Урок в 6 классе «Повторение изученного о глаголе в 5 классе»

Русский язык, 6 класс. Урок путешествие в страну Глаголия (повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе)

Цели:

- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол», а именно: знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов; умение использовать глаголы в речи;

- воспитывать любовь к родному языку, родной природе;

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: карта путешествия, таблицы, рисунок Глагола, магнитофон, музыка Э. Грига «Утро», нарисованный дворец Глагола, вырезанные из цветной бумаги красные, зеленые, синие цветы.

На доске записан эпиграф:

Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. (А. Югов).

Ход урока

I. Вступительное слово. Организационный момент.

Учитель.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

II. Чтение отрывка из стихотворения.

- О какой части речи говорит автор?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

В. Кондрашов

- Почему так происходит?

III. Объяснение темы урока, постановка целей.

- Тема сегодняшнего урока - «Глагол. Повторение изученного о глаголе в 5 классе».

Мы повторим и закрепим знания о глаголе как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в предложении; закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи и находить их в тексте.

IV. Слово учителя.

- Обратите внимание на доску. На ней записан эпиграф нашего урока. Прочитайте: «Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи...» (А. Югов.)

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

(Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

- Ребята, а всегда ли такое значение имел глагол? Обратимся к словарю Владимира Даля.

Ученик (читает). Да, слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.

Учитель. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Приведите примеры глаголов. (Дети отвечают.)

Учитель. По мнению ученых, самыми употребительными глаголами являются следующие: сказать, мочь, хотеть, пойти, дать, видеть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать. Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол.

Учитель. Давайте попробуем представить портрет глагола.

Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить все что угодно. Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

Показ картинки.

- А как вы думаете, на кого похож глагол?

Ученики называют предметы, на которые, по их мнению, похож глагол: на ветер, на Золушку, на листики с древа познания.

Учитель. Итак, дайте определение глагола. Расскажите о синтаксической роли глаголов в предложении. (Ответы детей.)

V. Путешествие по лингвистической карте.

- Я приглашаю вас в путешествие по сказочной лингвистической Стране Глаголии. Этой страны вы не найдете на географической карте. Вокруг нее Морфологический океан. Рядом соседи: страны Существительных, Местоимений, Прилагательных, Числительных и много других. Путешествуют по этой стране на поезде знаний. Я думаю, что ваши знания о глаголе помогут преодолеть препятствия, проливы, которые встретятся во время нашего пути. На безжизненных и пустынных участках при помощи ваших знаний появятся зеленые ростки.

Мы с вами повторим и закрепим то, что узнали при изучении глагола в начальной школе и в 5 классе.

Путь свой мы начинам из города Неопределенной формы глагола. Как вы думаете, почему? (Это начальная форма глагола).

Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется неопределенной формой. Это неизменяемая форма глагола.

- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? (Что делать? Что сделать?)

- На что оканчивается неопределенная форма глагола? (-чь, -ти, -ть). Приведите примеры.

- Чтобы отправиться в путь, нам надо приобрести билеты. Билет считается купленным, если вы справитесь с заданием.

Работа в группах.

1-я группа.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Беседа, сожаление, помощь, дело.

2-я группа.

Поставьте глаголы в неопределенную форму, запишите их, обозначьте окончание.

Привез, вырос, спросил, смотрел.

3-я группа.

Замените словосочетания по образцу, употребив неопределенную форму глагола. Обозначьте окончание.

Благодарность отцу - благодарить отца; вращение турбины, готовка еды.

- Хорошо справились с заданием. Вспомнили, что такое неопределенная форма глагола. Теперь в путь. Следующая остановка в городах-спутниках: городе Совершенного вида и городе Несовершенного вида. Они расположены рядом.

Стук в дверь. Входит Дядюшка Глагол (ученик). Поправляет шляпу, сдувает с рукава какую-то невидимую пылинку.

Глагол.

Говорят (и это лестно!),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах - природный ум,

Нос с горбинкой,

Ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

СДЕЛАЛ нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел.

Но извините, мне страшно некогда. Я должен еще столько СДЕЛАТЬ, СОВЕРШИТЬ!

Совенку Соня сказанула:

«Сова, скорей слезай со стула!»

Совенок с Соней согласился,

Собрался с силами и смылся.

Учитель. Кто такая эта Соня, и почему бедному совенку нельзя сидеть на стуле?

Глагол. Это не важно, главное, чтобы все было на букву С. (Уходит.)

Учитель. Ребята, почему у этого Глагола С - любимая буква?

(Потому что он совершенного вида, отвечает на вопросы: что сделал? что сделать? что сделает?)

Снова появляется Глагол. Печальный, растрепанный.

Учитель. Что случилось?

Глагол. Ничего. Просто у меня испортилось настроение. И сразу стал ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ. Не смотрите на меня! Всякое несовершенство меня просто убивает.

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный...

Ах, мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

(Садится на стул грустный.)

Учитель. Почему дядюшка Глагол забыл про свою любимую букву С?

(Когда вид несовершенный, он отвечает на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что буду делать?)

- Глагол действие еще не совершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Учитель. Дядюшка Глагол, почему ты стал таким грустным?

Глагол. Запутался я совсем: в каком же городе мне жить? Мои друзья глаголы потерялись, помогите им вернуться в города Совершенного и Несовершенного вида.

Выборочно-распределительный диктант. (Двое детей работают у доски.)

Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает, пробилась.

Учитель. Итак, как же вы определяли жителей городов Совершенного и Несовершенного видов? (Задавали вопрос.)

Глагол: Большое спасибо, ребята. Теперь я понял: если есть в вопросе буква С, то друзей нужно икать в городе Совершенного вида, а если нет С - в городе Несовершенного вида. Какие вы все сообразительные и умные!

Учитель. Путешествие наше продолжается. И на пути у нас - город Трех времен.

- Давайте вспомним, какие три времени есть у глагола?

Работа в группах.

1-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

- Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нем стали говорить (до момента речи).

Прошедшее время образуется от основы неопределенной формы глагола обычно с помощью суффикса -Л-: петь - пел. Иногда форма м. р. образуется без суффикса -Л-: нести - нес.

Перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что перед -ть в неопределенной форме: видеть - видел.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал - читали. В форме ед. числа глаголы изменяются по родам.

2-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

- Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нем говорят в момент речи. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

3-я группа. Расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Как они изменяются? Приведите примеры.

- Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после того, как о нем скажут (после момента речи). Формы будущего времени могут быть простыми и сложными. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время (построю), от глаголов несовершенного вида - будущее сложное (буду строить).

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Задание повышенной сложности.

Учитель. Я прочитаю отрывок из стихотворения И. Бунина «После половодья». Выпишите в столбик все глаголы, определите их грамматические признаки.

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

Прошли - прошедшее время, мн. число (в форме пр. времени по лицам не изменяется, во мн. числе род не определяется).

Теплеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.

Млеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.

Синеет - наст, время, 3 лицо, ед. число.

Млеет - замирает, находится в каком-то томном состоянии от какого-нибудь переживания, волнения, оцепенения (томный - устало-нежный).

- Итак, какие три времени есть у глагола?

- Как изменяются глаголы по временам?

Город, который мы встречаем на своем пути, очень интересный - Занимательный город.

Жители этого города очень любят различные кроссворды, шарады и ребусы, ведь наука о русском языке хоть и сложная, но очень интересная. Я предлагаю вам магический квадрат, в котором спрятались 6 глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их.

Л

Е

Т

Е

Т

Ь

С

С

Й

К

Ц

Ф

Ъ

М

Й

П

У

Н

Ч

Д

Е

О

Е

Р

П

Р

А

Я

С

Щ

X

О

Л

О

В

И

Т

Ь

Э

С

Ы

Ж

Э

Ю

Ь

И

Ф

И

Т

И

3

X

К

Ш

Р

Т

Ь

В

Е

Р

Т

Е

Т

Ь

(По горизонтали: лететь, ловить, вертеть; по вертикали: плыть, есть, спросить).

- Это правильный ответ!

