Цель: дети должны знать цену хлебу и бережно относиться к нему, уважать и ценить чужой труд.
Задачи: нравственное воспитание детей данного возраста, приобщение к культуре и традициям русского народа.
Рекомендации.
Воспитатель подбирает иллюстрации, подкрепляющие его беседу. Они помогут ребятам ответить на заданные вопросы, а также закрепить в памяти полученную информацию. Так, например, иллюстрации с изображением маленького пшеничного зернышка, распаханной земли, посевной, ростка пшеницы и уборки урожая дают возможность проследить за «ростом» пшеничного колоска. А картинки с изображением агронома, хлеборобов, пекаря или кондитера за их работой наглядно покажут детям процесс превращения зерна в хлеб, мучные изделия и т. п.
После беседы можно предложить ребятам поиграть в агрономов: прорастить и посадить в пластиковую коробочку с землей (из-под йогурта) пшеничное зернышко, вести наблюдение за его ростом. Для этой цели необходимо завести «дневник наблюдения» и зарисовывать малейшие изменения «хлебного» зернышка. Таким образом, беседа на данную тему отложится в памяти детей и подтолкнет их к «научно-исследовательской деятельности».
А при помощи пластилина каждый ребенок может попробовать себя в роли кондитера или пекаря. Из «выпеченных» детскими руками «хлебобулочных изделий» можно организовать целую выставку творческих работ. Можно также поиграть в сюжетно-ролевую игру: открыть кукольный «магазин-кондитерскую». Мальчики, исполняя роль дизайнеров, оборудуют в отведенном воспитателем уголке «кондитерскую»; изготавливают из подручных материалов столы и стулья и прочую необходимую мебель для данного «заведения». Девочки из лоскутков, обрезков клеенки шьют «скатерти» и т. п. «Продавец», «официант», «покупатели» - почти всё, как во взрослой жизни, но гораздо интереснее и увлекательнее, а самое главное - познавательно.
Таким образом, обычная плановая беседа может перерасти в масштабное праздничное мероприятие, которое надолго запомнится детям. Например, почему бы не устроить праздник хлеба? Как полагается, со стихами, песнями, инсценировками и заключительным чаепитием, с вкусной сдобой, домашней выпечкой?
Воспитатель рассказывает.
- Каждый год 22 апреля во всем мире отмечается День Земли. Этот день является напоминанием всем живущим о том, что они всецело зависят от земли, которая кормит их. Люди должны помнить об этом и бережно относиться к своей кормилице.
С древних времен человечество неразрывно связано с миром растений. Вначале первобытные люди собирали и употребляли растения в пищу, потом научились из них строить себе жилье, изготавливать одежды. Со временем люди стали переходить от собирательства, рыболовства и охоты к земледелию и разведению скота. Почти 70 тысяч лет назад возникло мировое земледелие. И началось оно с вырубки и выжигания леса, выкорчевывания пней, обработки земли мотыгами. Потом засевали землю рожью и ячменем, позднее овсом, просом, пшеницей, гречихой. Урожаи зерновых помогали пережить зиму. Запасы сена шли на прокорм скоту. Большим подспорьем в хозяйстве были и огороды. В старину на Руси были села, где выращивался один какой-нибудь овощ. Например, в одном селе все занимались выращиванием гороха. В другом - огурцами и так далее. Огородами в основном занимались женщины. У каждой русской огородницы был свой секрет выращивания овоща, который передавался от матери к дочери.
Хорошим кормильцем для человека был лес: его деревья шли на дрова для топки печей, а ягоды и грибы употребляли в пищу; ловили дичь. Река кормила рыбой, родники поили водой. Наши предки верили в силы природы, поклонялись им. В далекие-далекие времена самым главным и всемогущим считался хозяин урожая - бог плодородия и покровитель семян Род. Его имя и сейчас звучит во многих замечательных русских словах. Это такие слова, как «родина», «родник», «родители», «родинка», «урожай» и другие.
