Дети порой соревнуются между собой в эрудиции.
«Соревнуются» - это от природы: от щенячьих игр и петушиных боев.
«В эрудиции» — это от человеческого общества: от культа знаний, от авторитета образования, престижа кругозора.
Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом: «А ты знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают». Взрослые тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются, только делают это сознательно. Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли викторины, интеллектуальные игры, эрудиционы, турниры знатоков и еще много чего другого с разными названиями, но единой сущностью: все это — специально организованные соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться по правилам.
Самое главное в организации викторины — правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила вы выберете, определится и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.
Если за основу вы возьмете правила клуба «Что? Где? Когда?», у вас будет одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-противников, придумавших накануне вопросы. Если ваша викторина будет похожа на «Счастливый случай», то команд будет уже две по четыре человека в каждой, а вопросы придется заготовить вам. Ну а если вы придумаете свой вариант правил, то вполне возможно, что участником игры-викторины станет весь класс или отряд, а команд не будет вовсе — будет индивидуальное первенство.
Придумывать правила, иными словами «сюжет» или «форму игры», самому очень рискованно. Если вы не учтете какую-то мелочь, может возникнуть конфликт, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпровождения вы получите испорченное настроение, вместо сплочения детского коллектива — разобщенность и затаенную на вас, как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у вас нет опыта разработки интеллектуальных игр, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообразными состязаниями в эрудиции. Только за последние годы появились на экране «Звездный час», «Брейн-ринг», «Шаробан», «Кино-шанс», «Зигзаг удачи», «Великолепная семерка», «Ключ к успеху», ну и, конечно же, — «Поле чудес». Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не придется долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, т. к. «общаются» с телевизором не меньше вас.
Если же вопросов, заготовленных заранее, у вас нет, их придется придумать. Хотя это и не совсем просто, но зато увлекательно. А если вы займетесь составлением вопросов вместе с детьми, вашими помощниками из инициативной группы, - это еще и полезно: вы неплохо пообщаетесь с ребятами 1,5—2 часа, узнаете об их интересах и круге чтения, обогатите детей собственными обширными познаниями.
При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:
— нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа («Дайте характеристику круговорота воды в природе».);
— нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углубленных знаний («Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года?»);
— нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления («Какие команды были чемпионами мира по футболу?»);
— нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов («Кто, когда и зачем изобрел порох?»);
— нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым («Не амперметром ли измеряется сила тока?»).
Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются некорректными, и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу отказаться от «сомнительных» вопросов.
В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобранные по темам («О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках»). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать не менее десяти остроумных вопросов.
Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации, например, спортивной эстафеты — конкурса, в котором главное - соревновательность. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы матчей и окончания игры, награды. И еще должен быть быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим наверняка предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при представлении участников, при комментировании ответов, при возможных подсказках из зала. Вспомните, какими фразами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: «таинственный шепот», «взрывное ликование», «завораживающая пауза».
Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная викторина не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном. Удачи вам и вашим маленьким эрудитам!
Викторина для школьников 11-12 лет на тему: "Женщины в космосе", посвящённая Дню космонавтикиОписание: Викторина рассчитана на возраст ребят 11-12 лет, т.е. для учащихся 4-5 классов. Подойдёт для внеклассного мероприятия классным руководителям. Викторину можно провести на тематическом классном часу, посвящённом Дню космонавтики. Цель: расширение кругозора учащихся школы. Задачи: 1. закрепить понятие «космос»; 2. вспомнить женщин-космонавтов; 3. узнать новую информацию; 4. повысить соревно... |
Занимательная викторина по английскому языку для 2 класса «Нарру English»Цели: повторение изученного материала в игровой форме, поддержание интереса к изучению английского языка. Задачи: • обучающие: актуализация изученных лексических единиц и закрепление лексических навыков по темам «Игрушки», «Животные», «Еда», «Спорт»; активизация числительных 1-10 в устной речи; обучение чтению с выборочным пониманием, отработка стратегии «прочитай и соотнеси»; • развивающие: развитие умений и навыков уст... |
Игра - викторина по сказкам для детей младшего школьного возрастаОписание работы: данный материал будет полезен учителям начальной школы. Материал предназначен для работы с детьми 1-4 классов. Он поможет провести работу в летнем лагере познавательно и интересно. Цель: - вспомнить и повторить русские народные и авторские сказки. Задачи: 1. Обучить правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас. 2. Развивать речь, мышление, память, коммуникатив... |
