Автор: Колесникова Любовь Викторовна - старший воспитатель, Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 «Общеобразовательный Центр» с. Кинель-Черкассы Самарской области детский сад «Василёк»
Описание материала: Предлагаю вам статью на педагогическую тематику, в которой описывается деятельность нашего детского сада по формированию толерантной культуры у дошкольников. Статья написана по программе "Мы дети одной планеты", разработанной и апробированной педагогами нашего детского сада, и мы предлагаем её для работы в другие детские сады.
Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу программы по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины «Мы дети одной планеты».
Мы живем в многонациональном селе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку программы по воспитанию толерантности у дошкольников. Программа « Мы дети одной планеты» составлена для детей старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. Авторская программа нова, к ней подобран диагностический инструментарий, ресурсный материал и представлено современное психолого-педагогическое сопровождение. С помощью программы « Мы дети одной планеты» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.
Миссия детского сада – заключается в распространении идей толерантности в образовательной среде, вовлечение педагогов, родителей и детей в работу по программе.
Цель: Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
3. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка.
4. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
В основу содержания легли:
- работа с педагогическим коллективом;
- работа с детьми;
- работа с семьей воспитанников детского сада.
Работа с педагогами проводится в форме педсовета, круглого стола, семинара – практикума, практических занятий с элементами тренинга, анкетирования.
Работа с воспитанниками детского сада проводится через основные виды активной деятельности: игровая деятельность, чтение художественной литературы, образовательная деятельность, тематические праздники, тренинги.
Сотрудничество детского сада с семьёй является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Это включало в себя разные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование, стендовая информация, выпуск буклетов, семейные газеты, совместные праздники.
Для выявления эффективности воздействия комплексной программы «Мы дети одной планеты» в начале и конце года проводится диагностика. Сравнительный анализ показал следующие результаты. У основной части детей отмечается высокая самооценка по всем параметрам. После реализации программы у детей снижается уровень тревожности, агрессии. Повысился уровень интеллектуального развития. Вербальный уровень повысился на 40%. Невербальный на 15%. У детей повысился словарный запас, улучшилась связная речь. Дети более уверенны в себе, коммуникабельны, в их словаре появились знания по толерантности, они стали более толерантны, по отношению к окружающим. У ребят повысился уровень знаний о традициях своего народа, его ценностях, а также понимание и уважение к другим народам малой Родины, их культуре и обычаям В нашей экспериментальной работе, направленной на формирование толерантности участвовали педагоги, дети и их родители. Анализируя работу по программе « Мы дети одной планеты» педагогами отмечены наиболее интересные методические мероприятия: практические занятия с элементами тренинга, мастер-классы, моделирование и проигрывание конфликтных ситуаций. Огромная роль в работе по данной программе уделяется совместной деятельности взрослого и детей. С детьми проводятся тематические занятия и беседы, где старшие дошкольники обсуждают семейные традиции, говорят о различных национальностях в своей родословной, рассматривают семейные фотографии, рассказывают о родных и близких.
Интересно прошло развлечение « Россия – страна многонациональная», которое проводилось с целью закрепления и обобщения знаний детей о национальной символике; традициях русского народа и других национальностей. «Фестиваль народных подвижных игр» был полностью посвящен играм народов России. Дети с удовольствием играли в знакомые национальные игры и разучивали новые, передающие традиции разных национальностей. Родители принимали активное участие в семейных конкурсах, фотовыставках, консультациях, а также совместных праздниках и развлечениях.
Совместный праздник «Сто народов – одна семья» стал итогом нашей работы по реализации программы по воспитанию толерантности у дошкольников « Мы – дети одной планеты». Семьи подготовили свои стенгазеты, представили их в форме самопрезентации, рассказали о семейных национальных традициях, угостили всех своим любимым блюдом. На празднике было много песен, танцев, смеха и веселья.
Формированию более глубоких и полных представлений дошкольников о истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней, способствует специально организованная предметная среда. В фойе учреждения, групповых комнатах оформлены уголки государственной символики; подобран материал по ознакомлению с родным селом Кинель-Черкассы и народами разных национальностей, живущих в нем (информационные альбомы, фотоальбомы, наборы открыток, стенды и пр.)
Работая по программе « Мы дети одной планеты» мы наблюдаем положительную динамику, которая дает следующие результаты:
· снижение уровня агрессивности детей и родителей
· внедрение в практику работы с детьми и родителями приемов и методов по формированию толерантности;
· разработка педагогической модели формирования толерантности в детском саду;
· повышение уровня знания о культуре своего народа и народов малой родины
· повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников
Программа «Мы – дети одной планеты», разработанная и апробированная педагогами нашего детского сада эффективна, и мы предлагаем её для работы в другие детские сады.
Литература
1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004 г.] / [сост. Н.Н. Мазняк, В.К. Кузнецова, И.Б. Белая]. – СПб., 2005.
2. Боголюбова М.И. « Интернациональное воспитание дошкольников М.Просвещение 1988г
3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2010.
4. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7.
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М: АРКТИ, 2003.
6. Евдокимова Е.С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. – Волгоград, 1999.
7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11.
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников