». Образован сочетанием двух простых прямоугольных объемов.

Архитекторы часто используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф ‘Ren’ , означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае.

Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т.д.

Сочетание различных объемов.

Объемы и их сочетания влияют на образный характер постройки на функциональность и художественную красоту.

Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации.

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.

Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий.

Ребята как вы думаете, что такое модуль в архитектуре?

Модуль (от лат. modulus — мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины. Модулем сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве модуля используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя так называемый линейный модуль.

В массовом типовом строительстве многообразие форм достигается не за  счет создания неповторимых конструкций, а за счет оригинальности сочетания одинаковых, точнее единообразных элементов - модулей.

III . Практическая работа

Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание спосо­бом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникно­вения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов, одинаковых  по величине или подобных друг другу по пропорциям.

Задание первое предполагает создание объемно-пространственной композиций. Это одно из важнейших заданий  учебного года, так как в процессе  выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. От понятий «точка», «линия» и «плоскость» учащиеся переходят к понятиям «поверхность», «объем» и «пространство». Плоскость листа (полоски) бумаги, скручиваясь, превращается в объемное тело цилиндра или конуса, а согнутая резкими гранями, она становится кубом, призмой или пирамидой.  Задание, цель которого — соединение объемных форм в единый архитектурный облик.

Во втором задании рассматривается модуль как основа цельности в конструкции. Учащимся предлагается,  сделать эскизный макет дома, состоящего из одинаковых, подобных  элементов (модулей). Выполняя это задание, ученики на практике познакомятся с таким важным для архитектурно-дизайнерской деятельности понятием, как унификация. Надо сказать, что все дети с ним уже в какой-то степени знакомы, поскольку все складывали кубики, играли в «Конструктор». Однако теперь они должны сами придумать унифицированные элементы и применить их в своих постройках.

Модули можно изготовить из бумаги или из любого другого материала.    

IV. Подведение итогов.

Выбрать хорошую работу, похвалить автора. Объяснить ученикам, что верно и что ошибочно в остальных макетах.

V. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщить учащимся, что эту работу они продолжат на следующем уроке. Чтобы было легче справиться с заданием, предложить дома выполнить модули из любого  материала. Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо делать работу. После урока учащиеся приводят класс в порядок.

 Литература:

1. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы: учеб. для  общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.

2. Гуров Г.Е., Питерских А. С.  Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы

3. Е.Б. Громова. Модуль Сакрального пространства. В книге: Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004, с. 27-35.

4. Б.М.Неменский, “Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.

5. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы” Программы, Москва, 2010 г.

6. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”.

7. Большая Советская Энциклопедия - энциклопедия БСЭ

8. Методологические проблемы исследований архитектурной формы. В кн. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии», М.Стройиздат.1990  (из реферата на тему Архитектурные формы).

Рекомендуем посмотреть:

Техника японской живописи суми-ё

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»