В большом почете был и бог грома и молний - Перун. Люди считали, что он просыпался рано весной, пробуждая ото сна поля и нивы. Перуна считали покровителем земледелия, творцом урожая и подателем пищи.
Со временем покровителем земледельцев стал пророк Илья. В народе говорили: «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет». Чтобы задобрить пророка, крестьяне ставили на ворота своего дома посудины с рожью и овсом. Просили о ниспослании на землю дождей и хороших урожаев. Когда же, наконец, дожидались дождя, говорили:
Слава богу!
На нашей нивке
Сегодня дождинки!
Слава богу!
Первый день жатвы на Руси считался большим праздником для земледельца. От того, какой урожай будет собран, зависел и достаток крестьянской семьи.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали, -
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
В этот день жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него. Угощались и пели песни. В других деревнях первый сноп украшали цветами и лентами, проносили по деревне и ставили в избе в почетный угол со словами: «Вот тебе, Илья, борода! А на будущий год уроди нам хлеба города!»
Из муки первого урожая выпекали первый каравай и ставили его на середину праздничного стола, чтобы умилостивить Илью- пророка. Заканчивалась жатва в конце августа.
Ох и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи - пирогами.
На поле оставляли небольшую полоску несжатых колосьев, перевязывая их лентами, сплетая в венок и приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». Венок из колосьев пригибали к земле, слегка присыпая землей. Под него клали хлеб с солью и, низко кланяясь, благодарили Илью и просили, чтобы на следующий год урожай был не хуже.
...Хлебушко, расти!
Времечко, лети, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков... Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Но кто из вас, ребята, знает, какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на вашем столе? Что такое хлеб? Это продукт человеческого труда. Буханка хлеба или пряники не растут на хлебном дереве. Необходимо затратить много сил, времени и приложить немалого труда и мастерства, умения, чтобы мы могли отведать вкусный и хрустящий хлебушек. Так откуда же берется хлеб? Из малого пшеничного зернышка. Его нужно посеять, взрастить, сохранить от непогоды полученный урожай, просушить, помолоть, чтобы получилась мука, замесить тесто, испечь. Вот такой трудный и долгий путь у нашего хлебушка.
Вопросы:
1. Как называют людей, выращивающих хлеб? (Хлеборобами.)
2. Кто руководит посевной, наблюдает за созреванием урожая? (Агроном.)
3. Кто готовит землю для посева семян зерновых культур, распахивая ее? (Тракторист.)
4. Кто собирает на поле урожай зерновых культур? (Комбайнер.)
5. Кто занимается просушкой и хранением урожая? (Колхозник.)
6. Как называют человека, который занимается выпечкой хлеба? (Пекарь.)
7. Кто для нас выпекает вкусные пирожные и торты? (Кондитер.)
Воспитатель рассказывает.
Хлеб стали выращивать очень давно. Пшеницу возделывали еще тысячу лет назад до нашей эры. Самая ранняя пшеница появилась на Арабском Востоке (пять тысяч лет назад), в Азии она известна восемь тысяч лет. На Руси - три века. Славяне проявляли большой интерес к сельскому хозяйству восточных народов. Рис к нам пришел из далекой Аравии. За этим диковинным зерном посылал купцов Петр I. Родиной гречихи является Индия, к нам она попала из Греции.
Исстари на Руси в каждом доме угощали гостей вкусной рассыпчатой кашей. Она не только вкусна, но и полезна для здоровья. Недаром дети с младенческих лет после материнского молока переходят на каши (манную, гречневую, перловую, рисовую, овсяную и др.).
Русским народом сложено множество пословиц и поговорок о пользе зерновых культур и ценности хлеба:
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной;
• Даже глыба золота не заменит крошки хлеба;
• Не красна изба углами, красна пирогами;
• Хлеба ни куска - везде тоска, а коли хлеба край, так и под елью - рай;
• Хлеб в человеке воин;
• У кого хлеб народится, тот всегда веселится;
• Худ обед, когда хлеба нет;
• Хлебушка - калачу дедушка;
• Хлеб - всему голова;
• Хлеб да каша - еда наша.
