Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся со значением приставок ПРЕ- и ПРИ-, изучить особенности их написания.
2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский:
• слово учителя;
• выразительное чтение;
• задания исследовательского характера.
Оборудование: телеграмма, рисунок с изображением друзей Пре- и При-, плакат-схема о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, листы со словами для проведения эстафеты, памятка.
Примечание. Для подготовки урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-. Урок начинается с того, что учитель сообщает детям о полученной накануне телеграмме.
Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы.
Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее.
Пр..бываем в Волгоград на поезде, преходящем ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30, если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем пр..ступитъ к работе.
Пр..клоняем колени, с пламенным
пр.. ветом пр.. ставки Пре- и При-.
Учитель. А который час? (Смотрит на часы.) С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, и, наверное, решили помочь.
Стук в дверь, заходят Пре- и При-.
Пре-. Здравствуйте, ребята!
При-. Приветствуем вас всех!
Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.
Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.
Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.
При-. Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут.
Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель. Это вы хорошо придумали. Ну что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к приставкам) продолжите.
Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу, Пре- и При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу, активизируя внимание учащихся на себе.
Учитель.
Прекрасная погода,
Приятели мои,
Два неразлучных друга –
Приставки ПРЕ- и ПРИ- -
Пришли гулять на площадь,
Где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
При-.
ПРЕ- - парень преспокойный.
И презабавный ПРЕ-,
Пре-.
А ПРИ- - приятель скромный,
Придворный паж, поэт.
При-.
Коль на пути преграда,
Не унывает ПРЕ-,
Преодолеет сразу.
Где ПРЕ- - всегда успех.
Пре-.
А ПРИ- спешить не будет.
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет,
Приставит стул и - прыг.
При-. ПРЕ- чуть преувеличит.
Пре-. ПРИ- приуменьшить рад.
При-. ПРЕ- прерывает песню.
Пре-. ПРИ- припевает в лад.
Учитель.
Такие вот ребята-
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Учитель. Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого - своя задача. Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике. (Зачитывают правило правописания приставок.)
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-) |
Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-) |
Учитель. А сейчас посмотрите на доску. (Показывает плакат, где схематично изображено правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ-.) Давайте дополним этот плакат вашими примерами.
Учащиеся называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где ПРЕ- и ПРИ- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т. д.
Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель дает согласие.)
При-. Все очень просто. У нас специально для вас заготовлены два листочка со словами. Играть будем по вариантам. Первый вариант, поднимите руку, - это команда Пре-, а второй вариант - моя команда, приставки При-. Игра чем-то напоминает эстафету. На листе перепутались слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
Пре-. Мало того, они так перепутались, что даже потеряли нужные буквы. Ваша задача - расставить буквы по своим местам.
При-. Каждая команда в списке слов должна найти свое слово и вписать в него нужную букву (И или Е). Если это команда приставки ПРЕ-, то все ее участники отыскивают слова с этой приставкой. Команда ПРИ- ищет соответственно слова с приставкой ПРИ-.
Пре-. Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках. Все ли понятно?
Начинается эстафета. «Приставки» следят за выполнением задания, но не подсказывают, а лишь помогают передать лист с одного ряда на другой. (См. примерный вариант подобного задания командной эстафеты на с. 133.) Состязание заканчивается, определяется победившая команда игроков.
Учитель. Мне эта игра напомнила о вашей телеграмме. Быть может, и оттуда буквы неспроста исчезли. Вы, наверное, таким образом хотели поиграть с ребятами? Ну что ж, мне кажется, теперь ребята достаточно знают и смогут самостоятельно восстановить текст телеграммы.
Перепишите телеграмму к себе в тетрадь, впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.
Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.
При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили тему. А нам пора!
Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
Памятка
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться
Иль преградить пути,
Здесь мы везде напишем
Приставку...
Все вместе: ПРЕ-.
При-.
С приставкой ПРИ- приблизим,
Приклеим и пришьём.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесём.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврём,
Расставим по порядку
И сядем отдохнём.
Учитель. Спасибо вам, друзья. Нам это очень пригодится. Интересно было с вами общаться. Ребята, а вам понравилось?
Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Мария Николаевна Дуркина # 19 ноября 2021 в 14:35 0 | ||
|