Страницы: 1 2
Александр Семенович Жбанов # 4 февраля 2014 в 13:47 +5
Я считаю уроки ИЗО в 8 классе по данному разделу очень сложными, но Вы смогли разработать конспект урока на "отлично" Огромный материал, богатая наглядность. Спасибо за труд!
Елена Юрьевна Кокорина # 16 мая 2014 в 18:59 +1
Венера Наилевна, Вы подготовили очень хороший конспект урока по данной теме. Я согласна с Александром Семеновичем, что "дизайн и архитектура" не простая тема для учеников 8 класса. Вы прекрасно справились с теоретической частью и подобрали превосходный наглядный материал по теме. Голосую +1 и беру в закладки. Еще раз СПАСИБО!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 28 июня 2014 в 21:30 +1
Венера Наилевна, у вас подобран очень интерестный материа. Я с учениками 7- 9 классов таже прохожу эти темы на уроках изо и мхк. Дизайн это тема очень близка нашей современной молодеже и они с удовольствием включаются в процесс обсуждения и творческого процесса. У меня тоже есть разработки на эту тему, надеюсь, что в скором времени смого их разместить на сайте.Удачи и творческих успехов.
Александра Юрьевна Баскатова # 3 июля 2014 в 23:54 +1
Интересно подобранный материал. Архитектура выбрана для примера разнообразная и необычная. Хорошо , что сделан акцент на форму предметов. Не была поставлена конкретная цель данного урока, чем овладеют, узнают обучающие на уроке. А вот задачи были написаны под целью. Урок получился насыщенный и увлекательный. Урок сделан на отлично! Творческих успехов!!!
Марина Константиновна Курьянович # 14 августа 2014 в 07:03 +1
Здравствуйте, Венера Наилевна. Отличная разработка урока, интересный, хорошо подобранный материал. Спасибо!
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 19:49 0
Архитектура - это застывшая музыка.
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 26 октября 2014 в 12:46 0
Очень сложно проводить уроки ИЗО в 8-9 классах. Во-первых, материал очень сложный, во-вторых, не все ученики в этом возрасте хотят рисовать. Спасибо за помощь! Интересный материал, прекрасно подобранный видеоряд и посильное задание. Еще раз благодарю!
Лариса Клавдиевна Некрасова # 29 ноября 2014 в 10:26 0
Спасибо за предоставленный урок, работая с детьми такого возраста очень сложно заинтересовать их очень сильно. И Ваш зрительный ряд и правильность построения урока говорит о высоком мастерстве.
Татьяна Александровна Южанина # 11 июня 2015 в 00:45 0
Интересный и познавательный материал. взяла себе в закладки. Спасибо!
Татьяна Викторовна Серебренникова # 15 августа 2015 в 14:10 0
Моим ученикам очень нравятся темы дизайна и архитектуры, поэтому стараюсь разнообразить наглядный материал. Возьму вашу наглядность к себе на уроки))
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 28 октября 2015 в 22:40 0
Отличный урок. Педагог, используя такой материал, несомненно сможет заинтересовать всех учащихся. Тема архитектуры сложная,времени отводится не много. Поэтому так ценен такой практический опыт.При наличии интерактивной доски у учителя есть еще больше возможности осветить эту тему, давая задания "построить здание" из готовых фрагментов, продемонстрировать возможности 3Д-конструктора, используемого архитекторами для воплощения в жизнь своих идей. В презентацию можно было бы добавить портреты известных архитекторов разных эпох... В заключении хочется отметить профессиональное изложение материала, что свидетельствует о том, что автор владеет учебным материалом и обучающими методиками. Спасибо, сразу захотелось тоже что-нибудь "построить". Удачи!
Айгуль Салаватовна Даминева # 30 октября 2015 в 13:31 0
такой интересный материал! замечательный построен ход занятия! богатый материал! мне как педагогу по дизайну очень понравилось! модули это же актуально сейчас! спасибо!
Ирина Александровна Коротенко # 12 ноября 2015 в 19:12 0
Материал урок очень актуальный, т.к. тема архитектуры - одна из самых сложных, что отмечают многие учителя в комментариях. Требуется много времени для подготовки к урокам, подбора иллюстративного ряда. Поэтому большое спасибо автору за то, что он с легкостью делится своими наработками.
Ольга Станиславовна Средина # 2 февраля 2016 в 19:35 0
Прочла с большим интересом. Архитектура - застывшая музыка. И к этой музыке вы подобрали прекрасный иллюстративный материал. Думаю, подготовка была серьезная и результаты тоже.
Елена Николаевна Глямшина # 23 февраля 2016 в 16:52 0
Моим ученикам очень нравятся темы дизайна и архитектуры, поэтому стараюсь разнообразить наглядный материал. Возьму вашу наглядность к себе на урок. Спасибо!
Юлия Александровна Овсиенко # 24 февраля 2016 в 10:01 0
очень интересный и актуальный материал! Обязательно буду использовать в своей работе
Екатерина Витальевна Кривенец # 11 октября 2017 в 15:20 0
Огромное спасибо, вообще программа Б.М Неменского - великолепна! я этот урок возьму на заметку.
Руфина Николаевна Смирнова # 22 ноября 2017 в 11:26 0
Большое спасибо! Обязательно использую на уроке!
Светлана Николаевна Костромина # 28 марта 2018 в 11:16 0
Хороший конспект! мне очень понравилось его содержание, доступное, понятное, наглядное!
Черногаева Марина # 27 ноября 2018 в 14:38 0
Да, в старших классах преподавание ИЗО вызывает трудности, не знаешь чем удивить и заинтересовать подростков. Ваша разработка очень поможет по данной теме. Спасибо!