Цели: познакомить с творчеством художника; углубить знания о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому; обогатить словарный запас по теме «Лето»; совершенствовать умения анализировать музыкальные и литературные произведения, находить в них эпитеты, сравнения; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины А. А. Пластова «Сенокос»; запись музыкального произведения П. П. Чайковского «Времена года»; пословицы и поговорки о первом летнем месяце; стихотворения о луговых цветах.
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Бродского «Ария насекомых».
Пчелки, бабочки, жучки –
Мы как нотные значки.
Нашу роль нельзя сужать
До умения жужжать.
Наша музыка простая:
Затихает, улетая,
Улетает, затихая.
Возвращается, порхая.
- Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркая зеленая трава. Много насекомых на поле, лугу.)
- Кто из вас был летом на лугу?
- Что вам особенно запомнилось? Какие чувства у вас возникали при этом?
- Какую работу выполняли на Руси летом на полях и лугах? (Косили траву.)
- Сегодня познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение.
II. Рассказ о творчестве художника.
Пластов писал картину «Сенокос» в селе Прислониха Ульяновской области. Он родился в этом селе в 1893 году и прожил здесь всю жизнь. Окрестности Прислонихи и жизнь односельчан были сюжетами всех его картин. Пластов писал «Сенокос» летом 1945 года. 9 мая 1945 года был подписан мир, закончилась страшная война. «...Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся - смерть кончилась, началась жизнь. Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал скошенных цветов не просушить... Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы березы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов - всего этого было в преизбытке».
Художник рассказывал о самом сильном впечатлении своего детства. В Прислониху приехали богомазы (мы бы сейчас сказали - реставраторы) подновить потускневшие росписи церкви, построенной дедом, расписанной дедом и отцом Аркадия Пластова.
«Вот мы с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам: запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. Контуры были в палец толщиной, о прилизанности икон не было и помина. Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза глядел на то, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня. И потрясающий, неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мне сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков и я так же натру себе этих красных, синих; огненных красок и буду живописцем, и никем больше», - вспоминал впоследствии художник.
Отец Аркадия хотел, чтобы его сын стал священнослужителем, и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. В городе мальчик скучал по дому, рисовал родную деревню, и бегал на базар - хоть посмотреть на приехавших торговать из Прислонихи.
В 1908 году, когда Пластов учился уже в семинарии, в Симбирске организовали сельскохозяйственную выставку. В художественном отделе выставки показал свои первые картины молодой (было ему 23 года) Дмитрий Иванович Архангельский. Отец Аркадия, увидев работы Архангельского, сказал сыну: «Вот бы у кого тебе поучиться».
«А у них в семье, - рассказывал Архангельский, - было принято так: раз нужно - значит, нужно. И откладывать решение незачем. Пришел ко мне Аркадий - мрачный, мужиковатый, настоящий хитрый деревенский парень. Поглядел исподлобья и сказал: «Я у вас учиться хочу». И учение началось.
В 1911 году Пластов поехал в Казань посмотреть выставку В. Д. Поленова. Картины замечательного пейзажиста поразили начинающего художника свежестью красок, умением передать и сияние солнца, и прозрачность пронизанного солнцем воздуха: «Был я тогда поднят до каких-то заоблачных высот - ведь я видел картины одного из тех, кто, по моим тогдашним понятиям, коснулся вершин возможного».
В первый раз А. Пластов в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве выдержать экзамена не смог, но поступил учиться в скульптурную мастерскую Строгановского училища. Через два года он снова сдавал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества и на этот раз успешно. Через несколько лет Аркадий Александрович стал тем, кем мечтал быть с детства — художником.
Но было у мастера еще одно увлечение, позволявшее ему быть и скульптором. В лесах вокруг Прислонихи рос бересклет - русский каучуконос. Корни бересклета выкапывали, каучуконосную кожицу с корней сдирали, а причудливо изогнутые корни оставались лежать в лесу громадными кучами. Однажды Пластов нашел на вырубке в лесу изогнутый срубленный ствол, который опирался на толстые ветки как на ноги. Присмотрелся мастер, чуть подправил формы, вставил камешки - глаза. Вырезал зубы, и во дворе дома художника появилось сказочное чудище - Змей Горыныч.
А на подоконнике в доме Пластова жили русалка и кентавр, ведьма, фавн, наяда - корни бересклета, преображенные воображением, фантазией и мастерством художника.
Предложите и ребятам присмотреться к корням, веткам, сучьям, пофантазировать, создать свое какое-нибудь фантастическое существо и осенью устроить выставку «Лесные тайны».
III. Беседа по картине.
- Рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Какое время года он изобразил? (Начало лета.) Чем чудесно и замечательно лето?