На Руси издавна владели мастерством хлебопечения. Старинные пекари держали в большом секрете рецепты и способы своей выпечки. Например, саратовские умельцы выставляли на ежегодную Нижегородскую ярмарку (до революции) калач просто огромных размеров. Он славился не только своим изумительным вкусом, но и тем, что не черствел и имел способность восстанавливать свою форму. Калач застилали чистой материей (холстиной), и любой желающий мог попрыгать на нем, как на перине, чудо-калач пружинил и не терял ни вкуса, ни формы.
Раньше, кто имел кусок хлеба, считал себя богатым человеком, бедняки же обходились одной овощной похлебкой. Всем детям известна русская народная сказка «Репка». Помните? Посадил дед репку и выросла репка большая-пребольшая... Раньше репка во время неурожаев заменяла крестьянам хлеб. В те времена еще не знали про картошку, она была завезена Петром Первым позже.
Нелегко доставался хлебушек крестьянам. Чтобы прокормиться, работали они с раннего утра и до поздней ночи. Помогали взрослым и дети, начиная с пятилетнего возраста, работать в поле.
Дети нашего времени должны помнить о том, с каким трудом достается хлеб хлеборобу. К хлебу должны относиться с большим почтением, уважать и ценить труд многих людей. У некоторых народностей (в Средней Азии и на Кавказе) еще с древних времен сохранился такой хороший обычай: просить прощения у хлеба.
Если взрослый или ребенок по неосторожности уронит кусок хлеба, то он должен немедленно поднять его, сдуть пыль, поклониться хлебу или поцеловать его, а затем только положить на стол.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!..
Некрасивая история (рассказ)
В средней группе детского сада наступило время обеда. Помыв после прогулки руки, дети рассаживались по своим местам. Нянечка Антонина Петровна разлила по тарелкам суп, положила перед каждым по кусочку хлеба.
- Фу, я не хочу хлеб! - сморщился Славик и отодвинул от себя кусок. - Я его не люблю!
- А вот и зря, - проговорила воспитательница и вновь придвинула к мальчику хлеб. - Какой же это обед, когда хлеба нет?! Кушай, Слава, и не капризничай. Всем приятного аппетита!
Ребята дружно сказали: «Спасибо!» Весело и бойко замелькали ложки.
- На пользу прогулка пошла деткам, вон какой аппетит нагуляли, - сказала с улыбкой старая нянечка воспитательнице. - Пора второе подавать. А ну, ребятки, кто суп доел - налегай на кашу! Хлеб да каша - еда наша! Каши много, и на добавку еще останется...
- Ну вот, опять каша! - вздохнула Светочка Романцева. - Дома каша, в садике каша. Сколько можно? Уже тошнит от нее!
С кислым видом Светочка принялась ковырять в тарелке.
- Ой! - вдруг вскрикнула она и схватилась за щеку. - Вера Ивановна, а Слава в меня хлебом кидается!
Девочка подняла с пола и показала воспитательнице хлебный мякиш, скатанный в шарик. Слава так и не съел свой кусок. Из корки хлеба он сделал себе пистолет, а из мякиша скатал патроны. Первой его мишенью стала Света Румянцева, его соседка по столу.
- Слава! - возмутилась воспитательница. - Разве так можно?! Хлеб не смей на пол бросать, научись хлеб уважать! После сна, когда дети будут играть, ты сядешь на стульчик в уголок и подумаешь над своим поведением, а потом мы с тобой поговорим...
Вопросы:
- За что воспитательница Вера Ивановна наказала Славу?
- Как вы думаете, о чем Вера Ивановна говорила со Славой?
- Почему рассказ называется «Некрасивая история»?
- Почему о хлебе в народе говорят: «Хлеб всему голова»?
- Встречаются ли в рассказе русские народные поговорки или пословицы? Какие? (Назовите их.)
Продолжение рассказа.