Весёлые тесты для детей начальной школы по сказкам и произведениям детских писателей с ответами Цель: формирование знаний и навыков по сказкам и произведениям детских писателей. Задачи: проявлять интерес к творчеству русских писателей и поэтов, развивать стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас. Тест по стихотворению К.Чуковского «Айболит» 1. Профессия Айболита: А) ... |
Викторина «День Матери» для детей 7-8 лет с ответамиСоставитель: педагог дополнительного образования Зданкевич Татьяна Александровна Описание работы: Материал предназначен для педагогов дополнительного образования с целью проведения внеурочного занятия, посвященого Дню Матери. Целевая аудитория: обучающиеся 7-8 лет Место проведения: учебный кабинет МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский Цель: воспитать у детей любовь и уважение к матери, способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, бли... |
Осенняя викторина для младших школьников 1 класса с ответамиОписание: викторина «Осень» будет полезна педагогам, работающим в начальной школе. Викторина развивает воображение и активизирует умственную деятельность первоклассников. Цель: проведение викторины про осень в форме загадок. Задачи: - развивать наблюдательность; - стимулировать воображение; - активизировать умственную активность; - развивать психические функции; - пополнять словарный запас. Ход викториныВедущая (в костюме Осени)... |
Викторина по русскому языку с ответами для 3 класса. КонспектЦель: воспитывать любовь к русскому языку, как к учебному предмету. Задачи: - Актуализировать знания учащихся по русскому языку, закреплять знания учащихся, полученные на уроке. - Учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать умение работать в группе. - Развивать память, внимание, логическое мышление, усидчивость. - Воспитывать у учащихся чувство сплоченности. Ход мероприятияУчащиеся делятся на коман... |
Мультимедийная викторина для учащихся 2-4 классов "Ура! Лето!"Мультимедийная викторина "Ура! Лето!" для учащихся начальной школы. Данная викторина будет полезна как воспитательное мероприятие для пришкольных лагерей во время летних каникул и в учреждениях дополнительного образования. Актуальность. В настоящее время большое значение для современных детей играет телевизор, компьютер, а не книга или журнал. Именно из телевидения или из Интернета дети подчеркивают для себя главное, узнают что-то ... |
Блиц - викторина про космос 2 класс с ответами и презентациейТехнология проведения внеклассных мероприятий Внеклассные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем. Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, инициативны, им присущи активное участие в общественных делах класса, школы, деятельностная позиция по отношению к результатам внеклассных мероприятий. От детей младшего школьного возраста всегда можно получить ... |
Литературная игра «Русские народные сказки» для младших школьников 1-2 классаАвтор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения внеклассных мероприятий с обучающимися 1,2 класса. Игру можно использовать при проведении уроков литературного чтения по теме «Сказки» в 1,2 классе УМК «Школа России». Цель: закрепление и обобщение знаний по изученным русским ... |
Литературная игра викторина "В гостях у сказки" для начальной школыАвтор: Садовникова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов ГОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) школа-интернат» Тема: Литературная викторина «В гостях у сказки» Цель: обобщить знания детей о сказках, формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Задачи: обучающие: систематизи... |
Мультимедийная викторина для учащихся 2-4 классов "Осенняя пора..."Описание: Мультимедийная викторина "Осенняя пора..." предназначена для учащихся начальных классов и представляет собой тип игры "Морской бой". Все вопросы викторины касаются темы осень - загадки, пословицы, поговорки, ребусы, осенние явления в жизни растений и животных. Введение В настоящее время большое значение для современных детей играет телевизор, компьютер, а не книга или журнал. Именно из телевидения или из Интернета д... |
Викторина для младших школьников" Профессии"Автор: Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназия "Кристина" г.Томска Описание: данная Викторина составлена на тему «Профессии», верные ответы выделены. Назначение: викторина пригодится учителям начальных классов при подготовке к уроку, к внеклассному занятию,а также при подготовке мероприятий в летнем лагере. Цель: обобщение знаний о профессиях. Задачи: - развивать речь,мышление,наблюдательность; - развивать инте... |
Олимпиада для младших школьников «Юные знатоки леса»Автор: Шевцова Наталья Миннахматовна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования МАОУДО «ЦДТ» г. Биробиджан, Еврейская автономная область. Описание материала: Год экологии остался в 2017 году, а экологические проблемы не просто остались, но и продолжают расти как снежный ком. Поэтому экологическое воспитание с раннего возраста является приоритетным. Ежегодно в марте весь мир отмечает Международный день леса. Этому событию и посвя... |
Викторина на тему: «День Победы» для учащихся начальной школы 1-2 классАвтор: Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области. Назначение: данное мероприятие может быть интересно учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей. Описание: материал направлен на формирование у детей интереса к военной тематике, истории военных лет, способствует развитию познавательного интереса и любознательности к военно... |
Музыкальная викторина для учащихся начальных классов с ответами
Викторины математические для младших школьников
Викторина по славянской мифологии для младших школьников с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!