Молодцы, ребята! Выполняя это задание, вы не только находили глаголы, но и развивали свое внимание, наблюдательность и зрительную зоркость.

- И опять мы в дороге. Мы отправляемся в необычный город, Город правильного произношения.

Орфоэпическая минутка.

В этом городе все жители правильно произносят глаголы, никогда не делают ошибок в употреблении форм.

На доске записаны глаголы, с правильным произношением которых вы познакомились в 5 классе. Расставьте правильно ударения в словах.

Выходят ученики, расставляют ударения.

- Ребята, посмотрите на выполненное задание, проверьте его.

- Произнесите вслед за мной эти глаголы.

Облегчить, углубить, упростить.

Создать, создал, создала.

Понять, понял, поняла.

Многие глагольные формы имеют свои нормы произношения, с ними вы познакомитесь на последующих уроках при изучении темы «Глагол».

Вывод. Ребята, следите за своей речью, старайтесь правильно употреблять не только глаголы, но и все слова.

- Поезд отправляется дальше, за окном весна. Просыпается от яркого солнышка природа, журчат весенние ручьи, появляются первые цветочки, прилетают птицы.

Пробуждение весны похоже на раннее утро. Вы сегодня уже слышали, как Иван Алексеевич Бунин описывает весенний день. А какую картину весны представляете вы?

Прислушайтесь к музыке Эдварда Грига. Напишите 4-5 предложений на тему «Приход весны», используя глаголы.

А вам, ребята, в помощь предлагаются опорные слова. (Звучит музыка Э. Грига «Утро».)

Затем учащиеся читают свои сочинения-миниатюры (2-3), нужно выделить одно - лучшее.

- Наш поезд знаний не стоит на месте. И впереди - Город спряжений, который расположен на реке Личных окончаний. В этом городе живут глаголы I и II спряжений, а вместе с ними и слова-исключения.

- Что называется спряжением?

(Изменение глаголов по лицам и числам.)

- Какие глаголы относятся ко II спряжению?

- Какие глаголы относят к I спряжению? (Использовать таблицу.)

- Ребята, как определить спряжение глагола по личным окончаниям?

- Как определяем спряжение по неопределенной форме глагола? (Таблица.)

Цифровой диктант (1-я и 2-я группы).

Стоит, молчишь, ждут, пойдешь, глядит, шумят, мечтает, пахнет, светят, слышит.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3-я группа.

Определите спряжение глаголов:

стоит - ____ спр.                молчишь - ____ спр.           ждут - ____ спр.

глядит - ___ спр.                мечтает - ____  спр.           пойдешь -    ____спр.

шумят - ___ спр.                пахнет - ____ спр.

- Посмотрите! Перед нами раскинулся Большой Орфографический лес. В нем спрятались орфограммы.

Чтобы нам через него пройти, нужно выполнить задания по этим орфограммам. Ребята, какие орфограммы о правописании глаголов вы знаете?

- Расскажите о правописании Ь в глаголах на -ТЬСЯ. Приведите примеры. (Если это неопределенная форма, то мягкий знак пишем, если глагол 3 лица - нет.)

- Расскажите о правописании НЕ с глаголами. (Ответы детей.)

- Расскажите о правописании Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-м лице ед.числа. (Ответы детей.)

VI. Итог урока.

Учитель. Молодцы! Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы добрались до дворца Глаголов. Чтобы войти в него, давайте вспомним, что нам удалось повторить по теме «Глагол» на сегодняшнем уроке? (Дети обобщают материал.)

- Мы повторили значение глагола, морфологические признаки, его синтаксическую роль в предложении.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

1. Упражнение № 460.

2. Самым любознательным - вспомнить и записать загадки и пословицы, в которых есть глаголы с изученными орфограммами. (С частицей не-, с орфограммой -ТСЯ и -ТЬСЯ, Ь после шипящих в глаголах).

Урока время истекло...

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Рефлексия.

- У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Страну Глаголию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно - выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите зеленый цветок, а если вам наше путешествие не понравилось - синий цветок.

Рекомендуем посмотреть:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Нет комментариев. Ваш будет первым!