...После полдника дети окружили плотным кольцом воспитательницу и Славика. Всем было любопытно, о чем они будут говорить. Вера Ивановна усадила ребят и рассказала о том, как маленькая краюшка хлеба спасла ей жизнь. Совсем еще крохотной девочкой с родителями она жила в городе Ленинграде. Шла война. Тяжелая и страшная. Русские солдаты, жители города стойко держались и не пускали фашистов в город. Тогда те пошли на хитрость: они окружили город, перекрыли все пути. Продовольствие в Ленинграде заканчивалось. Ленинградцы стали сильно голодать. За хлебом и продуктами у магазинов выстраивались громадные очереди. Приходилось стоять несколько дней и ночей за крохотной краюшкой хлеба, крупами, селедкой. Обессиленные от голода люди падали и умирали прямо на улицах.
Маленькой Верочке удалось выжить благодаря тому, что ее мама отдавала почти весь свой паек (так назывался блокадный набор продуктов) дочке. Тем кусочком хлеба, который выдавался каждому человеку на несколько дней, невозможно было насытиться. С тех самых пор любимым лакомством для Веры Ивановны так и остались хлеб с маслом, сладкий крепкий чай и каша - как напоминание о далеких и страшных ужасах войны...
- Верочка Ивановна, - вдруг всхлипнула Светочка Румянцева и прижалась к воспитательнице, - мне так жалко ленинградцев! Я обязательно полюблю кашу, честное слово!
- Вот и хорошо, Светочка, - проговорила Вера Ивановна, поглаживая девочку, и, обращаясь ко всем ребятам, спросила: - А вы знаете, ребятки, сколько богатырей русских выросло на этой самой каше?
- Дети тут же кинулись вспоминать и перечислять: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич...
- Вера Ивановна! - вдруг тихо и несмело проговорил Славик. Он подошел к воспитательнице и виновато опустил голову. - Простите меня! Я так больше не буду!
- Как, Слава? - спросила его Вера Ивановна.
- Ну, хлебом не буду баловаться, кидаться... Я... поступил очень плохо...я все понял...
- Я рада это слышать, Слава. Думаю, такое больше никогда не повторится, да?
- Ага! - с облегчением воскликнул Славик. - Никогда! Я вам обещаю!
Запомни!
Хлебные крошки, оставшиеся после еды, нужно скормить птицам. Так же можно поступить и с остатками каши. Птицы будут тебе благодарны за вкусное угощение.
С хлебом обращайся бережно и с уважением. Не забывай о том, что в маленьком кусочке хлеба заключен труд многих людей.
Не бросайся хлебом и не играй им - это очень плохо!
* * *
Скороговорки
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Хорош пирожок -
Внутри творожок.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Съел Валерик вареник,
А Валюшка - ватрушку.
Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.
Шутка
- Внимательно послушай и попытайся повторить, четко проговаривая слова:
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубки поломали.
Задание: познакомься с «Песенкой о хлебе» и выучи ее.
Отличные пшеничные
(из шведских детских песенок)
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Русская народная потешка
У крыльца
Растет трава.
Я колю,
Колю дрова!
Я колю
На чурочки.
Гори, огонь,
В печурочке!
Гори, гори
Жарче, печь!
Будет Дуня
Пышки печь...
«Что мы делали, не скажем...» (русская народная игра)
Выбирают водящего - дедушку. Сажают его на стул, играющие становятся перед ним и говорят:
- Здравствуй, дедушка!
На что «дед» отвечает: «Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?»
Дети говорят:
- Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем! Ребята мимикой, жестами показывают, как они «косят», «жнут», «вяжут снопы», «копают землю», «собирают картошку» или «месят тесто», «пекут пирожки» и тому подобное. «Дедушка» пытается отгадать изображаемое играющими занятие.
Сценарий ко Дню земли в подготовительной группе
Весеннее развлечение для детей старшей группы в детском сады. Подснежник
Весеннее развлечение для старших дошкольников. Сценарий
Физкультурный досуг в старшей группе весной. Конспект
Конспект занятия в подготовительной группе. Природные ископаемые Земли
Нет комментариев. Ваш будет первым!