- Каждое время года чудесно, но, все-таки, даже в самом слове - «лето» - таится особая магия: тепло, жаркое солнце, лес, речка и никаких забот - каникулы! Листья, травы, цветы - как все выросло и расцвело!
- В каком летнем месяце бывает такая молодая зелень? (Только в июне бывает такая зелень свежая, яркая, чистая.)
- Какие травы и цветы нарисовал художник? (Колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, яркий дедовник, иван-да-марья - все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью А. А. Пластова на холсте.)
- Найдите эти цветы на картине. Рассмотрите их. Что вы чувствуете? (Легкую гибкость трав, упругость тонких побегов, сочность и хрупкость стеблей, резные очертания листьев, нежность и гладкость лепестков, то, что видел художник и воссоздал на холсте.)
- Какие насекомые живут на этом лугу?
- Рассмотрите чудесную красоту бабочек на холсте! Как разнообразны узоры и краски их бархатных крылышек!
- Изобразил художник на картине солнце? (Нет.)
- А почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день? (Художник в картине не изобразил солнце желтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого в тени.)
- Присмотритесь, как меняется цвет голубого колокольчика, освещенного или неосвещенного солнцем. (В тени берез А. Пластов написал цветы сочными, интенсивными красками, а на солнце - светлыми и яркими.)
- Как писал художник травы и листья? (Зеленые листья художник писал не только зелеными, но и синими, голубыми и белыми красками.)
- Подувший ветер заставил тонкие легкие листья берез затрепетать в воздухе, и они засеребрились на солнце, превратились, подхваченные ветром, в волну сверкающих брызг. Перепады цвета травы, цветов, листьев создали сияние солнечного света. В цветущем летнем великолепии природы, так непосредственно запечатленном на холсте, звучит ощущение полноты бытия природы и вечного торжества мощи природных сил.
- Аркадий Александрович Пластов запечатлел на большом холсте - его высота 193 см, а длина 232 см (!) - все, что составляет очарование начала лета.
- Опишите травы и растения, изображенные на картине. (Буйное цветение трав, белоствольные красавицы-березы, молоденькие пушистые сосенки, подросшие елочки, раскидистые кусты, скошенный луг и синие дали.)
- Кого изобразил художник? Что делают эти люди? (Художник изобразил косцов.) Сколько косцов на лугу? (Косцов всего четверо.) Как работают косцы? (Косцы, созданные Пластовым. - хозяева земли. В их облике есть ощущение свободы, чувство собственного достоинства и уверенности. Они работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстает тяжелым и праздничным, повседневным и вечным.)
- Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.
- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал картину «Сенокос», потому что большая часть картины - цветущий луг.)
«Любитель трав, я считаю, что краше цветущих трав ничего в мире нет», - говорил художник. А. Пластов показал красоту первого летнего месяца. А что вы знаете о происхождении названия этого месяца?
Июнь открывает лето. В Древней Руси июнь был четвертым, а потом десятым месяцем в году. И лишь в 1700 он занял привычное нам место. Июнь - по-славянски «червень» - красный месяц. В древнерусском календаре называли его светозаром, то есть озаренный светом: за долгие дни и короткие ночи. В народе говорят: «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». «Розанцветом» зовут его за обилие ярких цветов на лугах и полянах. Называли наши предки июнь еще и «изок», что значит кузнечик, ведь именно в этом месяце стрекочут они день и ночь. «Земляничником» прозвали июнь за то, что поспевает ягода: «В июне первую ягоду в рот кладут, вторую - домой несут».
Само же название «июнь», или «иуний», не русское. Оно пришло к нам из Византии. Этот месяц получил свое название в Древнем Риме в честь древнеримской богини плодородия, любви, семейного счастья - Юноны.
В июне много работы на полях: «Пришел июнь разноцвет, отбою от работы нет». В июне колосится озимая рожь, отцветают сады, появляются грибы - подберезовики, подосиновики, боровики - колосовики (так называют в это время грибы).
В первом летнем месяце происходит солнцеворот, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться. 22 июня - день летнего солнцестояния, когда ночь самая короткая в году, а день самый длинный.
- Вспомните пословицы о первом летнем месяце.
• В июне день - с год.
• Июнь-скопидом урожай копит на весь год.
• В июне заря с зарею сходится.
• В июне каждый кустик ночевать пустит.
• Красное лето никому не надокучило.
• Июньские дожди лучше золотой горы.
• Июньское тепло милее шубы меховой.
• Июнь - время длинных трав и сенокосов.
• Поле полоть - руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молотить.
- Назовите июньские приметы и соотнесите их с картиной А. Пластова «Сенокос».
• Много насекомых летит к костру - к дождю.
• Если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.
