Урок путешествие по русскому языку, 6 класс. Имя прилагательное

Русский язык в 6 классе. Конспект урока – обобщения «В гостях у имени прилагательного»

Цели:

- систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы «Имя прилагательное»;

- уметь отличать прилагательное от других частей речи;

- определять его морфологические признаки;

- применять орфографические правила.

Ход урока

Учитель. Итак, позади уроки, где вы знакомились с именем прилагательным. Общаясь с этой красивой частью речи, мы узнали о ней много нового, стали грамотнее. Каждое новое сведение, каждое правило, как вы теперь уже знаете, - это остановки в большом городе, имя которому - Прилагательное.

- Ну, а в какой стране живет Прилагательное?

- В Морфологии!

- Верно! Сегодня мы покидаем г. Прилагательное, а значит, прощаемся с нашими добрыми друзьями - орфограммами. Их «лица», я надеюсь, мы будем помнить всегда, мы их узнаем в любом городе. На каждой улице мы сделаем остановку.

Остановка первая: «Визитная карточка имени прилагательного».

- Кто откроет карточку? (Дается определение прилагательного, называются его морфологические признаки, синтаксическая роль.)

Остановка вторая: «Да будет мир и согласие!»

- Посмотрите, что за ссора... В чем дело? Что случилось?

Мистер Глубокий, баронесса Глубже, господин Глубочайший никак не найдут общего языка. Какие-то упреки, амбиции...Пожалуй, обстановку надо нормализовать, конфликтовать крайне неприлично таким почтенным людям. Может быть, посоветуете, что предпринять?

Остановка третья: «Третий лишний».

- А здесь знакомая, любимая с детства игра - «Третий лишний». Кто же лишний? Почему?

1) Звонкий, точный, золотой.

2) Деревянный, песчаный, лисий.

3) Волчий, папин, голубой.

4) Глиняный, железный, лисий.

Остановка четвертая: «Вынужденная».

- Прилагательное трудолюбивый обнялось с цифрой «3» и плачет: оно хочет рассказать о себе подробнее, но забыло, как это сделать. Помогите ему, пожалуйста!

♦ Трудолюбивый3 (ученик) (морфологический разбор).

Остановка пятая: «Не - на место».

Проводится объяснительный диктант.

1) Дорога привела нас к (не)высокому обрыву.

2) За обрывом в синеватом дыму стоял (не)проглядный лес.

3) У самой воды выглядывали из зарослей (не)винные голубоглазые (не)забудки.

4) Густое и чистое небо сверкало над головой, (не)жаркое солнце шло уже низко.

5) Из густой травы взлетела (не) большая, а маленькая птичка.

- Отлично! Помирили НЕ с прилагательным. Едем дальше.

Остановка шестая: «SOS заблудившимся О и Е».

- Заблудились О и Е, помогите! (Выборочный ши распределительный диктант на правописание О - Е после шипящих в окончании прилагательного.)

Распределительный диктант: 1-й столбик - прилагательное с О в суффиксе, 2-й-с Е в суффиксе.

1) Свинцовой небо простиралось над головой. (К. Паустовский.)

2) В сумерках воздух над Прорвой делался прозрачным, как ключевая вода. (К. Паустовский.)

3) Пунцовый закат проступал за вершинами леса. (А. Н. Толстой.)

4) Кучевые облака громоздились в небе. (К. Паустовский.)

5) Задымились сторожевые огни на виноградниках. (А. Гайдар.)

6) Петя увидел хорошенькую девочку-подростка в новом ситцевом платье. (В. Катаев.)

7) Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. (В. Катаев.)

Остановка седьмая: «Обижаться не стоит, Н и НН».

- Что такое? Опять ссора, слезы? Одни слова обижаются, что у них Н, а другие - НН. Ребята, помирите их!

Работа с сигнальными карточками: Н - красная карточка; НН - зеленая.

♦ Туманная луна, песчаная равнина, длинные сосульки, овсяное поле, с жестяным свистом, гроздья журавлиного гороха, ветреная ночь, авиационный бензин, кожаная подушка, оловянные глазки, общественные заботы.

Остановка восьмая: «Дружные суффиксы».

Суффиксы К и СК! Живут они дружно! Знают свое место.

Проводится словообразовательная работа по образцу:

- Итак, поездка закончена. Но ведь с друзьями надолго не расстаются. На следующем уроке мы с ними (друзьями- орфограммами) встретимся на контрольном диктанте. Надеюсь, вы их узнаете и не обидите.

Примечание. При переходе от одной остановки к другой звучит веселая мелодия, например «Мы едем, едем, едем в далекие края...» и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Нет комментариев. Ваш будет первым!