Цели:
- систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы «Имя прилагательное»;
- уметь отличать прилагательное от других частей речи;
- определять его морфологические признаки;
- применять орфографические правила.
Учитель. Итак, позади уроки, где вы знакомились с именем прилагательным. Общаясь с этой красивой частью речи, мы узнали о ней много нового, стали грамотнее. Каждое новое сведение, каждое правило, как вы теперь уже знаете, - это остановки в большом городе, имя которому - Прилагательное.
- Ну, а в какой стране живет Прилагательное?
- В Морфологии!
- Верно! Сегодня мы покидаем г. Прилагательное, а значит, прощаемся с нашими добрыми друзьями - орфограммами. Их «лица», я надеюсь, мы будем помнить всегда, мы их узнаем в любом городе. На каждой улице мы сделаем остановку.
Остановка первая: «Визитная карточка имени прилагательного».
- Кто откроет карточку? (Дается определение прилагательного, называются его морфологические признаки, синтаксическая роль.)
Остановка вторая: «Да будет мир и согласие!»
- Посмотрите, что за ссора... В чем дело? Что случилось?
Мистер Глубокий, баронесса Глубже, господин Глубочайший никак не найдут общего языка. Какие-то упреки, амбиции...Пожалуй, обстановку надо нормализовать, конфликтовать крайне неприлично таким почтенным людям. Может быть, посоветуете, что предпринять?
Остановка третья: «Третий лишний».
- А здесь знакомая, любимая с детства игра - «Третий лишний». Кто же лишний? Почему?
1) Звонкий, точный, золотой.
2) Деревянный, песчаный, лисий.
3) Волчий, папин, голубой.
4) Глиняный, железный, лисий.
Остановка четвертая: «Вынужденная».
- Прилагательное трудолюбивый обнялось с цифрой «3» и плачет: оно хочет рассказать о себе подробнее, но забыло, как это сделать. Помогите ему, пожалуйста!
♦ Трудолюбивый3 (ученик) (морфологический разбор).
Остановка пятая: «Не - на место».
Проводится объяснительный диктант.
1) Дорога привела нас к (не)высокому обрыву.
2) За обрывом в синеватом дыму стоял (не)проглядный лес.
3) У самой воды выглядывали из зарослей (не)винные голубоглазые (не)забудки.
4) Густое и чистое небо сверкало над головой, (не)жаркое солнце шло уже низко.
5) Из густой травы взлетела (не) большая, а маленькая птичка.
- Отлично! Помирили НЕ с прилагательным. Едем дальше.
Остановка шестая: «SOS заблудившимся О и Е».
- Заблудились О и Е, помогите! (Выборочный ши распределительный диктант на правописание О - Е после шипящих в окончании прилагательного.)
Распределительный диктант: 1-й столбик - прилагательное с О в суффиксе, 2-й-с Е в суффиксе.
1) Свинцовой небо простиралось над головой. (К. Паустовский.)
2) В сумерках воздух над Прорвой делался прозрачным, как ключевая вода. (К. Паустовский.)
3) Пунцовый закат проступал за вершинами леса. (А. Н. Толстой.)
4) Кучевые облака громоздились в небе. (К. Паустовский.)
5) Задымились сторожевые огни на виноградниках. (А. Гайдар.)
6) Петя увидел хорошенькую девочку-подростка в новом ситцевом платье. (В. Катаев.)
7) Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. (В. Катаев.)
Остановка седьмая: «Обижаться не стоит, Н и НН».
- Что такое? Опять ссора, слезы? Одни слова обижаются, что у них Н, а другие - НН. Ребята, помирите их!
Работа с сигнальными карточками: Н - красная карточка; НН - зеленая.
♦ Туманная луна, песчаная равнина, длинные сосульки, овсяное поле, с жестяным свистом, гроздья журавлиного гороха, ветреная ночь, авиационный бензин, кожаная подушка, оловянные глазки, общественные заботы.
Остановка восьмая: «Дружные суффиксы».
Суффиксы К и СК! Живут они дружно! Знают свое место.
Проводится словообразовательная работа по образцу:
- Итак, поездка закончена. Но ведь с друзьями надолго не расстаются. На следующем уроке мы с ними (друзьями- орфограммами) встретимся на контрольном диктанте. Надеюсь, вы их узнаете и не обидите.
Примечание. При переходе от одной остановки к другой звучит веселая мелодия, например «Мы едем, едем, едем в далекие края...» и т. д.
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Нет комментариев. Ваш будет первым!