• Частые туманы обещают урожай грибов.
• Лягушки урчат - на дождь, громко кричат - на хорошую погоду, молчат - перед холодом.
• Зеленая радуга - к дождю, желтая - к хорошей погоде, красная - к жаре и ветру.
• Утром пчелы не летят в поля, а сидят по ульям и гудят - жди дождя.
• Если в июне ночи будут теплые, тогда можно ожидать изобилия плодов.
• Воробьи веселы, подвижны, драчливы - к хорошей погоде.
• Рыбы выпрыгивают из воды - перед дождем.
• Утром трава пахнет сильнее обычного - к дождю.
• Вода чиста как никогда - к дождю.
Физкультминутка
ЛЕНОК
Русская народная песня
Уродись, бел ленок,
Тонок, долог и высок,
Вверх головистый,
С цветком голубым,
С корнем золотым.
Мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы - жнецы худые,
У вас серпы тупые!
IV. Анализ музыкальных произведений П. И. Чайковского о лете из цикла «Времена года».
Звучит музыкальная пьеса «Июнь».
- Вот и наступило лето. О чем же рассказывает музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная», или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко. Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко, привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь - и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь, то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром.
Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!
Звучит музыкальная пьеса «Июль».
- Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.
Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это еще одна песня - композитор назвал ее «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.
Звучит музыкальная пьеса «Август».
- Эту пьесу композитор назвал еще «Жатва». Музыка ее не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка.
Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатвы» звучит мягче, женственнее. Но косить - всегда считалось делом мужским, а жать серпом - женским. Поэтому и музыка «Жатвы», хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, изящнее, чем «Песня косаря».
Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвон серпов. Подвижная, веселая мелодия как бы рисует оживленную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно желтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.
Интересно, какие картинки захочется нарисовать после прослушивания июльской и августовской пьес. Не обязательно рисовать косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню.
V. Составление плана сочинения.
Запись примерного плана на доске.
ПЛАН
1. Звонкая песня лета.
2. Описание картины:
а) луговые цветы и травы;
б) насекомые;
в) труд людей.
3. Мои фантазии о лете.
VI. Фестиваль луговых трав и цветов. Анализ литературных произведений о луговых цветах.
- Легенды говорят, что душистый горошек приплыл к нам из Индии. Небольшие букетики душистого горошка с тончайшими оттенками разноцветных лепестков по-прежнему доставляют нам радость.
ДУШИСТЫЙ ГОРОШЕК
В июне-июле вдоль пыльных дорожек
В лучах восходящей зари
Порхает но ветру душистый горошек,
Легко и воздушно парит.
На лодочку с парусом очень похож он,
Чуть-чуть только ветер дохнет,
Поднимет свой парус душистый горошек
И к синему небу плывет.
- Почему цветок назвали иван-чай? А было это так. Жил в одной из сельских местностей паренек Иван. Любил он щеголять в красной рубахе. И большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени красный цвет, поговаривали: «Да, это Иван, чай, ходит».
ИВАН-ЧАЙ
Он на лугу зарею пламенел,
Призатемняя всходы молочая,
И в небо направлял султаны стрел
Куст иван-чая.
- А вот другой удивительный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки-парашютики и под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку, и пролежат там до весны.
ОДУВАНЧИК
Разливает летний сад
Знойный душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах,
Тихо клонятся к ногам.
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.
- Ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны.
РОМАШКА
Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем,
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью.
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
VII. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VIII. Итог урока.
- Итальянский художник Леонардо да Винчи советовал художникам рассматривать пятна на сырых стенах и угадывать в них лица, чудовищ, даже пейзажи и сцены битв.
- Последуем этому совету! Давайте вместе рассматривать плывущие по небу облака, замечая их формы и превращения, и угадывать в облаках и чудовищ, и лица. И фантазировать! Вспомните, как облака превратились в белогривых лошадок в мультфильме.
- Говорят, что бесконечно долго можно смотреть на движение и игру красок огня и воды. Но можно долго-долго созерцать и любоваться разнообразнейшими переливами красок неба и облаков на закате или восходе солнца, величием и мощью надвигающихся свинцово-серых грозовых туч, или заметить, что в серой пелене дождя или тумана даже громадные деревья превращаются в прозрачные силуэты. А можно заглянуть в огород и изумиться - листики салата, ботва свеклы и моркови, капуста, горох, листья кабачков, петрушка, укроп - какое разнообразие оттенков зеленого цвета! Главного цвета лета.
- С каким произведением вы сегодня познакомились?
- О чем рассказал А. Пластов в картине «Сенокос»?
- Какие приемы и средства художественной выразительности он использовал?
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Нет комментариев. Ваш будет первым!